Нетрадиционные уроки
Большакова Татьяна Владимировна
Что же такое урок? Вопрос странный. Мы столько лет ежедневно проводим уроки.
Откуда всё-таки это слово? Наиболее понятный и привычный смысл (по авторитетному В.И.Далю)- ученье в назначенный час, назиданье. А вот происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведёт своё начало от древнерусских «урекать», «урочить»- испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз. Отсюда же и уроки - это болезни, в особенности - детские.
Мы хорошо знаем, что за годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями - в 1,5- 2 раза.
В специальной литературе стали нормой такие термины, как «школьный стресс», «дидактогения», «школофобия».
По данным социологических исследований, количество учителей, осознающих себя жертвами социальных обстоятельств, значительно превысило критический предел. То же самое можно сказать и об учениках. У них атрофируются чувства самостоятельности, ответственности, стремления к творчеству, размышлениям.
Стоит задуматься, чего же мы, и учителя, и ученики, недополучили на тех школьных уроках, где нас должны были научить всему. Но почему-то не научили, а наурочили. Или недоучили. А надо ли учить всему?
Если мы считаем, что нашим ученикам нужны только прочные, обширные знания, умения их применять, то напрашивается вопрос: где применять?
Если этот вопрос учителя не волнует, значит, целью обучения остаётся та, что была десятки лет назад: овладение суммой знаний, умений и навыков в соответствии с определённым программой обучения объёмом. Эта цель направляет к образовательной парадигме, где процесс накопления этой суммы описан на уровне жёстко распределённых действий учителя. Это - информационно-знаниевая (традиционная) парадигма.
Если мы уверены, что нашим ученикам мало просто знаний и умений, а надо научить ребят хоть немного отходить от стандартных решений, то мы на пути к парадигме развивающей.
А если мы начинаем понимать, что кроме этих знаний и умений жизнь требует от человека таких качеств личности, которые необходимы всегда и везде - мы подходим к пониманию ценностей личностно ориентированной парадигмы.
И цель здесь - не только накопление суммы знаний, развитие мыслительных способностей. Всё это только некоторые из средств достижения главной цели - ценностно-смыслового развития личности в процессе приобретения знаний, умений и навыков.
В зависимости от выбранной парадигмы мы выбираем и тип урока. Урок - это своеобразная парадигма формы: лучше урока ничего не придумано, он образец лучшей формы.
Наиболее распространенными типами нестандартных уроков по квалификации И.П.Подласого являются:
- Уроки-“погружения”
- Уроки – деловые игры
- Уроки-пресс-конференции
- Уроки-соревнования
- Уроки типа КВН
- Театрализованные уроки
- Уроки-консультации
- Компьютерные уроки
- Уроки с групповыми формами работы
10. Уроки взаимообучения учащихся
11. Уроки творчества
12. Уроки аукционные
13. Уроки, которые ведут учащиеся
14. Уроки-зачеты
15. Уроки-сомнения
16. Уроки – творческие отчеты
17. Уроки-формулы
18. Уроки-конкурсы
19. Бинарные уроки
20. Уроки – обобщения
21. Уроки – фантазии
22. Уроки-игры
23. Уроки-“суды”
24. Уроки поиска истины
25. Уроки – лекции “Парадоксы”
26. Уроки-концерты
27. Уроки-диалоги
28. Уроки – “Следствие ведут знатоки”
29. Уроки – ролевые игры
30. Уроки-конференции
31. Уроки-семинары
32. Интегральные уроки
33. Уроки – “ Уроки игры “Поле чудес”
34. Круговая тренировка
35. Межпредметные уроки – интегрированные уроки
36. Уроки-экскурсии
Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые можно классифицировать как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимися, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, больше открывается творческий потенциал учителя, что и повышает интерес и мотивацию к учебной деятельности.
Такие формы уроков используются на различных по структуре уроках, не притесняя традиционную форму обучения, а только дополняя и обогащая.
Сравнивая нетрадиционные и традиционные уроки, можно заметить связь между нарастанием количества форм и включением учеников в определённое изменение содержания учебного материала.
Не форма определяет содержание и деятельность, а наоборот: содержание задаёт и форму организации, и виды деятельности.
Когда основным типом обучения является традиционный (информационно-знаниевый), то целью является формирование суммы знаний, умений и навыков.
Основным видом деятельности учителя на уроке будет передача и закрепление знаний по образцу без изменения содержания знаний.
Основными же формами организации являются уроки сообщения новых знаний, закрепления, проверки.
Когда же основной тип обучения превращается в творчески-реализационный (нетрадиционный), то целью уже является развитие познавательного интереса на основе необычных средств представления учебного материала и включения учащихся в деятельность по частичному изменению содержания учебного материала.
Здесь уже основной вид деятельности учителя на уроке – изменение способов организации учебной деятельности и (частично) содержания изучаемых знаний; (имитация деятельности, игровая основа, опора на фантазию).
Основные формы организации нетрадиционных уроков: уроки-лекции, театрализации, защиты идей и знаний, спектакль, салон, студия, экскурсия …
Нам хорошо известно, что новое время требует новых подходов. Нетрадиционные уроки, особенно те, что пришли из средств массовой информации (пресс-конференции, «круглые столы», уроки-состязания, КВН, «Что? Где? Когда?), привлекли внимание необычностью формы, состязательностью, интересным содержанием. Они хорошо учитывают психологию школьного возраста.
Ученик становится в центр учебного процесса не декларативно, а реально. Ведь именно нетрадиционные уроки чаще всего проводятся как «открытые».
Практика показывает, что время готовых уроков постепенно отходит. Сказывается индивидуальный, личностный подход каждого учителя. Уроки у всех учителей не могут быть одинаковыми.
Потребность в проведении нетрадиционных уроков проявляется у учителя, выбирающего личностно-ориентированные технологии. Этот выбор влияет на повышение мотивации. Ведь дети перестают быть только объектом обучения, превращаясь в субъект. Значит, мы выходим на качественно новый учебный процесс.
Список литературы
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок// Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.
Подласый И.П. Педагогика. Общие основы. Процесс обучения. М., 2005.