Внеклассное мероприятие с элементами исследования
Искусство средневековья
Васильева Татьяна Вячеславовна,
учитель ИЗО ГБОУ СОШ №156;
Сойникова Татьяна Николаевна,
учитель музыки ГБОУ СОШ №156
Калининского района Санкт-Петербурга
Участники: параллель 6-х классов.
Для учащихся:
Тема исследования: культурологические связи эпохи средневековья.
Проблематика: зависимость развития культуры и искусства от уровня развития социально- экономического строя.
Для учителей:
Цель: разработка и внедрение метапредметных форм образования.
Задачи: - интеграция классно-урочного и внеурочного образования
-интеграция естественнонаучных и художественных способов познания мира
-развитие познавательного интереса к процессу образования
-новые подходы к изучению предметов образовательной области «Искусство» в новой информационной среде.
Домашнее задание:
Выполнить презентации: - «Замки Франции», «Замки Германии»
- «Внутренний интерьер замка»
- геральдика
Подготовить сообщения: - костюм средневекового горожанина.
- история замка (на выбор)
- гобелены
- архитектурные особенности «Романского» и «Готического» стилей на примере соборов (на выбор).
Каждый класс готовит: - название
- девиз
- герб
- костюм горожанина
План - содержание проведения конференции:
Первый этап.1. Просмотр фрагментов к/ф «Город мастеров», «31 июля», …
2.Ответы на вопросы по видеоряду:
- какая эпоха представлена,
-по каким признакам вы это определили?
Второй этап
Ведущий 1: Сегодня мы совершим небольшое путешествие в эпоху средневековья. На уроках рисования, музыки, истории мы узнали много интересного об этом историческом периоде.
Своими впечатлениями поделятся ученики 6 «А» , 6 «Б» классов.
Представляем наши команды:
Представление команд (название, девиз, герб)
Ведущий:2
Частью культуры любого народа является не только литература, различные изделия ремесленников, но и здания, которыми были застроены средневековые города, памятники скульптуры, картины.
Ведущий 3: Зная специфические особенности архитектурного стиля, художественных приемов, можно безошибочно определить период их создания. С такими особенностями архитектуры, живописи, костюма мы ознакомимся на нашей конференции.
Ведущий2: Приглашаются представители команды 6 «Б»кл со своим сообщением
2. Представление презентаций с комментариями о замках.
6 «Б» Процко С. Николаев Е. «Замки»
Ведущий3: Красота готических замков производила впечатление на людей и в последующие эпохи. Со своим сообщением приглашаются
6 «А» Кривоченко А. Слепченкова К. «Замок Нойшванштайн»
Ведущий 4: Представьте средневековый город. В центре, на главной площади возвышается громадный собор, способный вместить всех жителей. Готич .собор поражает своим величием даже современного человека, а цветные витражи восхищают и красотой и скрытым содержанием.
Ведущий5…..
Презентация 6 «А» Слепченкова К. Кривоченко А. «Витраж».
Вед 2. -Знатные люди, рыцари, священники, учёные, мастера, люди разных профессий и занятий одевались по-разному. Одежда людей богатых была разноцветной, украшалась вышивкой. Бедные люди не имели право одеваться ярко. По костюму, его цвету, украшениям сразу можно было сказать, кто этот человек и чем он занимается.
4. дефиле костюма…(музыка, танец) на фоне иллюстрации (костюмы).
Вед.3. -В готическом костюме, как и в архитектуре, преобладали вертикальные линии, подчёркивалась устремлённость вверх, способность человека жить земной жизнью, но одновременно иметь в душе мир высокий.
Вед.4. -Мужчины одевались в средние века в обтягивающие трико, а женщины – в длинные, с грандиозным шлейфом юбки. Верхняя часть одежды шилась чрезвычайно узкой. Это удлиняло фигуру, делало её тоньше.
Вед.5. -Обувь без каблука, с непомерно длинными, остроконечными носами придавало походке характер ломких и как бы взлетающих движений. Острые высокие головные уборы усиливали образ.
Колючая острота средневекового костюма представляла собой образное единство с заострёнными башнями и шпилями соборов.
Портреты средневековья (презентация Чернявская В.).
5..Викторина « Средневековье».
- Кто написал “Божественную комедию”?
А) Уильям Ленгленд
Б) Роджер Бэкон
В) Данте Алигьери
- Как назывались поэты-певцы на юге Франции?
А) трубадуры
Б) жонглёры
В) артисты
- Когда появилась “Песнь о Роланде”?
А) в XII веке
Б) в XIII веке
В) в XIV веке
- Каким был идеальный рыцарь?
А) агрессивный и злой
Б) смелый, благородный, знающий этикет
В) неграмотный, никому не подчиняющийся.
5. храм Романского стиля: (собор в виде креста, тяжёлая архитектура)
6. храм Готического стиля: (лёгкий, воздушный, с большим количеством окон – витражей)
7. где находилась «роза» в готическом храме, что собой представляла( над входом, круглый, цветной витраж).
8.средневековый город:
А) просторный, светлый,
Б) тесный, грязный,
Чтение баллады с презентацией «Вересковый мёд».
Подведение итогов, выводы: Вед.1. -отчего зависит уровень культурного развития общества?
Вед.2. - Объединение ремесленников в цеха – позволило создавать предметы искусства.
Вед.3. - Горожане объединялись для строительства храмов…
Вед 4-Прекрасные творения мастеров средневековья восхищают и современных людей. Так родился новый стиль-неоготика.
Вед 5- Примером может служить храм Святого Семейства «Саграда Фамилия» в Барселоне. Творение великого Антонио Гауди достраивается и в наши дни.
Результаты викторины.
.