Парциальная оценка как способ мотивации учащихся
при обучении английскому языку в средней школе
Голубева Александра Юрьевна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ лицея №384
Каждый учитель, несомненно, хочет, чтобы ученики на его уроке занимались с интересом, желанием и удовольствием, получали высокие баллы. Однако сегодня всё чаще можно услышать от учителей: «не хочет учиться», «мог бы быть отличником, но ленится» и т.п. В подобных случаях мы сталкиваемся с тем, что у школьника не сформирована потребность к получению знаний, нет интереса к учебе.
Желание современного ребенка получать новые знания на уроке необходимо постоянно подкреплять, находить способ заинтересовать ученика и ни в коем случае не «напугать». В данном «механизме» мотивации учителю во много может помочь оценка.
В современной школьной системе образования оценке подвергаются такие знания и умения школьника, как владение и использование полученной информации. Оценивание осуществляется не только для того, чтобы обозначить пути дальнейшего совершенствования и углубления знаний в конкретном предмете, но и для того, чтобы мотивировать ученика на дальнейшее обучение.
В данной статье будет рассматриваться методика парциальной оценки на уроках английского языка. Под парциальной оценкой будем понимать отдельные оценочные обращения или воздействия педагога по отношению к учащемуся непосредственно во время проведения занятия. Парциальная оценка не является итоговой «оценкой» успеваемости ученика (то есть отметкой, выраженной конкретным баллом), но является необходимой составляющей отметки.
Таким образом, можно утверждать, что исследуемая тема является проблемной, так как от того, насколько педагог владеет методикой парциального оценивания частично зависит успешность работы ученика на уроке, его мотивация к учебной деятельности. Следовательно, актуальность темы данной работы определена стремлением повысить уровень и качество знаний учащихся на уроках английского языка, другими словами, стремлением мотивировать ученика.
Проблемой развития технологии парциальной оценки, разработкой теоретических основ по данной теме, а также практических рекомендаций, занимались такие ученые как Б.Г. Ананьев, Ш.А. Амонашвили в ХХ столетии.
В России в разное время существовали 3-х, 5-ти, 6-ти, 8-ми, 10-ти и 12-ти балльные системы оценки. Из них с 1944 года официальной является 5-ти балльная система оценка знаний учащихся. Оценка может иметь разнообразную, вариативную форму в зависимости от типа учебного заведения. Главная задача оценки – определить глубину и объем индивидуальных знаний.
Сторонники данной системы утверждают, что отметка – способ легко и быстро оценить уровень знаний ученика по предмету, который даёт возможность следить за успеваемостью, развитием, как учащегося, так и самого учителя, информирует родителей об успеваемости ребенка в школе. Однако, «армия» противников балльной системы во много раз больше. Здесь уместно будет привести цитату Хр. Цинка: «Цифра – бессодержательный простейший знак, цифра – признак грубого арифметического подсчета – царит в той области, где всё так сложно, тонко, так далеко от возможности простого исчисления…».
Предлагается заменить отметочную систему, например, словесными характеристиками учителя, либо системой «зачет – незачет», «уд – неуд». Однако такая система, во-первых, не позволяет дифференцированно оценить уровень знаний конкретного учащегося, а, во-вторых, не может выступать в качестве мотивации ученика к улучшению/ повышению уровня знаний.
Мотивация – деятельность, благодаря которой у учащихся появляется интерес к учебе. А интерес непосредственно связан с эмоциональным фоном на уроке. Ученику, для того, чтобы он был мотивирован на достижение высоких результатов, необходимо чувствовать комфортную, доброжелательную обстановку на уроке.
Традиционной оценки, выраженной каким-либо конкретным баллом, недостаточно. Ребенку скучно на уроке, если он ничем не мотивирован, если нет интереса к уроку и к предмету. А этот интерес на уроке должен создавать сам педагог. И технология парциальной оценки – великолепный способ мотивировать учеников на занятии.
Парциальные оценки – отдельные оценочные обращения и оценочные воздействия учителя по ходу опроса влияют на процесс работы, его содержание и форму, скорость и точность, перестраивая интеллектуальные, эмоциональные и волевые механизмы работы (переживание успеха и неуспеха, притязания, насыщение и т. д.). Подобная оценка не представляет собой квалификацию успешности ученика в целом, она относится не к системе знаний и даже не к предмету в целом, а к известному частичному знанию или навыку.
Сегодня никто не спорит о том, что знать английский язык в современном мире уже не только «модно», но просто необходимо. Английский язык – это в первую очередь урок непрерывной коммуникации, а значит это урок, на котором ученику должно быть особенно комфортно, чтобы расслабиться и изучать, и говорить на неродном языке.
Парциальная оценка – отличный способ не только мотивировать ученика на лучший результат, но и способ помочь ему поверить в себя, в свои способности при изучении иностранного языка. Так, например, для этих целей можно использовать следующие лексические единицы: I respect you, I knew you could do it, You’re a true master, You can be an example to all, I believe in you, You are very talented, Every day you get better, I am proud of you, You really will succeed, Wonderful progress и т.п.
Также на основе проведенного Б.Г. Ананьевым исследования и на основе собственного опыта можно утверждать, что парциальная оценка находится в прямой зависимости от эмоционального/ психологического фона урока, который включает в себя личностные характеристики учителя, характеристику учебной аудитории, а также взаимоотношения педагога и класса в процессе учебной деятельности.
И наоборот, использование парциальной оценки направлено на формирование положительных эмоций у учителя и учеников (You make me happy, Thank for your trying, I like the way you think), а также способствует эффективному взаимодействию обучающего и обучающегося во время учебного процесса.
Парциальная оценка в первую очередь ставит своей задачей закрепить успех и стимулировать желание учащегося повысить уровень своих знаний, побудить его к действию, вселить уверенность учащегося в своих знаниях и способностях, показать правильность совершенных учебных действий.
На современном этапе систему парциальной оценки можно представить следующим образом:
- Вербальная парциальная оценка
- Устная (нейтральная лексика, разговорная лексика, сленг);
- Письменная;
- Невербальная парциальная оценка
- Жесты, мимика и т.п.
- Картинки, смайлики, штампы и т.п.
Выше в статье рассматривается положительная вербальная устная парциальная оценка. Однако следует отметить, что в процессе обучения, особенно в начальной и в средней школе, учителем могут использоваться и другие виды положительной парциальной оценки: вербальная письменная и невербальная.
Вербальная письменная парциальная оценка – это такие записи/ пометы учителя в тетради ученика, которые не выражены какой-то конкретной цифрой, а выражены, например, символом/ картинкой/ словом или фразой. Например: «Bingo», «You did it», «Good job», «Excellent», «Great», «O.K.» и т.п. Или же в младшем школьном возрасте письменная оценка может быть заменена картинками или штампами на полях тетради.
Невербальная парциальная оценка – это определенные жесты и мимика учителя на уроке, которые выражают положительное отношения учителя к ответу ученика. Пример здесь могут быть: улыбка, кивок головы, определенные жесты руками.
Из всего вышеперечисленного в статье, можно сделать вывод о том, что при использовании метода парциальной оценки функции учителя как судьи и контролера трансформируются в действия консультанта и помощника, его взаимодействие с учащимися не прерывается в процессе оценки, а становится естественным продолжением сотрудничества по овладению новыми знаниями. Таким образом можно утверждать, что методика парциальной оценки является эффективным способом мотивации учащихся на уроках английского языка в средней школе.
Список литературы:
- А. Я. Психология: Электронный ресурс http://azps.ru/handbook/p/parc750.html
- Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984.
- Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское, 1990.
- Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М.: Просвещение, 1980.
- Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе// Вопросы психологии. 1984, №4.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2т. // Типы оценок в ситуации опроса. М.: Педагогика, 2000.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. М.: Педагогика, 1935.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.
- История педагогики. Развитие школы в США, Европе и России: Электронный ресурс http://www.historyofpedagogy.ru/?p=22
- Кальмова С.Е. Оценка знаний учащихся: Электронный ресурс http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6105/Itemid,118/
- Клинберг Л. Проблемы теории обучения: Пер с нем. М.: Педагогика, 1984.
- Кочалова Л.П. Современные средства оценивания результатов обучения: Учебное пособие/ Сост. Е.В.Телеева. Шадринск: Изд-во Шадрин. пединст-та, 2009.
- Оценка без отметки/ Под ред. Г.А. Цукерман. М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1999.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие/ Под ред. С.А. Смирнова. М.: Народное образование, 1998.
- Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; М., «Большая Российская энциклопедия», 2003.
- Первое сентября Педагогика С. Шацкого: Электронный ресурс http://ps.1september.ru/2000/52/1-1.htm
- Полонский. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004.
- Постановление от 10 января 1944 года №18 «О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы»// Совет народных комиссаров РСФСР
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975.
- Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991.
- Цинк Х. О значении школьных отметок в школьном воспитании, 1891.