ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Опыт использования информационно-компьютерных источников
и технологий на учебных занятиях по английскому языку
и технологий на учебных занятиях по английскому языку
Егоренкова Юлия Викторовна,
учитель английского языка ГБОУ средняя общеобразовательная школа №145
Калининского района Санкт-Петербурга
учитель английского языка ГБОУ средняя общеобразовательная школа №145
Калининского района Санкт-Петербурга
В связи со вступлением России в Болонский процесс появилась тенденция построения нового образовательного пространства, характеризующегося переходом от «школы памяти» к « школе мышления», что в рамках реализации программы «Формирование иноязычной коммуникативной языковой компетентности у школьника, как личности», над которой школа работает в последнее время, требует изменений в подходе к обучению английского языка.
Иноязычное образование есть передача иноязычной культуры, духовного богатства народа другой страны, которую способен дать человеку процесс обучения иностранному языку. Сложная задача стоит перед учителем данного предмета: научить школьников на современном этапе развития нашего общества не только говорить, но и мыслить на чужом языке. Учащиеся попадают в иноязычную среду только на уроке, да и среда эта, к сожалению, является в большинстве случаев искусственной. На наш взгляд, в решении этой непростой задачи большую роль призваны сыграть новые педагогические технологии в обучении иностранному языку. Во главу угла ставятся новейшие информационные технологии, которые на уроках повышают мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяя их кругозор.
Что предполагает использование ИКТ на уроке иностранного языка?
Во- первых, наряду с формированием коммуникативных умений гармонично сочетается формирование технических навыков ученика;
Во- вторых, формируется критическое мышление у ребёнка. Процесс обучения становится для него развивающим, если он организован как речемыслительный поиск. Решая речемыслительные задачи, ученики вынуждены пользоваться приёмами критического мышления. Главная ценность человека заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает.
Критическое мышлениепредполагает новое видение, новое решение, новый подход.
Чтобы методически грамотно и верно выстроить урок для решения данной задачи, мы обращаем внимание на работу с презентациями.
Презентация предполагает использование файлов:
- файлы, несущие информацию. Надписи раскрывают содержание.
- «голые» файлы- учащиеся сами озвучивают картинку на английском языке.
Разновидностью презентаций является создание озвученных фильмов. Это трудоёмкая работа с Интернет. Благодаря данной области информационной технологии можно вести обучение по трём уровням: коммуникация - создание собственной страницы в Интернет; информационный Интернет – источник дополнительного материала при подготовке; публикация – представление результатов своей деятельности, своего исследовательского блока.
Наряду с этим нами используются мультимедийные средства обучения, такие как 1.«Открываем английский для себя», интерактивный курс компании Edusoft Craft Сorporation(Educationforexcellence), уровни 12 компакт дисков. Это диски с набором отсканированных картинок, расположенные в необходимой для них последовательности и закадровое озвучение материала. Особенностью этой программы является приспособленность к различным видам преподавания, таким как
-«демократический» или открытый метод - учащиеся выбирают тему, над которой они хотят работать и способ, которым они хотят работать;
-структурный метод или программированные уроки, рассчитанные на интенсивный учебный процесс. Учащиеся следуют по заданному пути прохождения программы;
-решение коммуникативных задач – учащиеся развивают свои способности в решении задач и установлении связей посредством увлекательной приключенческой игры, основанной на языковом учебном материале;
2. мультимедийная программа DVDVideo«Окно в Британию»,электронное издание – диски Британия 2005; Это сокращённое электронное издание о стране изучаемого языка, её экономике, культуре, общественной жизни. Это темы, специально отобранные учебным изданием OxfordUniversityPress. Задания и упражнения поободраны по возрастанию уровня сложности. 3.программа « Профессор Хиггинс» - иллюзия живого общения ученика с компьютером в области фонетики и элементарной грамматики.
Почему используется именно такой вариант обучения?
Учителем поставлена задача – формирование иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся средних сельских общеобразовательных школ, а именно формирование социокультурной компетенции, что в наше время актуально и жизненно необходимо. Мультимедийные программы построены с учётом разговорной терминологии и лексико-грамматических структур современного английского языка. Особое внимание обращено на искусство общения - через сотни диалогов, отражающих реальные жизненные ситуации и реальные задания, такие как прослушивание радио - и телевизионных программ, ответы на письма, интервью, просмотр видео роликов.
Какие технологии может использовать учитель в данном процессе?
Это:
- разноуровневое обучение, цель которого – обеспечить усвоение материала на уровне возможностей и запросов ученика;
-развивающее обучение, в основе которого лежит проектное обучение;
- и, конечно, модульное обучение, при котором учебная задача задаётся через модульную программу, модули, учебные элементы на основе меж- и- внутри дисциплинарности.
К какому результату мы приходим?
1.Это повышение качества успеваемости учащихся при эффективном способе организации учебного процесса и становление профессиональной деятельности учителя, основой которой является его информационная компетентность.
2.Современный видеоматериал является источником разнообразной информации: получение новых страноведческих знаний, совершенствование навыков восприятия спонтанной речи на слух, развитие навыков монологической и диалогической речи. По сравнению с аудиозаписями, видеоматериал считается более разнообразным и интересным в работе. Используя видеоматериалы, я убедилась в том, что они обеспечивают дополнительный стимул для учащихся и повышают их мотивацию, полезны как источник дополнительного материала по теме, для проведения кросс - культурного сравнения, что ведёт к формированию у учащихся критического мышления, столь необходимого для подготовки учащихся к ЕГЭ.
Критическое мышление. Используя технологию критического мышления на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования.
Для ученика – это восприятие современного мира целостно, познание мира во взаимодействии всех его сторон и себя в этом мире, открытость личности по отношению к новому, умение видеть альтернативные пути решения проблемы, преодоление стереотипов.
Помимо учебно-информационной ценности, большое значение имеет воспитательный аспект, так как в процессе реализации данной технологии затронуты проблемы твёрдости характера, человеческих отношений. Идёт обучение основам этики при обсуждении культуры, стиля и образа жизни других людей, воспитывается желание общаться, уважение к культуре других стран.
Компьютерные презентации позволяют сделать работу более продуктивной, эстетичной и зрелищной. Воздействие на зрительные анализаторы активизирует эмоциональную сферу учащихся, положительно влияет на активность мыслительных процессов. Идёт воспитание культуры умственного труда, культуры извлечения и обработки необходимой информации.
В конце урока все учащиеся обычно отмечают важность и пользу подобных уроков, и выражает желание к дальнейшей работе в данном направлении. Впоследствии они приносят дополнительные материалы к урокам из Интернета и помогают учителю в составлении подобных презентаций. А это ещё один шаг по ступеням развития критического мышления.
И в качестве заключения хотелось бы отметить, что представленные программы являются чрезвычайно полезными и интересными, позволяют индивидуализировать, интенсифицировать учебный процесс, одновременно сделав его более разнообразным и привлекательным для обучающихся, что даёт нам право рекомендовать использование данных программ в различных видах учебных учреждений для повышения эффективности преподавания иностранного языка.
Важно, что благодаря взаимосвязи всех используемых нами программ с использованием компьютерных средств обучения, ученик формирует сам нестандартные формы ответов, что создаёт предпосылку для овладения творческой речью и помогает сосредоточить внимание не на форме, а на содержании высказывания.