Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Обучать творчеству… Возможно!

 

Краснощек Светлана Алексеевна,
к.б.н., учитель биологии ГБОУ СОШ №692
Санкт-Петербурга

Для сегодняшних школьников энциклопедичность знаний отходит на второй план. «OK, Google!» - и поисковая система выдаст нам сотню интерпретаций любого понятия или явления. Сегодня важно научить школьников умению получать и преобразовывать эту информацию, умению творчески её использовать, генерировать идеи и применять их на практике, в исследовательской деятельности.

Как проходит большинство уроков в большинстве школ: учитель заходит в класс и начинает монолог, сообщая готовые выводы науки, законы, факты, правила, показывает образец действия и дает задание на заучивание учебного материала и его воспроизведение. При этом доминирует исполнительная деятельность учащихся: наблюдение, слушание, запоминание, выполнение по образцу. И так изо дня в день, из года в год. Скучно! И ученику и учителю.

Выходом из такой ситуации может стать технология решения изобретательских задач – ТРИЗ, -  которая поможет сделать уроки более интересными, динамичными, познавательными.

В основе метода  - решение так называемых открытых задач, которые существенно отличаются от традиционно используемых в школе закрытых задач. Вот как сами педагоги сформулировали разницу этих двух понятий:

– У открытых задач нет чёткого однозначного условия и строгого алгоритма решения.

– Это жизненные задачи.

– Открытые задачи интересны – их хочется решать.

– Они расширяют кругозор.

– Используя открытые задачи, можно вытягивать «двоечников» – у них возникает интерес к учёбе.

– По мере развития науки и техники у некоторых открытых задач могут возникать новые решения.

Обычно сюжеты задач берутся из жизни учёных и простых людей, из мира растений и животных, найдены в неживой природе.

Вот несколько примеров открытых задач.

Павианы и мандарины. У фермеров южноафриканской провинции Трансвааль в течение ряда лет стада павианов уничтожали почти весь урожай мандаринов. Не помогали ни сторожа, ни собаки. Как быть фермерам?

Как уберечь масло? В Древнем Риме, когда вечером после застолья все расходились по своим комнатам, хозяин дома гасил светильники в общей зале, чтобы масло зря не расходовалось. Но рабы часто воровали масло. Светильников в зале, как правило, было много. Поди запомни, сколько в каждой лампе осталось масла… А сливать масло было нельзя – в приличном доме светильники всегда должны были быть в состоянии готовности. Как быть хозяину дома?

Решая такие задачи, ребята не только учатся анализировать и творчески использовать информацию, не боятся принимать решения, но и узнают много полезного и интересного в новой, динамичной форме. Таким образом учитель превращает знания в инструмент творческого освоения мира, создаёт условия для развития воображения и самостоятельной творческой деятельности, которые в дальнейшем могут быть использованы ими для решения проблемных задач в любой области деятельности.

 

1. Гин А. А., Андржеевская И. Ю. 150 творческих задач о том, что нас окружает: учеб.-методич. Пособие. Изд. 2-е, перераб. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. – 216 с.: ил.

2. Гин А. А. Требования к условию открытой учебной задачи. Журнал «Школьные технологии», М.: Народное образование, № 6, 2000., с. 192 – 195.

3. Кавтрев А.Ф., Гин А.А. Креатив-бой: как его провести: ВИТА-ПРЕСС; Москва; 2012

4. Рубина Н.В. Развитие творческого воображения. ТРИЗ-Карелия, 2014.

5. Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением ТРИЗ. http://fastform.ru/shkolniku/7/

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»