Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка и литературы
Шиленкова Римма Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ СОШ №381
Главной целью школьного образования является всестороннее развитие личности ребенка. Оно предполагает рассмотрение одного из центральных положений педагогической психологии, согласно которому обучение является не только условием, но основой и средством психического и в целом личностного развития ребенка.
Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, то есть разработка и внедрение таких форм и методов обучения и учебно - методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие у них интереса к ученой работе, самостоятельности и творчества.
Воспитание у выпускников самостоятельности, инициативы, активности – требование наших дней. В учебном процессе, не получая все знания в готовом виде учащиеся должны приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, проблемных ситуаций и других средств, активизирующих познавательную деятельность.
Опыт работы убедил меня, что формирование творчески мыслительной личности возможно только при целостной системе обучения. Помимо классических, традиционных средств обучения в нее входит новых подход к организации руководством внеклассного чтения, введение передовых технологий педагогических измерений, обучение учащихся самостоятельному литературоведческому анализу поэтического текста.
За последние годы работы активно ввожу в практику чтение наизусть поэтических текстов хором (хоровое чтение). Такая форма работы проводится в начале каждого урока литературы и решает ряд проблем: мобилизация внимания и быстрое включение, возможность проконтролировать готовность сразу всего класса ( видно, кто выучил, а кто не выучил стихотворение). Наконец, немаловажная задача – дать почувствовать ребенку, что на начальном этапе хоровое чтение получается лучше там, где развиты положительные межличностные отношения. Но эта форма работы помогает улучшить межличностные отношения там, где они слабо сформированы.
В процессе работы задача усложняется: чтение начинается с любой строки любого стихотворения, знакомого ученикам. Этим достигается другая, более серьезная задача: развитие памяти , и как следствие этого - развитие речи учащихся, обогащение их лексики, привитие любви к художественному слову. Такая форма работы приносит результат, если ведется в системе. Заметила, что у детей, обучающихся у меня не одни год в речи(при ответе на уроке или просто в общении )непроизвольно «выстреливают » цитаты, фразы их заученных наизусть стихотворений, делая их высказывания яркими , образными , выразительными.
Вспоминаются слова И.Бродского о том, что «стихосложение – колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения».
Ничто из классики, выученное или просто знакомое учащимися, не должно лежать мертвым грузом, язык наших писателей должен поражать и вызывать желание подражать: «пусть ученик усваивает те обороты речи, которые принадлежат Крылову, Пушкину, Чехову. Не заставляйте его передавать «своими словами» незаменимые точные и художественные выражения великих знатоков и мастеров слова».
«Среди преступлений против литературы наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения, не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью : если же преступление это совершает нация- она платит за это своей историей ». Эти слова И. Бродского из Нобелевской лекции звучат в наше время особенно актуально. Информационное поле расширяется, вытесняя книгу на задний план , а порой и вовсе из жизни: нет ни желания, ни времени читать.
Но ведь СМИ, интернет лишь дают информацию, не принимая участия в сотворчестве, тогда как книга, говоря слова И. Бродского, «есть продукт взаимного одиночества поэта с читателем».
Воспитание потребности в чтении, интереса к литературе, понимание художественного слова - одна из важнейших задач преподавания литературы.
Через чтение ребенок должен удовлетворить свою потребность в ярких переживаниях , испытать ранее испытанные и не испытанные чувства, в горькую или радостную минуту. Пообщаться с мудрыми собеседником, знатоком человеческой души- писателем, поэтом, найти в художественном слове отзвук своим мыслям и переживаниям.
Вступая в диалог с писателем, одобряя его или споря с ним, обогащая свой духовный мир, читатель незаметно для себя формирует свой взгляд на действительность, на человека, на свою жизненную позицию.
Вспоминая слова А.И. Герцена: «Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слова, ни многосторонней шири понимания; Гете и Шекспир равняется целому университету».
«Есть только одно средство стать культурным человеком, - писал Андре Моруа, - чтение. Ничто не может его заменить».
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать», - утверждал Денни Дидро.
На основе чтения и изучения художественных произведений развивается эстетическое чувство, укрепляется потребность в постоянном притоке художественных впечатлений, в общении с книгой. Такая потребность – одна из главнейших в системе духовных ценностей личности. На протяжении ряда лет ввожу в практику ведение читательского дневника. Заполняется дневник под руководством учителя в 5 классе на первом уроке литературы и проверяется 1 раз в четверть: первая оценка в каждой четверти – за читательский дневник. Эта работы ведется непрерывно до 9 класса.
Форма читательского дневника
Время чтения |
Автор |
Название книга, кол- во страниц |
Краткое содержание |
Что понравилось |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Такая форма работы приучает детей к культуре чтения. Ведь часто можно слышать такой диалог:
- Я такую интересную книгу прочитал!
- Как название?
- Не помню
- Кто автор?
- Забыл.
При систематической работе с читательским дневником ребенок приучается ко внимательной и вдумчивой работе с художественным произведением.
Последовательность граф в читательском дневнике не случайна: она способствует не просто механическому вписыванию прочитанных книг, а нацеливает на переосмысление прочитанного. Так, на первых порах работы с читательским дневником вызывает затруднение графа «Краткое содержание», потому что дети, особенно 5-6 классы, не умеют выделить главное. А ведь именно это умение – краеугольный камень нашего обучения. Навык выделения главного необходим и в математике, и в физике, и в естествознании, и в истории. И поэтому отрабатывание его во внеклассной работе по литературе – одно из составляющих залога успешного обучения по другим предметам.
Форма читательского дневника совершенствуется. Так, пришла к выводу, что в более старшем возрасте в графу «Что понравилось» необходимо добавить «Интересные мысли(ключевые цитаты)». Это опять- таки форма активизации мыслительной деятельности - умение найти самые сокровенные мысли художника, а через них – понять идею произведения. Иногда дети в эту графу пишут то, что не понравилось, то есть последняя графа готовит учащихся к работе над сочинением в старших классах.
Работа с читательским дневником – работа сложная, требующая на начальных этапах (5класс) помощь ребенку со стороны родителей. Поэтому на первом родительском собрании пятиклассников обязательно говорю о важности данного вида работы для умственного развития ребенка.
Помимо читательского дневника использую форму опережающих заданий к урокам внеклассного чтения. Тексты с заданиями вывешиваются на стенд заранее (за 2 недели до урока), чтобы дети могли ознакомиться с произведением и подготовиться к уроку . На уроках русского языка даются словарные диктанты, проводятся сочинения – миниатюры на тему «Книга» .
Таким образом осуществляются межпредметные связи уроков русского языка и литературы.
У Марины Цветаевой есть такие слова: «Книга должна быть исполнена, как соната. Знаки – ноты. В воле читателя осуществить или исказить ….». Художественное произведение – диалог с читателем, а чтение – это общение с писателем, с героями произведения. Общение, успех которого определяется в большей мере тем, каков читатель, слушатель, предопределяется степенью его духовного настроя на сопереживание, его желанием и умением «осуществить», а не «исказить»…
Восприятие художественного текста как процесс творческий находится в зависимости от «нравственно- интеллектуальных усилий» (С. Аверинцев) читателя, от его читательского искусства, умения вступать в диалог, в процесс общения с текстом.
И.С. Тургенев в статье, посвященной поэзии Ф.И. Тютчева, писал, что «для того, чтобы вполне оценить г. Тютчева, надо самому читателю быть одаренным некоторою тонкостью понимания, некоторою гибкостью мысли… Фиалка своим запахом не разит на двадцать шагов кругом: надо приблизиться к ней, чтобы почувствовать ее благовоние».
Эти слова в полной мере можно отнести к лучшим произведениям всех русских писателей – классиков: только читатель, наделенный «чувством языка», читатель, который не позволяет «душе лениться» , способен «вполне оценить» творения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова.
Приблизиться, прикоснуться к «словесной ткани» художественного произведения – значит найти путь к постижению его содержания, авторского замысла.
Особая роль в воспитании у учащихся чувства языка, внимательности, вдумчивого отношения к слову принадлежит литературоведческому анализу поэтического текста, так как поэзия, говоря словами К.Г. Паустовского, возвращает слову его первоначальную свежесть.
Лирика – тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека.
В литературоведении до сих пор спорят о том, нужен ли, возможен ли анализ лирического стихотворения, и если нужен, то как при изучении лирики сочетаются логическое и эмоциональное начала, как добиться, чтобы «алгебра» анализа не убила, не разрушила гармонию целого?
Любому лирическому произведению противопоказан анализ, сопровождающийся постановкой десятков вопросов, которые подчас направляют учеников на прозаический пересказ текста, а главное – разрушают целостное восприятие стихотворения. Дело, стало быть, не в том, нужен ли анализ, а в его направлении, мере и конкретных формах. Чтобы наметить принципы и приемы аналитической работы над лирикой, необходимо отчетливо осознать своеобразие художественной природы лирического произведения, особенности лирического образа, основных компонентов лирического произведения – композиции, языка, стиха.
Работу над литературоведческим анализом лирического произведения начинаю с 5 класса , соблюдая дидактический принцип доступности. Ребята любят эту форму работы, ведь литературоведческий анализ дает возможность самовыражения, творчества: размышляя над творением художника слова, ребята подчас приходят к выводу, что нет единого толкования авторской идеи, так как каждый может найти в нем свой смысл, а иногда и множество.
Одной из эффективных форм активизации мыслительной деятельности учащихся считаю внедрение новых методик педагогических измерений – тестовых заданий. В своей работе применяю метод комплексного тестирования, который строится с учетом уровня обученности. Последнее время отдаю предпочтение работе с тестовыми заданиями открытой формы, которые требуют от ученика абсолютных знаний, в то время как тестовые задания с вариантами ответов содержат в себе хоть маленькую, но подсказку. Работа с тестовыми заданиями открытой формы может проводиться как форма контроля знаний. Она осуществляется в виде так называемых микросрезов, проводимых ежеурочно. Это активизирует учеников, заставляя систематически учить теоретические сведения , так как оценивается каждый и на каждом уроке. Работа с тестовыми заданиями открытой формы может проводиться при изучении нового материала, когда в работе со сложной или большой по объему литературоведческой статьей (например, в 8 классе) даются опоры в виде тестовых заданий открытой формы. Этим решается ряд задач: отрабатывается навык выделения главного, экономится время на закрепление полученных знаний, решается проблема накопляемости оценок.
При объяснении нового материала можно усложнить задачу, дифференцируя задание. Более сильные, подготовленные дети составляют тестовые задания открытой формы самостоятельно, а слабоподготовленные – работают по образцу, данному учителем.
В целях активизации мыслительной деятельности учащихся широко использую формы и методы нетрадиционного ведения урока : семинары, конференции, дискуссии, уроки развития творческого воображения, уроки – концерты, уроки- спектакли.
«… Учитель – творческий человек. По крайней мере, он должен быть таковым, и загонять его в «прокрустово ложе» параграфом не годится. Нужно быть шире своего предмета. А в своем предмете – быть шире программы. Каждый урок учителя – это начало многих начал, продолжение многих продолжений, которые в самом широком смысле отражаются на нашей духовной атмосфере» (В. Распутин «Вечный двигатель души человеческой»).
Используемая литература.
- И.Бродский . Нобелевская лекция. «Поклониться тени», СПб.- «Азбука-классика», 2002г. Стр. 297
- Н.Т.Федоренко, Л.И.Сокольская. «Афористика», М.-«Наука» 1990г.
- М.Цветаева. «Проза», избр.соч. т2, М.-СПб, Литература «Кристалл» 1999г.
- И.С.Тургенев, «О стихотворениях Ф.Тютчева», стр.132-138.
- К.Паустовский «Наедине с осенью», М.-«Советский писатель» 1972г.
- «Некоторые методологические аспекты работ С.С.Аверинцева», «Литература и язык» вып. 29, СПб-2004г.