Формирование музыкального вкуса младших школьников
через использование игровых технологий
Яковлева Елена Ивановна,
учитель музыки ГБОУ СОШ №229
Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга
В настоящее время стала очевидной необходимость модернизации системы образования, так как современному обществу необходим человек творческий и инициативный, готовый и способный нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества в целом.
В условиях модернизации современной системы образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование» возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность существенного обновления содержания, достижения нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности.
Урок музыки – это единый учебно-творческий процесс, все формы которого слиты в органичном единстве. Однако при подготовке к уроку следует продумать, каким образом развить у детей музыкальные способности и навыки. Музыкальное воспитание в школе предполагает развитие не только интеллектуальных (в беседах о музыке), но собственно музыкальных способностей школьников: вокально-хоровых, чувство ритма, темпа, тембрового, мелодического и гармонического слуха, способностей двигаться под музыку, а также музыкально-исполнительских навыков. Развитие музыкального восприятия осуществляется с привлечением смежных видов искусства. Эта форма способствует расширению музыкально-слухового запаса, формированию определенного музыкально-слухового сознания, музыкального мировоззрения, вкуса, оценочных установок.
Одна из задач музыкального образования – привить элементарные вокально-хоровые навыки и навыки игры на музыкальных инструментах. Уроки ориентированны на активную музыкальную деятельность школьников - на музицирование в доступной детям форме: если нет голоса – можно играть на колокольчике, барабане…, - в школьном оркестре всем найдётся место. Дети очень любят петь и подыгрывать себе на инструментах. А здесь широкое поле для творчества: выдумки и сочетания тембров разных инструментов и импровизации и подыгрывании пению.
Уроки импровизации – это не только уроки музыки но и уроки жизни. Суть предлагаемой концепции музыкального воспитания – взрастить творческую личность. Нет более эффективного и надёжного пути к этой цели как через импровизацию. Обучая импровизации – сходу грамотно и метко учу выражать себя на публике, и тем самым даю не только знания и навыки, но и ориентиры, установки как основу непредвиденного жизненного поведения. При этом акцентирую развитие, воображение, изобретательность, смелость и готовность находить новые неожиданные пути в разрешении возникающих проблем.
Простейшее и любимая детьми форма музыкального движения – музыкальная зарядка. Она развивает координацию и двигательные навыки, тем самым, подготавливая школьников к музыкальному достижению. Простые упражнения для головы, шеи, плеч, рук, туловища, под музыку полезны и развивают чувства ритма, темпа, координации движений в соответствии с музыкой. На музыкальной зарядке детей можно познакомить с большим количеством музыкальных произведений, в том числе с теми, которые проходятся по программе и связать эту форму с задачами по слушанью музыки, закрепить в слуховом сознании средства музыкальной выразительности (прыжки – музыкальным приёмом стаккато, плавные движения руками – легато и пр.). Путём определенного подбора произведений можно формировать музыкально слуховое ощущение стилей композиторов, национальных особенностей народной музыки и прочее.
Используя на уроке театральные формы: театр картинок, мимический театр, театр пластики и жеста, пальчиковый театр. Он развивает мелкую моторику рук и тем самым стимулирует деятельность детского мозга и психику. Наукой доказана прямая зависимость уровня речевого развития детей с развитием моторики пальцев. Систематические упражнения для пальцев рук способствуют хорошей их подвижности и гибкости, исчезновению скованности движений, нервных зажимов, что значительно облегчает первоклассникам приобретения навыков письма.
Чувство ритма – одно из важнейших компонентов музыкального восприятия связанного с жизнью, поэтому ритмические упражнения для детей легче, чем певческие и звуковысотные – многие дети плохо поют, а у некоторых детей и вовсе нет координации слуха и голоса. Такие дети настроены к урокам музыки не очень приветливо. Поэтому ритмические упражнения для таких детей крайне необходимы, как путь к музицированию, как возможность проявить себя и найти своё место, если не в школьном хоре, так в школьном оркестре или в сопровождении хора шумовыми инструментами. Уроки музыки в общеобразовательной школе должны стать «школой музыки для всех и для каждого!». Задачи метроритмической работы – это сформировать ощущение метрической пульсации в музыки, умение повторить ритм, ощущение сильной и слабой долей, навыки определения двух и трёхдольных размеров в музыки, ощущение темпов и понимания их смыслов, чтение и исполнение простейшей ритмической записи, навыки элементарной ритмической импровизации (ритмизация стиха и воспроизведения знакомых ритмических формул марша, танцев, песен), сочинение ритмов к стихам. Развитием чувство ритма необходимо заниматься на каждом уроке. Привлекаю словесно-ритмические игры, произносим короткие стихи в ритме (прибаутки, потешки, загадки). Ритмическое воспитание таким образом осуществляется в связи с другими предметами школьного цикла. Ритмические занятия побуждают детей к творчеству: придумать ритмический аккомпанемент стишкам или песенки, на данный ритм слов.
Детям от природы присуща талантливость и важно не упустить это благоприятную возможность для эстетического развития, так как компенсировать пробел в этой области не всегда возможно. Специально подобранный для младших школьников музыкальный репертуар должен отвечать двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Учитывая особенности младших школьников предпочтения отдаю произведениям небольшим, с яркой запоминающейся интонацией, близких детским интересам, которые носят наглядно-действенный и наглядно-образный характер, заключают в себе конкретные явления, понятные детям по их жизненному опыту. Целесообразно привлекать при слушанье музыки произведения художественной литературы (стихи) живопись. Это создаёт необходимое настроение при восприятии музыки и способствует более глубокому её пониманию. Использую при слушании музыки дирижирование, подыгрывание на детских музыкальных инструментах в ритм музыки, что способствует активному её осмыслению.
Наиболее полно свои возможности ребёнок раскрывает в игре. Игра позволяет сделать обучение интересным и увлекательным, активизирует творческие наклонности, поисковые способности. В своей работе я широко использую творчески-развивающие игры на уроках музыки.
У детей особое отношение к музыки. Так как это искусство временное – его нельзя потрогать или рассмотреть, поэтому при подборе музыкального материала для урока отдаю предпочтение ярким зримым образом. С появлением компьютерных технологий у нынешних учеников есть определенное смешение в сторону зрительного ряда и поэтому им становиться легче разбирать зрительные фрагменты и подкреплять их движением или подтекстовкой. Часто это приводит к очень оригинальным и неожиданным высказыванием школьников.
Детское музыкальное творчество является показателем музыкальности детей. Вот почему музицирование по слуху (в начальном донотном периоде обучения) с последующим теоретическим осмыслением, «открытием для себя» элементов музыкального языка, способствует тому, что теоретически осознанный материал становиться жизненно-естественной речью ребенка, которую он с рождения носит как бы в себе.
Урок музыки– основная форма организации музыкального воспитания в школе. Урок музыки - постоянное творческое общение между музыкой, учителем и детьми, между композитором, исполнителем и слушателем.