Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическая разработка

Технология диалогового взаимодействия
как средство пополнения личного «Портфолио»

Свиточ Ирина Гурьевна,
учитель ГБОУ СОШ №188 с углубленным
изучением мировой художественной культуры
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание……………………………………………………………………………2

Введение…………………………………………………………………………………2

1.     Основные пути модернизации начального образования………………4

1.1.Целесообразность использования инновационной технологии «Портфолио» в обучении младших школьников…………………………4

1.2.Возможности использования технологии «Портфолио» в начальной школе………………………………………………………………..6

    2. Методы и формы организации внедрения технологии диалогового взаимодействия в начальных классах как средства пополнения личного «Портфолио»……………………………………………………………………………7

         2.1. Использование технологии в учебном процессе. Формы и методы организации использования ТДВ в обучении……………………………………….7

        2.2.Практическое применение ТДВ……………………………………………9

Заключение……………………………………………………………………………….13

Список использованной литературы……………………………………………….14

 

Курсовая работа на тему: «Технология диалогового взаимодействия как средство пополнения личного «портфолио»

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».

Элберт Хаббарт

 

     Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс. Поэтому, уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных  инновационных технологий.

     В концепции модернизации Российского образования сказано: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества школьного образования. Информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование – для всех и новое качество образования – каждому. Выпускник школы должен быть не просто напичкан «зунами», а уметь организовывать собственную учебную деятельность, т.е. иметь готовность и способность учиться.

     Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными технологиями и способность применять полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

     Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование технологии «Портфолио»  в учебно-воспитательном процессе.

 

Образовательная технология «Портфолио» и возможность ее применения в обучении

 

     Технология «Портфолио» - это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика и учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Это заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика и учителя в разных областях.

 

 

1.     ОСНОВНЫЕ ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1.1.         Целесообразность использования инновационной технологии «Портфолио» в обучении младших школьников

 

Педагогическая идея портфолио предполагает:

 

- смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;

- интеграцию количественной и качественной оценок;

- доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.

 

     Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:

 

- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

- поддержание высокой учебной мотивации школьников;

- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

-  формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

- приобретение навыков рефлексии,формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности  и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;

- создание предпосылок и возможностей для успешной социализации выпускников.

     Конечная цель портфолио – доказательство прогресса обучения по результатам учебной деятельности.

 

В зависимости от конкретных целей обучения выбирается тип портфолио:

 

- портфолио документов;

- портфолио достижений;

- рефлексивный портфолио;

кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.

 

 

Преимущества портфолио

 

1.     В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.

2.     Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащихся посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.

3.     Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.

4.     Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.

5.     Портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.

 

Основные проблемы, возникающие при внедрении портфолио

 

     Прежде всего, внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителя, новых организационных и познавательных  умений. К тому же возникает проблема учебного времени: портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система обучения и оценивания.

     Задачи портфолио, конечно же, не решаются за один-два года. Необходимо реально оценить возможности учителя, учащихся, родителей в возможности предоставления материалов, позволяющих составить «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. Поэтому возникает необходимость ответить на следующие вопросы: 1. Как могут взаимодействовать ученики, учителя и родители при формировании портфолио?                                                                              

2. Как влияют различные варианты формирования портфолио на степень учебной мотивации учащегося, на развитие его социальной активности?

     

 

 

 

1.2. Возможности использования  технологии «Портфолио»  в начальной школе

 

                    Педагогическое общение в процессе обучения охватывает широкие сферы человеческой жизни и потому предъявляет высокие

 

 

 требования к личности педагога. В этой связи уместно вспомнить слова К.Д.Ушинского о том, что личность воспитывается личностью, и чем

крупнее калибр личности воспитателя, тем глубже и сильнее его воздействие на личность воспитанника. «Если воспитатель – высоконравственный, духовно богатый человек, если он постоянно нацелен на творчество, если он по-настоящему человечен в своих отношениях с воспитанниками и высокую требовательность к ним гармонично соотносит с уважительным отношением и своим примером постоянно побуждает их превращать истинные ценности жизни и культуры в свои собственные ценности, учит не бояться не проторенных путей в поисках решений задач, которые ставит жизнь, и никогда не изменять своему призванию, он достигнет многого в формировании у своих воспитанников качеств, которые будут помогать каждому продвигаться к своему акме», - замечал по этому поводу А.А.Бодалев.

     Таким образом, продуктивным для пополнения личного «портфолио» может стать диалоговое взаимодействие участников образовательного процесса, под которым понимается свободное взаимодействие между равноправными и равнозначными партнерами при решении вопросов, в результате чего достигается общность (или повышается уровень общности) взглядов при сохранении индивидуальности каждого.

 

            Педагогический аспект технологии диалогового взаимодействия

 

«Образно говоря, вся вселенная стоит на диалоге».

 

 

     Перед каждым учителем ставятся вопросы: как привить учащимся интерес к знаниям, как воспитывать трудолюбие, самостоятельность, как включить в работу каждого ученика.

     Организация коллективного учебного диалога требует особой позиции педагога, которую можно назвать открытой педагогической позицией. Сравним ее с противоположной - закрытой – позицией.

     Открытая позиция педагога:

- эмоционально открыт, искренен, не боится и готов изменить ситуацию на уроке в пользу ребенка;

- слышит разное, обнажает разное (мысли, позиции, переживания), понимает и организует разное;

- организует понимание, рефлексию, самоанализ, рефлексирует сам;

- дает возможность ребенку влиять на то, что происходит на уроке.

     Закрытая позиция педагога:

- эмоционально закрыт, глух, неискренен, боится нарушить план урока, изменить задуманное в пользу ребенка;

-  слышит только себя или то, что хочет услышать, стремиться к шаблону, стереотипности, тормозит любые ситуации «разрыва»;                                       -  контролирует, оценивает (отметками), не рефлексирует сам;

-  исключает влияние ребенка на происходящее на уроке; все зависит только от учителя.

    Итак, для организации коллективного учебного диалога в начальной школе необходимо:

- снятие всех барьеров в общении между педагогом и ребенком и использование приемов «подогревающих» обучение;

-   владение учителем технологией побуждающего и подводящего диалога;

- проведение наряду с уроками-заданиями уроков-наблюдений и уроков проблемных ситуаций;

- использование на уроках различных диалоговых приемов: дискуссий, групповой работы, «ловушек», провокаций и т.п.;

- смена авторитарной жесткой монологовой позиции педагога на доверительную открытую диалоговую позицию, т.е. переход из закрытой педагогической позиции в открытую.

 

2.     МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КАК СРЕДСТВА ПОПОЛНЕНИЯ ЛИЧНОГО «ПОРТФОЛИО»

 

2.1.         Использование технологии в учебном процессе. Формы и методы организации использования ТДВ в обучении

 

     Технология диалогового взаимодействия (ТДВ) является наиболее подходящей формой обучения и воспитания. Именно она дает возможность ученику работать в своем темпе, снимает психологические перегрузки, а учителю позволяет больше внимания уделять творчеству и индивидуальному общению с учениками, что в значительной степени способствует сбору материала для пополнения портфолио учителя.

Свою работу я начала с применения на уроках элементов ТДВ. Это работа учащихся в парах сменного состава, при котором каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом коллектива, являясь то его учеником, обучаемым, то его учителем, т.е. обучающим коллектив, т.е. все обучают каждого и каждый обучает всех.

Приемы и методы ТДВ:

- взаимные диктанты в парах сменного состава;

- разучивание стихотворений;

- работа в парах сменного состава по карточкам;

- взаимообмен заданиями;

- обсуждение проблем;

- технология развивающейся кооперации

                                                                                                                                 

- методика работы по вопросникам;

- педагогика сотрудничества и «погружение»;

- взаимопередача тем.

     Технология диалогового взаимодействия может применяться:

- при изучении нового материала;

- при закреплении пройденного материала;

- при организации контроля и проверке знаний учащихся;

- при знакомстве с теоретическим курсом;

- при отработке теоретических знаний;

- при сдаче зачетов;

- при организации учебного материала в разделе «Развитие речи».

     Каждая группа методик для сменных пар требует определенных навыков и умений как у учащихся, так и учителя. Эти умения я сначала вырабатывала в постоянных парах, и только после этого перевела класс на работу в парах сменного состава. При работе в парах партнеры все время говорят, в классе шумно. Работа в шуме непривычна. Поэтому моя задача на первых порах: научиться слушать и слышать несколько пар, направлять работу отдельных учеников и управлять процессом в целом. У учащихся иные задачи: учиться работать в шуме, регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер его хорошо слышал, а другим ученикам голос не мешал; слушать товарища и слышать его; учиться сидеть так, чтобы удобно было общаться друг с другом (повернуться к соседу, сесть свободнее, передвинуть стул, положить книгу и т.д.). У учащихся вырабатываются навыки социального и делового общения, происходит усвоение изучаемого материала, формируются педагогические умения и навыки. Обучение в парах сменного состава значительно обогащает каждого участника.

     Коммуникативная направленность преподавания характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения. Путь к этой цели – практическое пользование языком. Иначе говоря, практическая речевая направленность – это не только цель, но и средство.

     Учебный процесс при ТДВ организуется с учетом таких моментов:

- каждый учащийся должен систематически излагать другому тему;

- каждому должна предоставляться возможность знать все, что знают остальные и передавать другому все, что он знает;

- каждый учащийся должен регулярно изучать некоторую тему самостоятельно;

-  каждый учащийся должен быть подключен к организации и управлению работой учебной группы.

     Работа в паре постоянного или сменного состава позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, ведению диалогов. В конце блока учащиеся сдают зачет, который имеет теоретическую и практическую часть.

                                                                                                                                

     При коллективной форме обучения изложение материала учителем теряет прежнее значение. Учащийся изучает материал, работая в постоянной паре или в парах сменного состава.

 

     2.2. Практическое применение технологии диалогового взаимодействия

 

     Чтобы любой урок был направлен на развитие творческих способностей  учащихся и реализовывал их в полной мере, я ориентируюсь на следующие принципы:

 - использование инновационных педагогических технологий для максимального раскрытия личности каждого ребенка;

- постоянное использование деятельного подхода в обучении, создание ситуации успеха для каждого ученика;

- принцип «принятия другого». Взгляд на ученика как на полноправного партнера в условиях сотрудничества;

- принцип проектирования и реализации образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся;

- принцип «самосознающей позиции», т.е. умении встать в рефлексивную позицию (самосознающую) по отношению к тому, чему учить, как учить, зачем учить;

- ориентирование на завтрашний день своих учеников.

     Развитие интеллектуальных и творческих способностей предполагает деятельность в самых различных направлениях.

1.           Каждому ребенку присуще любопытство (или познавательная потребность), которая проявляется в поиске новых знаний, новой информации. Большинство детей действительно хотят сами открыть эту информацию, эти знания, но мы, учителя, не всегда готовы предоставить им такую возможность.

2.           Уроки, проведенные в нетрадиционной форме, будут способствовать удовлетворению этого детского любопытства. В первом классе на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира дети учатся работать в сменных парах и делают это с большим удовольствием.

3.           Уже не первый год я веду уроки математики по программе Л.Г.Петерсон. Наш девиз: «Исследуй! Думай! Доказывай!» Усвоение математических понятий идет не через многократное повторение разных правил, а посредством организации исследовательской творческой деятельности детей. Создание ситуаций для исследовательской работы позволяет воспитывать оригинальность и гибкость мышления, активизирует и делает интересным сам процесс учебных действий. Очень важным компонентом учебной деятельности являются самооценка и самоконтроль, когда ребенок сам оценивает результаты своего труда. Уже с первого класса учу детей оценивать свою работу.

                                                                                                                             

4.           Большой словарный запас – это одновременно результат и критерий развития умственных способностей человека. Не секрет, что у большинства современных детей словарный запас очень ограничен. Дети мало читают, редко слышат красивую литературную речь. Уроки литературного чтения, и, в особенности, уроки внеклассного чтения, дают возможность развить речь учащихся. Задача учителя создать такие условия, чтобы сам процесс чтения, общения с книгой стал интересным. Как этого добиться? Конечно, выбор литературы, соответствующий возрасту, хорошо продуманная система заданий, организация самого урока. Такой урок должен быть открытием, даже праздником. Особая атмосфера урока создается уже с первых минут. Дети по жребию делятся на временные творческие группы, рассаживаются на специально расставленные столы и начинают творить. Важно научить общению в таких группах. Это долгий и тонкий процесс, но он дает большие положительные результаты. Подобное проведение урока позволяет активизировать процесс усвоения нового материала, включить учащихся в процесс познания, дает возможность каждому выразить свою точку зрения на существующую проблему, стимулирует учащихся к самостоятельному мышлению. Поощрение интересных высказываний, праздник непохожих точек зрения, свобода мнения, фиксация любого предположения, право на ошибку, запрет на критику – вот приемы, которые, я использую на своих уроках. По ходу выполнения каждого из заданий учащимся необходимо: понять учебную задачу; спланировать учебные действия; применить имеющиеся знания и умения; провести самоконтроль и рефлексию. При работе в группах использую памятки «Правила сотрудничества»: вежливо обращаться друг к другу; выслушивать мнение каждого, не перебивая; доказывать свои версии; в группе ответы дает каждый; умеешь сам – научи других; быть внимательными друг к другу. Результатами данной работы стали: более высокие результаты обучения; лучшее усвоение учебного материала учащимися; большая мотивация, меньше дисциплинарных нарушений; большая социальная активность, умение быстро освоиться в новых условиях; более высокая самооценка; улучшение отношений с одноклассниками.

5.           Каждого человека в жизни ожидают взлеты и падения, успехи и, может быть, провалы. Надо готовить детей и к тому и к другому. Это можно сделать, организовав разумную соревновательность. Приобретаемый в результате такой деятельности опыт побед и поражений является важным фактором развития личности, закаляет характер. Работа в группах позволяет каждому ребенку проявить себя в качестве лидера, а лидерство дает первый опыт принятия решений, что очень важно в любой творческой деятельности.

                                                                                                                          

Убеждена: развивать творческое мышление может только тот, кто сам способен творить.

     При изучении нового материала, я нередко применяю методику изучения тем самим учеником, без объяснения учителя. Небольшие темы выбираются так, что ученик может изучить их в любой последовательности. Подготовленный материал может изучаться на одном уроке или на нескольких занятиях подряд. Каждый ученик в данный момент изучает одну тему, а за определенный промежуток времени он должен усвоить все темы. У каждого ученика своя последовательность их изучения. Я распределяю темы между учениками так, чтобы одновременно над каждой из них работали и слабые, и средние, и сильные ученики. Ученик получает тему – задание и готовит к работе свою тетрадь. Он записывает число, название темы и делит страницу на 4 графы: номер абзаца, о чем абзац (название), узловые понятия, с кем работал.

Алгоритм работы

1.     Получить текст.

2.     Подготовить к работе тетрадь.

3.     Если считаешь для себя необходимым, то прочитай весь текст.

4.     Назови товарищу тему и скажи, какую работу в паре вы должны выполнить:

- выделить абзац, озаглавить его, выполнить указанные действия для его усвоения;

 - выделить абзац, озаглавить его и самим решить, какие действия надо осуществить для его усвоения;

5. Прочитать про себя абзац 1. Пересказать себе. Озаглавить (составить вопрос) и записать в тетрадь.

6. Прочитать вслух абзац 1 и пересказать друг другу (по очереди). Обсудить название (вопрос абзаца).

7. Прочитать про себя абзац 2, пересказать себе, озаглавить.

8. Прочитать друг другу вслух абзац 2. Пересказать друг другу абзацы 1 и 2. Обсудить заглавие абзаца 2 и т.д.

9. Пересказать весь текст.

Как работает ученик с новым партнером?

В новой паре решают, кто сначала изучит тему, а кто поможет. Они изучали другой материал и о теме друг друга не знают. Поэтому должны друг друга познакомить с тем, что они изучают. Для этого они называют тему и пересказывают содержание абзаца, который усвоили, работая в первой паре. При этом они пользуются не текстом, а лишь записями в тетради. У них могут возникнуть вопросы, отвечают на них, а затем они работают по алгоритму. Когда они встретятся с третьим партнером, то сначала перескажут друг другу содержание первых двух абзацев, ответят на вопросы, и только после этого  они приступают к изучению следующей порции материала. Четвертому сначала расскажут содержание трех первых абзацев.

                                                                                                                        

Учет работы

На период изучения этих тем в классе вывешивается листок учета, который помогает учитывать работу каждого ученика на данном уроке и видеть ход изучения всех тем в классе. Проверка знаний может быть устной, письменной, в виде тестов, итоговой контрольной и т.д.

      Разновидность проблемного метода обучения – мастерская. Это новый способ организации деятельности учеников. В ходе мастерской дети сами добывают и отрабатывают предметные знания. Обучаются осознавать свои различные психические состояния, учатся ими управлять. Развивается креативное мышление, воображение, интерес к предмету. Учащиеся, сами, открыв какие-то истины, лучше их запоминают и могут лучше их применять в жизни. Мастерскую создать нелегко, но за такой формой обучения будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Таким образом, сделаны первые шаги по ТДВ. О больших результатах и показателях говорить еще рано, нерешенных проблем еще немало. В корне меняется деятельность учеников и деятельность преподавателя. На коллективных занятиях каждый ученик становится учителем. Конечно, это происходит не мгновенно, но происходит обязательно, как только ученики начинают работать в парах сменного сменного состава. Все обучают всех. При групповом способе обучения учитель все делает сам, при коллективном все делает коллектив. У учителя, наконец, появляется время для изучения новейших достижений науки, методики, передового опыта, что способствует пополнению личного портфолио учителя.

     Работать по новой технологии нелегко. Приходиться не только преодолеть сложившийся стереотип, но еще приобретать новый опыт.

     По итогам работы по ТДВ отмечается:

- повышение качества знаний, умений и навыков учащихся по отдельным изучаемых предметам;

- улучшилась техника чтения;

- отношение учащихся к учебе изменилось в положительную сторону;

- дети стали более общительными, дружными, культурными.

     Систематическая работа по ТДВ будет способствовать развитию надпредметных (общеучебных) умений учащихся:

- деятельностные умения (работать по алгоритму, планировать свою деятельность, удобно располагаться в пространстве);

- коммуникативные умения (быть толерантным, налаживать контакт с партнером, слышать и слушать собеседника);

- интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, выбирать; работать с книгой; анализировать прожитое).

     Новый век требует новой личности: свободной, высоко развитой интеллектуально, способной самостоятельно принимать решения.

 

 

Создать такую личность можно, используя технологию диалогового взаимодействия и технологию «Портфолио». Наша задача в ближайшем будущем продолжить и обогатить опыт работы по ТДВ и технологии «Портфолио».

 

 

 

   

 

 

 

 

   

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА. Доклад В.М.Филиппова на заседании Правительства РФ 25.10.2001 ( с официального сервера Правительства РФ).

2.     Возрастная и педагогическая психология. 2-е изд. / Под ред. А.В.Петровского, М., 1979

3.     Акмеология и педагогика / Под ред. А.А.Бодалева, М., 1991

4.     Бахтин М.М. «Эстетика словесного творчества» - М.: Художественная литература, 1986

5.     Добринская Е.И. «Образование взрослых: преемственность и развитие»/ Педагогика, 2001

6.     Подымова Л.С., Сластенин В.А. «Педагогика. Инновационная деятельность» -  М., 1997

7.     Окунев А.А. «Речевое взаимодействие учителя и ученика в структуре Нового образования» - С-Пб., 2006

8.     Мастерская. Поиск решения педагогических проблем. / Под ред. Окунева А.А.

9.     Окунев А.А. «Как учить не уча или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы» - С-Пб., 1996

10.                        Кабанова-Меллер Е.Н. «Учебная деятельность и развивающее образование» - М., 1981

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»