В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит учителю:
• отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
• развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
• воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
• Проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
• Разноуровневое обучение. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
• Проектные методы обучения. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
• Исследовательские методы в обучении. Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
• Лекционно-семинарско-зачетная система. Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
• Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
• Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
• Информационно-коммуникационные технологии. Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
• Здоровье сберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
• Систему инновационной оценки «портфолио». Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. Предположения о радикальном изменении содержания, форм и методов обучения пока не сбылись.
Современная дидактика выделяет ряд объективно существующих противоречий урока:
- между коллективным способом организации обучения и индивидуальным характером восприятия и развития каждого ученика;
- между регулярностью прямой связи субъектов учебного процесса и нерегулярностью обратной связи;
- между необходимостью развития навыков практической деятельности и преимущественно вербальным характером обучения;
- между временем, необходимым для изучения все возрастающего объема учебного материала, и стандартными временными рамками урока.
Урок с применением ИКТ - это урок, в процессе которого в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса: компьютер и программные средства.
1. Компьютер органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.
2. Цифровые образовательные ресурсы дополняют традиционную технологию обучения какого-либо школьного предмета или отдельных его разделов и тем. Содержат в себе четко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабженных анимационными и звуковыми эффектами.
При этом и компьютер и программы должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося.
Рассмотрим возможности новых информационных технологий по преодолению присущих классно-урочной системе обучения противоречий. Основным противоречием традиционного урока является противоречие между коллективным способом организации обучения и индивидуальным характером усвоения учебного материала, интеллектуального личностного развития ученика.
Применение новых информационных технологий на уроках дает рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы. Использование двух подходов к обучению, каждый из которых имеет как положительные, так и отрицательные стороны, не только возможно, но и эффективно для развития личности. С одной стороны, это дает возможность продвижения каждого школьника по собственной образовательной траектории с учетом психолого-педагогических особенностей личности и учебных достижений данного ребенка. С другой стороны, развитие коммуникативных навыков, коллективный поиск решения в проблемных учебных ситуациях при использовании компьютера как мощного мотивационного средства обучения способствует активизации процесса обучения в коллективе. Схематически такой урок может выглядеть следующим образом: в начале урока учитель работает со всем классом, используя проектор, компьютер или интерактивную доску, а затем может дать тренировочные или исследовательские задания для тех школьников, которые снизили активность и инициативность участия в учебном процессе. Выбор заданий, предлагаемых для выполнения индивидуально, зависит от особенностей восприятия информации каждым учеником, его личностных качеств. Иначе использование для такой работы электронных учебных материалов не будет педагогически оправдано.
Целесообразно использовать компьютер для организации контроля усвоения учебного материала. При этом можно привлекать для выполнения электронных заданий как отдельных учащихся, так и группы школьников. При таком подходе удастся, сохраняя все преимущества коллективного обучения, устранить усредненный подход и обеспечить условия для осуществления личностно-ориентированного образовательного процесса. Методически это может быть организовано как выполнение школьниками заданий разного уровня сложности, предлагаемых в электронных учебных пособиях. При этом приемы организации текущего контроля с помощью современных средств обучения могут быть различными: это индивидуальная работа с компьютерным тренажером, и поочередное выполнение отдельных фрагментов общего для группы учащихся задания, и выполнение предложенного в компьютерной программе мини-исследования, которое дублируется учеником, работающим у доски, с последующим сравнением результатов.
Подобный подход к проведению текущего контроля будет способствовать активизации познавательной активности учащихся, своевременной коррекции возникающих трудностей в обучении отдельных школьников. Но и переключаться только на такой вид контроля нецелесообразно. Во-первых, это может отрицательно повлиять на здоровье учащихся. Во-вторых, слишком частое использование автоматического контроля приводит к снижению мотивации самоконтроля и проверки знаний традиционными методами.
Необходимо:
- строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм использования компьютера в учебном процессе;
- учет возрастных и психолого-педагогических особенностей школьников при организации индивидуальной и групповой работы с электронными учебными материалами;
- использование компьютера на уроке с целью диагностики процесса обучения не более одной восьмой всего учебного времени от общего объема учебных занятий по предмету и не более 20 минут за урок.
Выполнение проблемных исследовательских заданий, представленных в электронных учебных пособиях, способствует формированию практической преобразующей деятельности каждого школьника в условиях коллективного обучения. При этом становление информационно-коммуникационной компетентности происходит уже в младшем школьном возрасте, учащиеся активно включаются в реальную жизнь, знакомятся с социально востребованными видами деятельности. В среднем и старшем звене применение информационных и коммуникационных технологий для освоения самых различных учебных предметов может оказать существенное влияние на профессиональное самоопределение школьников, на развитие информационной культуры личности.
Особое значение имеет демонстрация с помощью компьютера удаленных, труднодоступных или не воспроизводимых в условиях школы объектов и явлений (виртуальные экскурсии и виртуальные лаборатории). Виртуальные образы вполне доступны для практических преобразований. Такой взгляд на использование возможностей новых информационных технологий на уроке является наиболее значимым для школьников с преимущественно визуальным или кинестетическим восприятием информации. Получив возможность манипуляций с виртуальным объектом, не доступным в реальности, учащиеся наиболее полно постигают его структуру, функции, закономерности развития или существования.
Все чаще педагоги высказываются по поводу еще одного противоречия урока — несоответствии между объемом учебной информации, изучение которой необходимо организовать в жестко обозначенный временной отрезок, и количеством учебного времени. Одним из способов устранения этого противоречия является дифференциация обучения, основанная на современных информационных технологиях. Применение во время урока электронных учебных материалов, включающих в себя задания разного уровня сложности, с учетом психолого-педагогических особенностей школьников позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс. Дифференцированный подход особенно важен для детей, опережающих своих сверстников в развитии, а также для тех учащихся, которые по ряду причин отстают от одноклассников в выполнении коллективных видов работы на уроке.
В старшем, а в ряде учебных заведений и в среднем звене школы активно реализуется проектная деятельность учащихся с использованием новых информационных технологий. Большое значение имеет такая работа для более полного усвоения учебного материала, а также для развития практических навыков использования электронных учебных материалов в познавательной деятельности школьников. Проектная и исследовательская деятельность школьников второй и третьей ступени обучения имеет ярко выраженную межпредметную направленность. Применение новых информационных технологий при ее организации усиливает эффективность и результативность осуществляемой работы.
Конечно, использование новых информационных технологий на уроке требует высокой профессиональной подготовки учителя, зрелой педагогической рефлексии и креативности. Тщательно продуманное применение новых информационных технологий на уроке не только позволяет активизировать, дифференцировать и индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, но и способствует разрешению ряда противоречий урока, как основной формы организации обучения в школе
Этапы урока:
1. Организационный этап. Показатели выполнения психологической задачи этапа: доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; организация внимания всех учащихся; кратковременность организационного момента; полная готовность класса и оборудования к работе.
2. Постановка цели. Постановка цели может проводится с помощью иллюстрации, анимации, презентации или интерактивной карты (схемы).
3. Мотивация.
4. Этап актуализации необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания; Проверять необходимо не столько память, сколько мышление ребенка, ибо самая-то суть обучения состоит в развитии мышления. Опрос должен быть интересен ученикам, а для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете, теоретические знания применяться на практике.
5. Этап усвоения новых знаний. (Объяснение нового материала). Условия достижения положительных результатов на этапе усвоения новых знаний:
• Задания информационно-поискового характера, при которых электронные издания выступают в роли дополнительного (и, заметим, более эффективного) источника знаний
• Аналитические задания–анализ комплекса документов с целью выработки более отчетливого представления.
• Задания сопоставительного характера: сопоставление словесного образа и его живописной или графической интерпретации.
6. Этап закрепления новых знаний. При закреплении пройденного материала, учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками и т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения учителю целесообразно заранее на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Аналогичную работу можно организовать и в группах. Класс разбивается на группы на основе выделенных признаков. Каждая группа получает соответствующее задание.
7. Контроль усвоенного на уроке материала.Основным средством контроля и оценки образовательных результатов являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый. Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем). Промежуточный контроль представляет собой тест, состоящий из 5-10 компактных заданий, реализуемых непосредственно после изучаемого материала и предназначенный для оперативного оценивания его усвоения. Использование различных тестов и тестовых заданий для контроля и оценки образовательных результатов учащихся приобретает особую актуальность в связи с необходимостью подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ.
8. Подведение итогов. С помощью компьютера легче работать над приемом обобщения полученных знаний на уроке. Примером может быть заполнение интерактивной схемы по теме урока.
- .Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Условия, которые обязательно надо выполнять:
• Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, до звонка.
• Задание должно проходить при полном понимании класса.
• Домашнее задание может быть ориентировано на 2 группы учащихся: слабые+средние и средние+сильные.
• Должен быть определен обязательный минимум выполнения + выделено пространство для инициативных учащихся.
• Временные рамки должны быть заданы.
• Количество источников информации (адреса определенных, «опорных» сайтов).
• Программа реализации задания (это может быть MS Word , PowerPoint или Publisher).
• Объем отчетного документа (количество страниц, файлов, слайдов и т.п.).
• Дополнительное задание (по желанию ученика).
• Оговорено место размещения выполненной работы.
И в заключение я бы хотела еще раз напомнить:
• Не используйте большие текстовые фрагменты на экране монитора.
• Выбирайте только самое интересное и необходимое.
• Чередуйте виды деятельности на уроке.
Таким образом, вы сможете, «переключая» уровни восприятия, максимально долго удерживать внимание учеников на предмете обучения, избегая опасности перенапряжения их в ходе урока.
Библиография:
1. Брендина, Н. В. Интерактивные средства развивающие мышление /Н.В. Брендина // Физика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№19.-С.11-1
2. Андреев, О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование.- 2010.-№2.-С.107-114
3. Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения /В.И. Белый // Школьные технологии.- 2010.-№2.-С.105-153
4. Гузеева, В.В. Исследовательская работа в профильном обучении /В.В. Гузеева // Народное образование.- 2010.-№7.-С.192-196
5. Рачевский, Е.Л. информационные технологии в образовании: Школа будущего /Е.Л. Рачевский // Директор школы.- 2010.-№1.-С.55-58
6. Дмитриева, Л.В. Дистанционное обучение: разработка нормативного и методического обеспечения /Л.В. Дмитриева // Открытая школа.-2008.-№6.-С.75-76
7. Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпициной. – С-Пб.: КАРО, 2006.
8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998.