Обучать творчеству… Возможно!
Краснощек Светлана Алексеевна,
к.б.н., учитель биологии ГБОУ СОШ №692
Санкт-Петербурга
Для сегодняшних школьников энциклопедичность знаний отходит на второй план. «OK, Google!» - и поисковая система выдаст нам сотню интерпретаций любого понятия или явления. Сегодня важно научить школьников умению получать и преобразовывать эту информацию, умению творчески её использовать, генерировать идеи и применять их на практике, в исследовательской деятельности.
Как проходит большинство уроков в большинстве школ: учитель заходит в класс и начинает монолог, сообщая готовые выводы науки, законы, факты, правила, показывает образец действия и дает задание на заучивание учебного материала и его воспроизведение. При этом доминирует исполнительная деятельность учащихся: наблюдение, слушание, запоминание, выполнение по образцу. И так изо дня в день, из года в год. Скучно! И ученику и учителю.
Выходом из такой ситуации может стать технология решения изобретательских задач – ТРИЗ, - которая поможет сделать уроки более интересными, динамичными, познавательными.
В основе метода - решение так называемых открытых задач, которые существенно отличаются от традиционно используемых в школе закрытых задач. Вот как сами педагоги сформулировали разницу этих двух понятий:
– У открытых задач нет чёткого однозначного условия и строгого алгоритма решения.
– Это жизненные задачи.
– Открытые задачи интересны – их хочется решать.
– Они расширяют кругозор.
– Используя открытые задачи, можно вытягивать «двоечников» – у них возникает интерес к учёбе.
– По мере развития науки и техники у некоторых открытых задач могут возникать новые решения.
Обычно сюжеты задач берутся из жизни учёных и простых людей, из мира растений и животных, найдены в неживой природе.
Вот несколько примеров открытых задач.
Павианы и мандарины. У фермеров южноафриканской провинции Трансвааль в течение ряда лет стада павианов уничтожали почти весь урожай мандаринов. Не помогали ни сторожа, ни собаки. Как быть фермерам?
Как уберечь масло? В Древнем Риме, когда вечером после застолья все расходились по своим комнатам, хозяин дома гасил светильники в общей зале, чтобы масло зря не расходовалось. Но рабы часто воровали масло. Светильников в зале, как правило, было много. Поди запомни, сколько в каждой лампе осталось масла… А сливать масло было нельзя – в приличном доме светильники всегда должны были быть в состоянии готовности. Как быть хозяину дома?
Решая такие задачи, ребята не только учатся анализировать и творчески использовать информацию, не боятся принимать решения, но и узнают много полезного и интересного в новой, динамичной форме. Таким образом учитель превращает знания в инструмент творческого освоения мира, создаёт условия для развития воображения и самостоятельной творческой деятельности, которые в дальнейшем могут быть использованы ими для решения проблемных задач в любой области деятельности.
1. Гин А. А., Андржеевская И. Ю. 150 творческих задач о том, что нас окружает: учеб.-методич. Пособие. Изд. 2-е, перераб. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. – 216 с.: ил.
2. Гин А. А. Требования к условию открытой учебной задачи. Журнал «Школьные технологии», М.: Народное образование, № 6, 2000., с. 192 – 195.
3. Кавтрев А.Ф., Гин А.А. Креатив-бой: как его провести: ВИТА-ПРЕСС; Москва; 2012
4. Рубина Н.В. Развитие творческого воображения. ТРИЗ-Карелия, 2014.
5. Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением ТРИЗ. http://fastform.ru/shkolniku/7/