Направленность урока на создание среды взаимодействия учитель - ученик
Курбатова Татьяна Николаевна,
учитель математики школы №429
им. М.Ю.Малофеева Санкт-Петербурга
При проектировании урока важным этапом является не просто выбор форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке, а такой, которая способствовала бы взаимодействию учителя и учащихся в достижении запланированных целей и задач урока.
В теории и практике урока известны четыре основные формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, коллективная и групповая.
В рамках урока использование различных сочетаний фронтальной, коллективной и групповой форм работы, более способствует целевоплащению, влияет на взаимоотношения не только между учителем и учениками, но и между самими учащимися.
Начало урока.
Как известно, всякое начало трудно. Не составляет исключение в этом смысле и организация начала урока математики. Ведь с первых минут должны создаваться необходимые условия для успешной совместной деятельности учителя и учащихся по достижению намеченных целей.
Как правило, предварительная содержательная работа на уроке организуется чаще всего только учителем. Уместно начать урок с использованием интересных посильных заданий (устный счет, математические диктанты, задания на поиск закономерностей, рациональных способов решения задач). Учащиеся работают под руководством учителя. Каждый ученик может убедиться в правильности своего решения, если учителем организована проверка, или, наоборот, понять причину своей ошибки, сравнить ход своих мыслей с прозвучавшими ответами других учеников. Если в эту форму деятельности не вносить элементы новизны, то ученики быстро приспосабливаются к учителю, работа вызывает скуку, пропадает интерес к учению. Разнообразить задания можно, используя нематематическую информацию, формами подачи условия (таблицы, схемы, лабиринты, удивительные квадраты, блок-схемы).
К организации предварительной содержательной работы необходимо привлекать и учащихся. Это могут быть математические кроссворды, изготовление таблиц, «защита» домашних задач и т.д. Конечно, на первых порах ученики будут составлять задания лишь незначительно отличающиеся от тех, которые использует учитель. Но их постоянно в этом плане следует поддерживать и поощрять, чтобы способствовать развитию самоорганизации.
Изучение нового материала.
Новый материал объясняется:
- самим учителем;
- в ходе совместной деятельности с учащимися;
- отрабатывается учащимися самостоятельно.
Выбор зависит от содержания вводимых понятий.
Довольно часто мы сталкиваемся с такой ситуацией: учитель рассказывает и показывает иллюстрации, но некоторые ученики его не слышат, поскольку голова занята совсем другим. Как до таких учеников «достучаться» и «вернуть» на урок?
Во-первых, знакомство с новыми понятиями можно организовать в форме беседы (с помощью системы вопросов-ответов). Во-вторых, можно использовать проблемные ситуации совершенно разной природы, это может быть и недостаток или несоответствие знаний, и необходимость произвести какие-то неизвестные действия, и выбор между несколькими объектами. Главное не просто увидеть проблему, а понять и захотеть ее решить. Проблемная ситуация возникнет, если предложить ученикам выполнить какое-то действие, на первый взгляд не вызывающее затруднения.
Например, перед изучением темы о сумме углов треугольника можно предложить такую задачу: «Построить треугольник по трем заданным углам:
- Угол А=90; угол В=60; угол С= 45.
- Угол А=70; угол В=30; угол. С=50.
- Угол А=50; угол В=60; угол С=70.
Только в третьем случае выстраивается треугольник по трем заданным углам.
Закрепление изученного материала.
Как известно знания усваиваются только в ходе соответствующей самостоятельной работы с ними.
Самостоятельные работы по своему дидактическому назначению можно разделить на обучающие и контролирующие.
Во всех случаях надо стремиться проводить обучающие работы в непринужденной, деловой обстановке, чтобы ребята не боялись задавать любые вопросы, были бы уверены, что за ошибки их никто не накажет, а там, где требуется, им помогут, повторно объяснят непонятное. Такие работы целесообразно проводить в парах постоянного состава. Пары могут быть разной и одинаковой успеваемости, обычно сидящих друг с другом учеников. В результате такой работы происходит общение учеников друг с другом, их сближение.
Развитию сотрудничества способствует проведение групповых самостоятельных работ. Для этого класс разбивается на группы по 6 человек. На уроках геометрии при изучении начальных геометрических сведений оправдано проведение повторения ранее изученного материала в виде групповой работы. А также есть опыт проведения уроков с групповой формой работы по темам: «Решение систем линейных уравнений с двумя неизвестными», «Построение графика квадратичной функции».
В последнее время, в связи с неоднородностью учащихся в классе, большое применение получили дифференцированные самостоятельные работы, соответствующие разному уровню подготовленности, а также разноуровневые самостоятельные работы.