Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мультимедиа технологии на уроках
и во внеклассной работе

Полянская Виктория Владимировна,
учитель истории и обществознания ГБОУ № 341
Невского района Санкт-Петербурга

 

Существует много способов сделать урок интересным, наглядным, динамичным. Один из них - использование мультимедиа-технологий.

Мультимедиа в переводе с английского языка - «много средств»: звук, видео, графика (схемы, фотографии, рисунки).

Есть несколько вариантов использования на уроке мультимедиатехнологий.

1. Прежде всего, это включение в урок материалов электронных учебников.

На уроках использую мультимедиа - курс Виртуальной школы Кирилла и Мефодия.

Каждый мультимедиа-учебник  по истории содержит:

  • учебный материал: рисунки, фотографии, анимации, карты и схемы, видеофрагменты;
  • тесты и проверочные задания, задания для самоконтроля.
  • энциклопедические и хрестоматийные статьи,  исторические документы.
  • справочник, содержащий термины, понятия и их определения.

Но использование мультимедиа-урока - один компьютер на класс, изображение выводится на экран, - не позволяет использовать разделы «Тесты», «Документы» и «Справочник» в полном объеме, для этого необходимо работать в компьютерном классе, чтобы каждый ученик сидел за компьютером. Поэтому в основном использую «Учебный материал» виртуальных уроков для изучения нового материала и актуализации знаний.

Электронные учебники спасают, когда необходимо дать большой объем нового  материала за один урок. Например, при изучении темы «Жизнь и быт в средневековом городе. Ремесло и торговля» в шестом классе  за урок необходимо пройти материал четырех параграфов. Урок из Виртуальной школы Кирилла и Мефодия содержит множество различных изображений европейских городов, ремесленных мастерских, четыре видеоотрывка, а также ссылки на словарь, энциклопедию и различные документы. Этим материалом можно распоряжаться по собственному усмотрению: использовать часть документов и видеоотрывков, обращать внимание на наиболее важные понятия, работать с наиболее интересными иллюстрациями и документами.  В конце урока даны основные выводы, итоговое тестирование. Дети с удовольствием работали на уроке, отвечали на вопросы, сами задавали вопросы по теме,   делали необходимые записи в тетради. Проведенная самостоятельная работа на следующем уроке показала, что большинство  усвоило практически весь материал.

2. Использование мультимедиа технологии на уроках.

Часто возникает необходимость в создании собственных  «мультимедийных учебников» в форме презентаций. Для подготовки использую программу Power Point.

Презентации удобны тем, что при их подготовке можно отобрать материал именно тот, который нужен для конкретного урока, разместить его в нужной последовательности. Необходимая информация появляется в нужный момент,  когда это удобно  учителю.     Аккуратное, яркое, чёткое и цветное изображение на экране делает урок с применением  презентации  более наглядным и  логичным.

Компьютерные презентации удобны и тем, что их можно использовать как на отдельном этапе урока, так и в течение всего урока. В структуре урока сохраняются все основные этапы.

Например, на организационном этапе урока необходимо подготовить учащихся к восприятию материала, быстро включить в работу. С помощью слайда  записывается тема в тетрадь: «Англия в 18 веке. Промышленный переворот».  Затем ставится задача на урок:  Характеризуя эту  эпоху, английский писатель Даниэль Дефо сказал: «Королевство день ото дня меняло облик». Что же имел в виду Дефо? В этом нам предстоит разобраться сегодня.  Наша задача: выяснить, какие изменения в экономической и общественной жизни Англии произошли в 18 веке.

Этап проверки домашнего задания, актуализации пройденного материала позволяет выявить уровень знаний, восполнить недостающие знания. С помощью презентации это можно сделать следующим образом: на экране предложен вопрос,  если дети затрудняются с ответом, то появляется подсказка в виде иллюстрации или карты, затем правильный ответ.

В ходе беседы по пройденному материалу правильные ответы появляются на доске в виде текста или  таблиц.

При объяснении нового материала на слайд  выводятся основные понятия, схемы, таблицы, карты, иллюстрации,  что позволяет активизировать мыслительную деятельность  учащихся.

На этапе применения и контроля знаний, формирования умений с помощью слайдов можно организовать решение познавательных задач.

На уроках можно  совместно использовать мультимедиа и рабочие тетради по предмету. Например, при изучении темы «Восточные славяне» в шестом классе после составления рассказов по иллюстрациям о двух типах земледелия у славян, я предлагаю сравнить подсечно-огневое земледелие и переложное и  выполнить задание  в рабочей тетради: «Заполни схему «Системы земледелия у восточных славян». При этом мультимедиа и рабочая тетрадь строго разделены и не дублируют, а дополняют друг друга.

3. Применение мультимедиа - технологии во внеклассной работе.

Мультимедиа – технологии я применяю и во внеклассной работе – при проведении классных часов, бесед, викторин. Например, на классном часе, посвященном юбилею Невского района, слайды презентации иллюстрировали рассказ учителя и сообщения учеников, помогли организовать «Конкурс знатоков».

На классном часе, посвященном Дню Конституции, с помощью текста Конституции и иллюстраций была организована беседа  о гражданине, его правах и обязанностях.

«Блокадные дни» мы тоже вспоминали с помощью презентации: весь трагизм и героизм этой страницы истории стал ближе и понятнее с помощью мультимедиа.

Учеников привлекает новизна использования мультимедиа технологии. В классе  создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Проведение уроков с мультимедийной демонстрацией делает процесс обучения наглядным, динамичным; помогает ученикам более глубоко проникнуть в суть вопроса, лучше понять и запомнить изучаемый материал. Мультимедиа технология значительно экономит время, поддерживает внимание и дисциплину, активизирует учащихся, способствует развитию коммуникативных умений и навыков, то есть повышает эффективность образовательного  и воспитательного процесса, делает его более современным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»