Технологии современного урока.
Интеллектуальные карты
Филатова Наталия Николаевна,
преподаватель химии,
Колледж судостроения и прикладных технологий
В условиях современного мира на нас ежедневно обрушивается массивный поток данных, которые нужно упорядочить, сгруппировать, запомнить и применить в действии. Современный ученик – не исключение, а скорее – наиболее яркий пример человека, ежедневно имеющего дело с большими массивами важной разнородной информации. Как сориентироваться в этом потоке? Какой способ обработки данных применить? Одним из инструментов структурирования информации на сегодняшний день являются «Интеллектуальные карты».
Диаграмма связей (ассоциативная карта, интеллектуальная карта) (англ. Mind map) — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Психолог Тони Бьюзен, разрабатывавший данный метод развития памяти и мышления в 70х годах ХХ века, не был первым, кто таким образом подошел к структурированию информации, но он стал основоположником современного вида диаграмм связей.
Интеллект–карты представляют собой разветвленную структуру, выстроенную по принципу «дерева». В центральной части схемы расположено ключевое понятие, основная идея. От центра в несколько «ветвей», расходятся слова, идеи, задачи или другие понятия, характеризующие основное. Каждая из «ветвей», в свою очередь, распадается на несколько более мелких и т.д. Таким образом, руководствуясь принципами «от общего, к частному», «от центра, к периферии», можно изобразить графически практически любую информацию. А применяя ассоциативное мышление – постоянно пополнять объемы данных.
В образовательном процессе данный метод можно использовать для решения таких задач, как например: подача нового материала с пошаговым изучением ключевых понятий; визуализация и систематизация информации на разных этапах изучения; закрепление материала в процессе обучения и мотивация для мыслительной деятельности; контроль по итогам прохождения материала.
Выделим основные достоинства интеллект-карты:
- акцент на главном: основной идее и ключевых понятиях;
- наглядность развития ключевых понятий и взаимосвязей между ними;
- развитие самостоятельной познавательной деятельности;
- коммуникативные навыки при работе в группах;
- легкость обновления и дополнения информации при поступлении новых данных;
- эффективный расход времени при освоении нового материала;
- развитие ассоциативного мышления, благодаря которому информация легко запоминается и восстанавливается в памяти;
- нетрадиционный, интересный способ подачи (закрепления) материала.
Поскольку состав обучающихся в классе не может быть однородным, то преподаватель старается найти максимально индивидуальных подход к каждому ученику. Данная методика работы с материалом подходит при работе с людьми разного типа мышления - и творческого, и рационального. При этом люди с творческим подходом не ограничены соблюдением жестких рамок, что позволяет им свободно генерировать идеи. Рационалисты же выстраивают иерархию фактических данных. И те и другие используют ассоциативные ряды, которые способствуют более качественному усвоению информации. А поскольку интеллект-карты объединяют в себе и факты, и изображения, и цвета, и символы, то можно говорить про комплексный подход к изучению материала, рассмотрение проблемы с разных сторон.
Составлять интеллект-карты можно и в процессе урока, и в качестве домашнего задания. Уровни сложности карт и способы их создания могут быть различны – от рисунка на обычной бумаге цветными карандашами, до построения сложносвязанных схем при помощи современных компьютерных технологий.
Во всех случаях, при составлении диаграмм связей необходимо учитывать несколько ключевых моментов:
- центральное, ключевое понятие (образ), максимально отражает образ всей проблемы;
- слова на ключевых ветвях должны быть максимально емкими и образными, второстепенные ветви не должны быть перегружены;
- изначально продумать схему построения карты, разработать ее стиль и придерживаться их на протяжении всего построения;
- визуализировать информацию при помощи цветовых блоков, символов и картинок, т.е. задействовать разнообразную «визуальную декорацию»;
- контролировать содержание, стараясь избегать повторений.
В целом, интеллект–карты – это удобная техника визуализации мышления и эффективный способ работы с данными. В процессе построения подобных диаграмм происходит не только систематизация знаний и их запоминание, но и интеллектуальная работа мозга – генерация идей, поиск связей и принятие решений. Что отвечает сразу двум задачам обучения – самостоятельности в организации учебной деятельности и побуждению интереса к процессу обучения.