Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Творческие способности учащихся
во внеурочной деятельности

 

Алексеева Наталья Владимировна

учитель географии

Школа № 277 Санкт-Петербург

 

Введение

Цель данной работы:

  1. Определить условия успешного развития творческих способностей учащихся.
  2. Показать значимость информационных проектов в организации развития творческих способностей детей   во время  внеурочной деятельности.

Задачи:

  1. Дать психологическое обоснование роли развития творческих способностей детей в жизни ребенка.
  2. Рассказать о развитии  творческих способностей детей на уроках и во внеурочное время.
  3. Продемонстрировать  творческие работы учащихся.

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

Тема моей работы выбрана не случайно. Обращение к данной теме вызвано существенными причинами.

Дело в том, что современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «независимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер. Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. Поэтому я вижу необходимым уделение особого внимания развитию творческих способностей учащихся.

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, песни, писать музыку… Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое мной понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создаётся нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к деятельности.

Условия успешного развития творческих способностей.

Одним из важнейших факторов творческого развития учащихся является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж.Смита, Б.Н.Никитина, Л.Кэррола, можно выделить шесть условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым важным условием развития творческих способностей ребёнка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса , который требует максимального напряжения сил. Дело  в том, что способности будут развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок всё выше и выше.

Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребёнку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким – либо делом. Тогда желание, интерес ребёнка, эмоциональный подъём послужат надёжной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведёт к переутомлению, и пойдёт на пользу.

Но предоставление ребёнку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть четвёртое условие успешного развития творческих способностей.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей – тёплая, дружелюбная атмосфера в коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребёнка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постепенно стимулировать ребёнка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Но создание благоприятных условий недостаточно для ребёнка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребёнку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что невмешательство мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность.

Оказывается (и практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то это будет способствовать более высокому уровню развития творческих способностей учащихся – это шестое условие развития творческих способностей. Оно будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

 

Информационные проекты на уроках географии, как средство выражения творческой деятельности.

 

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования. Акцент образовательной деятельности переносится на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Этим обусловлено распространение в школах метода проектов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Проектная деятельность – один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы. Внедрение проектной деятельности позволяет учителю организовывать освоение современных информационных технологий, формировать у учащихся необходимые навыки самостоятельной работы с электронными средствами (справочно-информационными системами), использовать мультимедийные технологии, повышать мотивацию и творческую активность, усиливать интеграционную составляющую обучения, так как в дальнейшем учащиеся смогут применять полученные навыки и умения в других областях.  Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Методика проектирования учебной деятельности состоит из нескольких этапов:

•        постановка задачи, для решения которой необходимо использовать информационные технологии;

•        планирование деятельности по реализации проекта;

•        планирование временных, пространственных рамок проекта;

•        поиск источников информации по данному вопросу, знакомство с имеющейся информацией в различных источниках, подбор материала;

•        структурирование информации;

•        изготовление и оформление продукта;

•        выбор формы презентации;

•        подготовка презентации;

•        презентация;

•        самооценка и самоанализ.

Основные задачи информационного проекта:

•        расширение кругозора, познавательных и творческих способностей учащихся;

•        развитие самостоятельной деятельности учащихся;

•        развитие навыков работы с информационными технологиями;

•        создание информационно-иллюстрированных слайдов и презентации в программе Power Point из группы MS Offis;

•        развитие коммуникативных качеств учащихся.

В нашей школе давно и эффективно используются информационные технологии в образовательном процессе, поэтому оформление учебных проектов в электронном виде – обязательное условие для их презентации. Работы оформляются как  презентации в программе Power Point c использование фотографий, картинок и гиперссылок.

Пример из собственной практики развития творческой деятельности учащихся

В нашей школе стало традицией участвовать в интернет-игре «Хочу всё знать». Этот конкурс проводится среди школ России для детей с ограниченными возможностями. В нашей школе на сегодняшний день существуют все формы обучения: общеобразовательные классы (25 чел.), групповое обучение (5-6 чел.), индивидуально в школе и на дому, а так же дистанционное обучения («Виртуальная школа»), позволяющее обучаться детям из других стран Мира и городов России. Индивидуальное и групповое обучение проводится для детей с ограниченными возможностями, но с сохранным интеллектом, поэтому именно эти дети участвуют в данном конкурсе.

Правила игры "Хочу все знать"

 

1) Игра ориентирована на учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

2) Проводиться для учащихся 5-11 классов, обучающихся на дому и по классно-урочной системе.

3) В игре принимают участие команды, сформированные из учащихся соревновательной параллели. Учащиеся, обучающиеся по индивидуальной форме, по желанию, объединяются в группы.

4) Число человек в команде от 1 до 5.

5) Работой команды руководит куратор из числа преподавателей школы. Его задачей является организовать четкую работу команды, помогать в равномерном распределении нагрузки по выполнению заданий между школьниками, контролировать сроки выполнения и отправления заданий, рекомендовать ребятам информационные источники, взаимодействовать с оргкомитетом игры для своевременного решения возникающих по ходу её проведения вопросов.

6) Сроки проведения:
Игра проходит во второй учебной четверти в три (четыре) этапа по 10 дней каждый.
Подведение итогов состоится в декабре текущего года
Награждение команд: январь

7) Задания игры публикуются на сайте игры http://um-ka367.narod.ru и становятся доступными для просмотра в день начала очередного тура.

8) Ответы участники присылают в течение времени прохождения тура в Оргкомитет по электронной почте Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

9) Оргкомитет доводит до сведения участников игры ответы на задания, итоги каждого тура и игры в целом, публикуя их на сайте.

10) По итогам игры участники награждаются оригинальными грамотами и памятными призами.

11) ОЦЕНИВАНИЕ осуществляется по следующим критериям:
ОЦЕНИВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ "ЗНАКОМСТВО"
1 балл - есть название команды и список участников
2 балла - есть девиз, в презентацию включены фотографии участников, школы
3 балла - есть приветствие участникам других команд
4 балла - рассказано про хобби, интересы участников
+1 балл - творческое оформление

ОЦЕНИВАНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ:
0 баллов - нет ответа или ответ неверный
1 балл - ответ есть, он неполный или содержит ошибки
2 балла- краткий верный ответ
3 балла- правильный ответ на поставленный вопрос с аргументацией
+1 балл- ответ с творческим подходом
+1 балл- ответ с оформлением

ОЦЕНИВАНИЕ ТУРА "Бумеранг"
0 баллов - ответа нет или он неверный
1 балл-верный краткий ответ
2 балла - правильный ответ с наглядной или словесной аргументацией

 

 

Демонстрация творческих работ учащихся

(Некоторые работы учащихся можно посмотреть на моём личном сайте, в папке файлы и фотографии)

1. Информационный проект учащихся 8 класса игры «Хочу всё знать», 2011-2012 год, 1 тур

2. Информационный проект учащихся 8 класса игры «Хочу всё знать», 2011-2012 год, 2 тур

3. Информационный проект учащихся 9 класса игры «Хочу всё знать», 2010-2011 год, 3 тур

4. Презентации проектных работ выполненных в период проведения Декады естественного цикла:

А) Информационный проект учащейся 10 класса Животовской Виктории «Лес – Лёгкие планеты», 2012 год.

Б) Информационный проект учащейся 7 класса Кожевниковой Ксении «Лес – Лёгкие планеты», 2012 год.

Наши заслуги. (см. приложение)

Заключение

В процессе информационно-проектной деятельности учащихся и учителя формируются следующие общеучебные умения и навыки.

  1. 1. Рефлексивные умения:

¨     умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

¨     умение отвечать на вопрос: Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

 

  1. 2. Поисковые (исследовательские) умения:

¨     умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

¨     Умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

¨     умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

¨     умение находить несколько вариантов решения проблемы;

¨     умение устанавливать причинно – следственные связи.

  1. 3. Навыки оценочной самостоятельности.
  1. 4. Умение и навыки работы в сотрудничестве:

¨     умение коллективного планирования;

¨     умение взаимодействовать с любым партнером;

¨     умение взаимопомощи в группе в решении общих задач.

 

  1. 5. Менеджерские умения и навыки:

¨     умение проектировать процесс;

¨     умение планировать деятельность, время, ресурсы;

¨     навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

 

  1. 6. Коммуникативные умения:

¨     умение организовать взаимодействие со всеми участниками проекта;

¨     умение вести дискуссию;

¨     умение отстаивать свою точку зрения;

¨     умение находить компромисс.

Работа над информационными проектами позволяет реализовать творческий потенциал учащихся, организовать сотрудничество с преподавателями (деловой, научный и личностный характер общения), усиливает воспитательный эффект, вызывает желание и дальше осваивать компьютерные технологии и внедрять их при изучении различных учебных дисциплин. Все это формирует ключевые компетенции учащихся: предметные, общеучебные, информационно-технологические, коммуникативные; служит приобретению ими социального опыта. Этот метод считаю актуальным для нашей школы.

Список используемой литературы:

  1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М., 1981.
  2. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара, 1994
  3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. − М.: Просвещение, 2006.
  4. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления.
  5. Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей.-М., 1991.
  6. Львова Ю.Л. Развивать дар творчества.– Киев., 1987.
  7. Мусницкая Е.В. Обучаем, развиваем и воспитываем / ИЯШ - 1989 - №3.
  8. Под ред. А.Петровского “Психология. Словарь”, Москва, “Политиздат”, 1990
  9. Ресурс интернет, ссылки на сайты http://um-ka367.narod.ru
  10. 10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. − Режим доступа: http://standart.edu.ru/
  11. 11. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/516410/

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»