Из опыта работы методического объединения воспитателей групп продлённого дня
Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в системе начального школьного образования.
Основная образовательная программа на ступени начального общего образования направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья.
Внеклассная (внеурочная) воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воздействия на детей.
Наибольшая часть внеурочной работы осуществляется в группах продлённого дня. Эта работа содействует:
- укреплению дружеских отношений в коллективе;
- расширению знаний о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
- развитию коммуникативных способностей и толерантности;
- приобретению новых знаний и умений, расширению кругозора;
- общему оздоровлению учащихся, укреплению их здоровья;
- развитию и повышению творческих способностей.
Для достижения этих целей воспитательная работа в каждой группе
продлённого дня ведётся по направлениям: спортивно-оздоровительное, нравственное, патриотическое, научно-познавательное, трудовое, художественно-эстетическое.
Воспитатели не ограничивают свою работу контролем выполнения учащимися домашнего задания. Они организуют посещения библиотек, проводят тематические мероприятия.
Всё большее распространение получает движение по привлечению детей из групп продлённого дня к участию в различных конкурсах и олимпиадах.
Так, например, в 2012/2013 учебном году ученица 1-А класса Доброхотова Дарья заняла второе место в Международном конкурсе «Петербург в XXI веке» (номинация «Выставка»), ученица 1-А класса Иванова Светлана заняла второе место во Всероссийском конкурсе «Открытый космос» (номинация «Декоративно-прикладное искусство»). Руководителем выступила педагог Баранова О.М. А учащийся 3-А класса Григорий Семанов (руководитель Самсоненко Е.Н.) показал блестящий результат – первое место в номинации проект «Экология города» (Международный конкурс «Петербург в XXI веке»).
Воспитатели включают в планы своей работы и такие мероприятия, как наблюдение за изменениями в природе, беседы о прочитанных книгах, о домашних животных, о помощи родителям.
Даже темы ежедневного инструктажа постоянно меняются, и зависят от времени года и погодных условий («Игра в снежки – смех и слёзы», «Ты и велосипед», «Осторожно – клещи!»). Очень нравятся детям занятия-беседы, в которых они узнают что-то новое об известных вещах («Электричество: польза и опасность», «Огонь - друг и враг человека», «Растения съедобные и ядовитые»).
Наши педагоги всегда готовы поделиться своим опытом. В январе 2012 года в рамках районного семинара для воспитателей «Образовательная среда школы как средство формирования нравственных и эстетических ценностей учащихся» воспитатель Белолипецкая В.М. провела открытое занятие «История чая». Дети узнали, откуда к нам пришёл чай, как он растёт, чем он полезен, как правильно его заваривать. На слайдах учащиеся увидели чайные плантации, различные сорта чая, угольные и электрические самовары. В ходе занятия использовались стихи, пословицы, поговорки по данной теме. В конце занятия были оговорены правила сервировки стола для
чайных церемоний. Занятие воспитателя Самсоненко Е.Н. «Посуда для званого чая» явилось продолжением предыдущего. Дети узнали много нового о посуде, о материалах, из которых она может быть выполнена, о способах украшения посуды.
Итогом занятия стало выполнение эскиза росписи чайной пары.
В марте 2013 года в нашем лицее прошёл семинар «Ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания в группе продлённого дня». В рамках проекта были представлены мастерские:
- «Волшебная мозаика» (воспитатель Баранова О.М.). В качестве исходного материала для работ была выбрана окрашенная в различные цвета яичная скорлупа, которую дети наклеивали на вырезанные из бумаги шаблоны.
- «Этика поведения. Мой внешний вид» (воспитатель Болотина Л. И.). После упразднения единой школьной формы вопрос о внешнем виде школьников стоит очень остро. Разговор педагога с детьми на тему соответствия одежды для того или иного случая был очень актуален.
- «Виды искусства о весне» (воспитатель Соломко М.В.). Занятие включало в себя и разговор о картинах известных художников, и чтение стихов, и прослушивание музыкальных произведений, посвящённых весне. Дети читали стихи, пели, играли на музыкальных инструментах.
- «Памяти павших будьте достойны» (воспитатель Самсоненко Е.Н.). Занятие-беседа связало два события большой важности: День прорыва блокады Ленинграда и День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В ходе беседы прослеживалась связь тех далёких дней с днём сегодняшним.
Думаю, что приятными сюрпризами для каждого из гостей стали подарочные CD-диски с материалами семинаров.
Семинары для воспитателей групп продлённого дня – отличная возможность передачи опыта коллегам. Наши педагоги с большим удовольствием посещают аналогичные мероприятия в других учебных заведениях.
В сентябре 2013/2014 учебного года мы будем рады принять коллег для проведения семинара «Организация работы воспитателя группы продлённого дня в рамках ФГОС ПОО».