Мультимедиа технологии на уроках
и во внеклассной работе
Полянская Виктория Владимировна,
учитель истории и обществознания ГБОУ № 341
Невского района Санкт-Петербурга
Существует много способов сделать урок интересным, наглядным, динамичным. Один из них - использование мультимедиа-технологий.
Мультимедиа в переводе с английского языка - «много средств»: звук, видео, графика (схемы, фотографии, рисунки).
Есть несколько вариантов использования на уроке мультимедиатехнологий.
1. Прежде всего, это включение в урок материалов электронных учебников.
На уроках использую мультимедиа - курс Виртуальной школы Кирилла и Мефодия.
Каждый мультимедиа-учебник по истории содержит:
- учебный материал: рисунки, фотографии, анимации, карты и схемы, видеофрагменты;
- тесты и проверочные задания, задания для самоконтроля.
- энциклопедические и хрестоматийные статьи, исторические документы.
- справочник, содержащий термины, понятия и их определения.
Но использование мультимедиа-урока - один компьютер на класс, изображение выводится на экран, - не позволяет использовать разделы «Тесты», «Документы» и «Справочник» в полном объеме, для этого необходимо работать в компьютерном классе, чтобы каждый ученик сидел за компьютером. Поэтому в основном использую «Учебный материал» виртуальных уроков для изучения нового материала и актуализации знаний.
Электронные учебники спасают, когда необходимо дать большой объем нового материала за один урок. Например, при изучении темы «Жизнь и быт в средневековом городе. Ремесло и торговля» в шестом классе за урок необходимо пройти материал четырех параграфов. Урок из Виртуальной школы Кирилла и Мефодия содержит множество различных изображений европейских городов, ремесленных мастерских, четыре видеоотрывка, а также ссылки на словарь, энциклопедию и различные документы. Этим материалом можно распоряжаться по собственному усмотрению: использовать часть документов и видеоотрывков, обращать внимание на наиболее важные понятия, работать с наиболее интересными иллюстрациями и документами. В конце урока даны основные выводы, итоговое тестирование. Дети с удовольствием работали на уроке, отвечали на вопросы, сами задавали вопросы по теме, делали необходимые записи в тетради. Проведенная самостоятельная работа на следующем уроке показала, что большинство усвоило практически весь материал.
2. Использование мультимедиа технологии на уроках.
Часто возникает необходимость в создании собственных «мультимедийных учебников» в форме презентаций. Для подготовки использую программу Power Point.
Презентации удобны тем, что при их подготовке можно отобрать материал именно тот, который нужен для конкретного урока, разместить его в нужной последовательности. Необходимая информация появляется в нужный момент, когда это удобно учителю. Аккуратное, яркое, чёткое и цветное изображение на экране делает урок с применением презентации более наглядным и логичным.
Компьютерные презентации удобны и тем, что их можно использовать как на отдельном этапе урока, так и в течение всего урока. В структуре урока сохраняются все основные этапы.
Например, на организационном этапе урока необходимо подготовить учащихся к восприятию материала, быстро включить в работу. С помощью слайда записывается тема в тетрадь: «Англия в 18 веке. Промышленный переворот». Затем ставится задача на урок: Характеризуя эту эпоху, английский писатель Даниэль Дефо сказал: «Королевство день ото дня меняло облик». Что же имел в виду Дефо? В этом нам предстоит разобраться сегодня. Наша задача: выяснить, какие изменения в экономической и общественной жизни Англии произошли в 18 веке.
Этап проверки домашнего задания, актуализации пройденного материала позволяет выявить уровень знаний, восполнить недостающие знания. С помощью презентации это можно сделать следующим образом: на экране предложен вопрос, если дети затрудняются с ответом, то появляется подсказка в виде иллюстрации или карты, затем правильный ответ.
В ходе беседы по пройденному материалу правильные ответы появляются на доске в виде текста или таблиц.
При объяснении нового материала на слайд выводятся основные понятия, схемы, таблицы, карты, иллюстрации, что позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся.
На этапе применения и контроля знаний, формирования умений с помощью слайдов можно организовать решение познавательных задач.
На уроках можно совместно использовать мультимедиа и рабочие тетради по предмету. Например, при изучении темы «Восточные славяне» в шестом классе после составления рассказов по иллюстрациям о двух типах земледелия у славян, я предлагаю сравнить подсечно-огневое земледелие и переложное и выполнить задание в рабочей тетради: «Заполни схему «Системы земледелия у восточных славян». При этом мультимедиа и рабочая тетрадь строго разделены и не дублируют, а дополняют друг друга.
3. Применение мультимедиа - технологии во внеклассной работе.
Мультимедиа – технологии я применяю и во внеклассной работе – при проведении классных часов, бесед, викторин. Например, на классном часе, посвященном юбилею Невского района, слайды презентации иллюстрировали рассказ учителя и сообщения учеников, помогли организовать «Конкурс знатоков».
На классном часе, посвященном Дню Конституции, с помощью текста Конституции и иллюстраций была организована беседа о гражданине, его правах и обязанностях.
«Блокадные дни» мы тоже вспоминали с помощью презентации: весь трагизм и героизм этой страницы истории стал ближе и понятнее с помощью мультимедиа.
Учеников привлекает новизна использования мультимедиа технологии. В классе создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Проведение уроков с мультимедийной демонстрацией делает процесс обучения наглядным, динамичным; помогает ученикам более глубоко проникнуть в суть вопроса, лучше понять и запомнить изучаемый материал. Мультимедиа технология значительно экономит время, поддерживает внимание и дисциплину, активизирует учащихся, способствует развитию коммуникативных умений и навыков, то есть повышает эффективность образовательного и воспитательного процесса, делает его более современным.