Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Школа молодого учителя

Некоторые пути повышения эффективности обучения

                                                                               Людмила Николаевна Тетерина,
                                                                                 учитель русского языка и литературы средней школы №134
им. С. Дудко Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

       Поиск путей повышения эффективности обучения – одна из самых важных проблем всех времён и народов с тех пор как существует понятие обучения и воспитания.  Но эта проблема так и остаётся проблемой до сегодняшнего дня, особенно для молодого учителя.

  Вопрос «Как?» важен для молодого учителя, даже если он проработал в школе 2-3 года, многие моменты организации учебного процесса остаются для него затруднительными. Хорошо, если рядом есть старшие и более опытные учителя.  Но бывает и так, что молодому учителю  надо самому до всего доходить, самостоятельно приспосабливаться к новым требованиям и условиям,  но, к сожалению, на это уходит много времени.

В то же время  школа остаётся самым консервативным предприятием среди множества других общественных институтов. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались  реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения. На нём держалась традиционная и стоит современная школа. Есть общепринятые, проверенные годами и поколениями учителей нормы и правила, средства и педагогические приёмы, которые помогают сделать урок эффективным, интересным и современным в самом широком смысле слова, т. е. совершенно новым и не теряющим связи с прошлым, одним словом, актуальным, как актуальна тема, вынесенная на сегодняшний семинар.

Мы решили помочь молодым учителям освоить некоторые из этих норм и правил, приёмов и средств, помогающих сделать обучение эффективным. Кроме того, именно молодые – педагогическая основа школы, за ними будущее. От того, какими они будут, зависит, какой будет и школа будущего. Очень хотелось бы, чтобы кто-то сохранил и передал далее всё то, что наработано поколениями учителей до них. Но чтобы это получилось, молодым учителям  надо сейчас не упустить того, что может подарить человеку только молодость, – учиться, искать, экспериментировать, чтобы в конце концов прийти к своему главному открытию.

Исходя из этого, мы и построили работу нашего семинара «Некоторые пути повышения эффективности  обучения». Перед молодыми учителями выступят их старшие коллеги и поделятся своими мыслями, опытом, напомнят некоторые общеизвестные истины. Первый вопрос – это вопрос об эффективности обучения, о том как её повысить.

 Эффективность  обучения связана прежде всего с эффективностью  самого урока.

За время своей профессиональной деятельности учитель даёт более 25 тысяч уроков. Эти уроки должны быть всегда хорошо подготовлены, должны способствовать обучению и развитию учащихся. Цели, задачи, средства, формы, методы проведения урока могут меняться в зависимости от изменяющихся условий жизни, требований общества, возрастных особенностей учеников, личного подхода к обучению и воспитанию, но при любых изменениях  урок должен давать положительный результат, приносить  пользу ученику и удовлетворение учителю.

От чего зависит эффективность урока?  От многих факторов.  Назову некоторые из них.

1.      Задолго до урока:

- Знание учителем своего предмета.

- Знание требований программы по предмету.

-Знание конкретных условий работы.

 

2. Перед уроком:

- Внешний и внутренний порядок в учителе.

- Психологический настрой на урок.

 

3.На уроке:

- Методически правильное построение учебного процесса.

-Разнообразие методов, форм  и приёмов работы.

- Высокая мыслительная деятельность учащихся.

- Выделение главного в уроке.

- Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

- Проблемные ситуации.

- Развитие познавательного интереса учеников.

-Развитие практических навыков и творческих способностей учащихся.

- Рабочая и одновременно высокая эмоциональная атмосфера урока.

- Достойный выход из непредвиденных ситуаций.

 

4. Вне урока.

- Сотрудничество с коллегами.

- Поиски и находки передового опыта.

- Самообразование.

          Способен ли молодой учитель обеспечить успешное обучение? Нам кажется, да, способен, если он любит детей, если он стремится стать хорошим учителем, мастером своего дела. Все мы знаем, что хорошими учителями не рождаются, ими становятся. Педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству музыканта, хирурга, сталевара, лётчика, даже если у вас, вам кажется, есть талант педагога.

Что для этого нужно? Прежде всего – знать свой предмет. Физик – физику, математик – математику, литератор – литературу, историк – историю. Чтобы успешно преподавать, надо овладеть методами и приёмами преподавания: как лучше объяснять тот или иной новый материал, как организовать самостоятельную работу, как правильно провести контрольную работу, как спрашивать у доски и т. д. И этого ещё мало. Учитель воспитывает. Ему надо овладеть методами педагогического воздействия, приёмами работы с коллективом учащихся и отдельными учениками, знать психологические особенности того или иного возраста. Специфика работы учителя такова, что успех зависит не только от знания предмета и методики, но и от личности учителя: его культуры, обаяния, кругозора, речи, начитанности, доброты и требовательности. Всё  это несомненно влияет на успешность обучения в школе, в целом.   

              Конечно, в рамках одного занятия невозможно раскрыть все пути и подходы к эффективному уроку, поэтому остановимся только на некоторых из них, главным образом на тех, которые касаются урока и личности самого учителя.

               Допустим, вы уже хорошо знаете требования программ относительно уровня знаний, умений и навыков по своему предмету. Допустим, вы хорошо знаете условия, в которых вам приходится работать, и учитываете в своей работе особенности класса и каждого ученика, устраняете и меняете неблагоприятные условия на противоположные. Допустим, вы хорошо готовитесь к каждому уроку, прочитываете массу методической литературы, готовите презентации и наглядность почти к каждому уроку. Тогда у вас прямой выход на эффективный урок: ученики активны, прочно усваивают материал, получают хорошие отметки, учитель счастлив. Но почему-то этого не происходит. Как показывает опыт, ученики часто ( и не только у молодого учителя) не знают самого главного, их знания и умения непрочны, обнаруживается разрыв между теорией и практикой в их работах, они вообще плохо слушают учителя, нарушают дисциплину,  и учитель неудовлетворён своей работой.

              Почему? – задаёт вопрос учитель. И часто не получает ответа на свой вопрос. Тысячи причин можно найти, чтобы объяснить свои неудачи. Мы не будем сегодня говорить о том, что ученики могут быть слабыми по уровню умственных способностей, что есть дети, которым не дано, что есть дети с задержкой умственного развития. Всё-таки в общеобразовательной школе эти явления не могут носить массового характера.  Попробуем найти  одну или несколько  причин неудач в другом. Часто они кроются в самом простом -  во внешнем и внутреннем порядке самого учителя.

                  Есть такое понятие в современной педагогике -  имидж учителя.

 Учащимся 7 и 10 классов мы задали несколько вопросов:

- На что вы обращаете внимание при первой встрече с учителем?

- Важно ли для вас, как выглядит учитель?

-Какие качества учителя вы цените больше всего?

-Как вы считаете, влияет ли имидж учителя на ваше отношение к предмету?

Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом всегда ученики, родители, коллеги. Красивый внешний вид, умение общаться, искусство говорить, искусство слушать, правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, аккуратность движений во многом определяют тот образ, в котором мы предстаём перед людьми. Каждый педагог должен учитывать это и создавать свою внешнюю привлекательность. Здесь имеет значение и одежда, её цветовая гамма, и правильно подобранный макияж, и причёска.

Вот несколько высказываний учеников: по 1 вопросу:

Я обращаю внимание на лицо, на причёску, на одежду, на макияж, если это женщина.( 10 кл. дев.)

Я обращаю внимание на характер, манеру общения, на отношение к ученикам. (10 кл. дев.)

На возраст, лицо, характер, голос, причёску. (7кл. мальч.)

По 2 вопросу были такие высказывания:

Для меня важно, чтобы учитель был одет современно, но в умеренных пределах (7кл. дев.)

Я считаю, что учитель должен выглядеть строго, в деловом костюме.( 7кл. мальч.)

Мы живём в городе, и учитель не должен выглядеть, как работник фермы (10 кл. дев.)

Конечно важно, а то подумают, что это какая-то бабушка старомодная пришла (7кл. мальч.)

 На самом деле, по одежде часто определяют социальный статус людей и даже их личные характеристики. Учителю важно поддерживать высокий статус, так как между учениками и учителем должна быть определённая дистанция, чтобы ученику было за кем тянуться.  Психологи говорят, что высокий статус определяется не столько ценой одежды, сколько  силуэтом её, сочетанием цветов и аксессуарами. Например,  с высоким статусом не совместим пиджак типа реглан, пушистый свитер, мятая футболка, рубашка, домашняя многоэтажная кофта, мягкие брюки, джинсы.  Цвет, характерный для высокого статуса, обычно чёрно-белый, сине-белый, серо-белый, коричнево-бежевый. Чем ярче и насыщенней цвет, тем ниже предполагаемый статус. Психологи рекомендуют соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Настоящий учитель не будет на работе подчёркивать свою приверженность моде, он будет демонстрировать свой ум, профессиональные навыки и способности.

 К имиджу относятся и другие качества учителя. Так, многие ученики отмечают глаза учителя (если они выглядят добрыми, т о человек добрый)

Многозвучным должен быть голос учителя. Если очень тихий, то ученики не слышат и шумят, переспрашивая друг друга. Если слишком громкий, такой голос раздражает и утомляет.

К особенностям имиджа относятся плохая профессиональная память( учитель долго не может запомнить имена учеников), появление любимчиков и поощрение подхалимов, мстительность по отношению к неудобным ученикам, злая язвительность,  злая насмешка.

 «Я, конечно, понимаю, что они учителя, но обидно, когда они кричат»,- пишет ученик 7 класса. «Самое главное в ней, что она не кричит», -  замечает ученица 7 класса.

  Всё  выше перечисленное может  помешать учителю создать положительный образ перед учениками и завоевать их доверие, а значит,  приведёт к снижению интереса не только к учителю, но и к предмету. Следовательно, молодому учителю надо взять это на заметку и создавать свою привлекательность в глазах учеников одеждой, в меру строгой и деловой, и поведением, в котором преобладают положительные эмоции, доброжелательность, естественность, присутствуют чувство юмора, уверенность в себе, умение найти подход к ученику. 

Следующий момент, от которого зависит успех нашей работы, - это подготовка учителя к уроку. Многие молодые учителя делают большую ошибку, недооценивая значение поурочного плана, считая его совсем необязательным. «Зачем, говорят они, - тратить время на это, если есть сколько угодно готовых методичек, уроков в интернете, разработок разного рода».

Между тем план - это как раз один из тех элементов, которые позволяют учителю выиграть битву за умы и души учеников. Во-первых, ученики очень чутко относятся к тому, как учитель распределяет материал на уроке, как организует процесс обучения: стоит вам чуть замешкаться, забыться или растеряться даже в поиске нужного упражнения, и моментально класс выходит из-под контроля. Начинается шумок, шевеление и отвлечение от урока. Класс надо держать в напряжении весь урок, нельзя давать пустой передышки детям: смена видов деятельности – это и есть отдых на уроке. Чтобы темп урока был достаточно энергичный, нужен поурочный план, составленный именно для этого класса, для этих детей, не каких-то усреднённых, абстрактных детишек. И только тогда у вас отчасти будет решаться проблема  с дисциплиной.  Чем проблемнее класс, тем чётче и ритмичнее должен быть урок, тем тщательнее должен быть составлен поурочный план.

Существует множество схем и форм поурочных планов. Есть какие-то находки, экспериментальные образцы. Есть и классический подход к его составлению. Вот, например, известная схема поурочного плана д. п. н. М. И. Махмутова.  (показать)

В первые годы работы неплохо бы постараться придерживаться общепринятых требований.

В этом случае прописывается тема урока, триединая цель урока, тип урока, методы обучения, оборудование.

 Определяется ход урока, где выделяются организационный момент, актуализация знаний прошлого урока (повторение), новая тема (формирование новых понятий, способов действий), закрепление материала (отработка, формирование умений и навыков),намечаются способы получения обратной связи, возможные виды проверки усвоенных знаний, домашнее задание, которое не должно превышать по объёму 2/3 того, что сделано на уроке. План может быть подробный, как конспект, может быть тезисным, т. е. сопровождаться только основными определениями, выводами и ссылками на Методичку, на дополнительный материал, на материалы прошлых лет, если в них есть необходимость.

План можно писать в тетради, в амбарной книге, на больших листах, кому как нравится. План проверяется администрацией, если в этом возникает необходимость. У молодого учителя план должен храниться  в течение года и даже больше. Если это записано в Уставе школы, то планы могут проверяться регулярно у всех учителей. С приходом опыта учитель уже сам может оформлять план так, как ему удобнее, сам решает, прописывать ли ему всё до мелочей или выделять только крупные части.

     В поурочном плане учителя как нельзя лучше отражается уровень владения им методикой преподавания предмета. Мы не можем сегодня рассматривать особенности методики преподавания каждого предмета, но ведь есть и общие закономерности в этих методиках.

   Напомню некоторые из них.

1. Например, новый материал лучше понимается и запоминается, если он носит наглядный характер и чувственное обобщение, т. е. если мы используем в уроке наглядный показ, образец исполнения, наблюдение, практический опыт и т. д.

2. При словесном объяснении решающее значение имеет слово учителя, язык, которым он разговаривает с учениками. Мысль должна быть выражена чётко, без слов- паразитов, любое определение понятия должно иметь однозначное языковое выражение, содержание этого понятия должно быть разъяснено детям так, чтобы они могли включить это понятие в свою речь. Самое неудачное объяснение то, в котором детям предлагается прочитать страницу и законспектировать её или ответить на вопросы. Учитель должен прежде объяснить материал.

3. 3.Важный момент в уроке – это закрепление материала. Оно не должно ограничиваться одним     - двумя упражнениями или вопросами под звонок. Упражнения, задания, вопросы должны располагаться от простых к  более сложным. Итоги закрепления должны подводиться поэтапно, и обязателен контроль результатов закрепления на уроке. Часто учителя жалуются, что на закрепление остаётся мало времени. Об этом надо думать уже в самом начале урока, при проверке домашнего задания, на которую порой уходит львиная доля учебного времени.

Чтобы этого не происходило, надо, во-первых, задавать домашнее задание правильно, не после звонка с урока, а, допустим, сразу после объяснения нового материала или в ходе закрепления. Во-вторых, использовать такие виды проверки, которые дают быстрый результат. Например, пройти по классу, посмотреть у каждого наличие работы, спросить, есть ли вопросы по домашнему заданию, разобрать один-два примера. Затем провести такую работу, которая совмещает в себе элементы, аналогичные  домашней работе, элементы повторения и служит переходом к новой теме.

Нам кажется, что если в поурочном плане и на уроке учитываются такие методические моменты, то урок построен методически верно.  

Готовясь к уроку, разрабатывая его план,   учитель не должен забывать о том, что каждый урок должен быть целенаправлен. От того,  какую цель он ставит перед собой, отбирая материал, приемы работы, технологию, зависит конечный результат урока. «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». Часто такой целью становится активизация мыслительной деятельности учеников. Как активизировать умственную и умственно-практическую деятельность учащихся, чтобы получить хороший результат?

Здесь тоже возможны разные пути. И каждый учитель выбирает то, что ему кажется эффективным.

Попытаемся дать некоторые рекомендации, возможно полезные молодому учителю. Во-первых, важную роль, на наш взгляд, имеет мотивация деятельности учеников на уроке.  Прежде чем предлагать или требовать что-то, необходимо добиться от детей понимания целесообразности, нужности учебной работы, только в этом случае эта работа становится в их глазах  значительной, увлекательной и повышает их активность. Во-вторых, хороший результат дают некоторые приёмы активизации мыслительной деятельности обучающихся:

 - оценка ответа товарища –« Рецензенты»;

                     -опрос- «Вратарь», когда дети забивают «голы» - вопросы в ворота отвечающего, а он отбивает удары. Учитель ведёт счёт

                     -приём взаимного обучения.(работа в парах, в группе)

                     -приём «хоровых ответов»;

                     -побуждение к вопросам учителю;(конкурс на лучший вопрос учителю)

                     - использование стендов с памятками, рекомендациями;

                   - электронные средства обучения и др.  

- Проблемные ситуации, создаваемые учителем на уроке, особенно хорошо    помогают повысить эффективность урока. Такие ситуации могут создаваться путём    правильной постановки разнообразных вопросов:

Ø  - Вопросы, в которых сталкиваются противоречия.

Ø  - Вопросы, требующие установления сходства и различия.

Ø  - Вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей.

Ø  - Вопросы, требующие выбора  одной из двух возможностей.

Ø  - Вопросы, требующие выбора  из разных знаний.

Ø  - Вопросы, направленные на открытия.

Ø  - Вопросы, требующие исправления ошибок.

В вопросах повышения эффективности урока очень важна деятельность образного мышления и воображения

Пути развития такого мышления:

           1. Дидактические стихотворные тексты

                   и сказки.

            2. Игры:

                  - «Следствие ведут знатоки»

                  - Ролевая игра

                  - Игра – суд и др.

  Неотъемлемой частью эффективного обучения является развитие творческих способностей учащихся:

- написание творческих работ

- сочинение лингвистических сказок

- инсценирование эпизодов из произведения

-конкурсы чтецов

- участие в олимпиадах

                           - уроки-мастерские  

          Развивать познавательный интерес и творческие способности учеников – одна из важных задач учителя. Здесь требуется творческий подход самого учителя.  Таким образом, повысить эффективность обучения через урок и личность самого учителя можно, если учитель любит свою профессию и детей, проявляет интерес и творческий подход к подготовке и проведению урока, имеет хорошие педагогические способности и постоянно работает над собой

Источники:

 1.Братухина Е.В. Активизация мыслительной деятельности и развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы. // http://sosh-pravdinsk.ucoz.ru/

2.Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка с использованием ИКТ. //http://gimnazy10.ru/blog/2009-01-17-13

3. Арсланбекова С. А. О возможности повышения эффективности деятельности учителя – Образование в современной школе – 2004.-№4

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»