Менеджмент в образовании
(Образовательное пространство «Школа 2100» как условие реализации ФГОС)
Школа 2100 – педагогика здравого смысла
Сухинина Зоя Ивановна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №141
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Вот уже три года со своими учениками занимаюсь реализацией ФГОС начального образования в рамках Образовательной Системы «Школа 2100».
Есть звезды эстрады,
Есть звезды кино,
Учащихся в школе
Есть звезды давно.
Я ими горжусь,
Я их уважаю,
Я их по системе 2100 обучаю!
Школа – это «маленькая планета», где мы учимся слушать, понимать, познаем секреты жизни.
- «Пусть не будет бездумья!» - главная цель Образовательной Системы «Школа 2100»
- Сотрудничество! – вторая цель Образовательной Системы «Школа 2100»
- Учись учиться сам! – третья цель Образовательной Системы «Школа 2100»
«Решил попробовать я сам
И сам понять, чего не знал,
Поставил цель, построил способ,
И трудность сам преодолел».
- Учиться диалогу – четвертая цель Образовательной Системы «Школа 2100»
«Как нравится нам вступать в диалог
Учиться быть собеседником.
Веди диалог каждый урок
Тут главное – радость общения»
Суть образования – не в наполнении пустого ведра, а в том, чтобы зажечь огонь….
Научить ребенка не выживать, а жить полноценной жизнью в окружающей среде, быть достойным человеком – главная цель Образовательной Системы «Школа 2100»
Образовательная Система «Школа 2100» -личностно-ориентированная образовательная система.
Образовательная Система «Школа 2100» ставит главную задачу – формировать функционально - грамотную личность-
человек самостоятельный, который умеет:
- преодолевать трудности;
- решать сложные жизненные проблемы;
- принимать взвешенные самостоятельные решения, отвечать за них;
- нести ответственность за себя и близких;
- быть уверенным в себе и своих силах;
человек познающий, который умеет и может:
- учиться постоянно и совершенствоваться;
- получать удовольствие от познания;
человек, умеющий жить среди людей, который умеет:
- легко общаться с людьми.
Проблемы, которые решает УМК « школа 2100» (в рамках реализации ФГОС):
-преемственность: дошкольное, начальное, среднее образование;
-все в комплексе: система учебников для всех классов по всем предметам, методические рекомендации, учебные программы, наглядные пособия и т.д;
-принцип минимакс;
-авторитарный режим работы недопустим: коммуникативное общение, сотрудничество учителя и ученика;
-роль отметки: больше оценок – меньше отметок, самооценка;
(конкурировать в классе знаниями, а не отметками)
-ситуация «поиска» на уроке: урок «открытия знаний».
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б.Шоу
«Школа 2100» внедряет «конституционную монархию», ограничивает власть учителя в классе общими правилами, о которых ученики договариваются с учителем. Сам учитель добровольно отдает часть своих полномочий детям, советуясь с ними в важных вопросах, даже выставляя отметку.
Образовательная система «Школа 2100»- комплекс технологий от учителя – наставника к учителю – партнеру:
-проблемный диалог: в беседу вовлечены все ученики, ценны мысли каждого, вместо объяснения темы учатся самостоятельно решать проблемы и открывать новые знания. Ребенок учится слушать другого и не перебивать, уважать чужое мнение, дает возможность высказаться;
-продуктивное чтение: вместо быстрого чтения вслух - дети учатся вчитываться в смысл и глубоко понимать текст;
-оценивание учебных успехов: вместо контроля за учениками с помощью отметок - учим самостоятельно оценивать свои достижения, это позволяет оценить динамику личных достижений учащихся.
(Дневник – еженедельник учащегося. Таблицы предметных требований. Портфолио достижений учащегося и т. д.)
-технология преемственности;
-технология проектной деятельности позволяет:
научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы;
обрести ученикам ощущение успешности;
научиться применять полученные знания;
организовать сотрудничество с родителями на регулярной основе.
«В любом проекте величайшим фактором является вера в успех!»
Ученик работает над созданием личной траектории развития. Продуктивные задания формируют метапредметные умения, т.е. чему ученик научится на всех предметах.
Еще Аристотель сказал, как ученикам преуспеть: «Догнать тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади». Поэтому все дидактические материалы написаны в расчете на сильных ребят, которые учатся быстрее остальных.
Каждый учебник УМК «Школа 2100» - написан лично для каждого ребенка, обращен к нему.
В основе Образовательной Системы «Школа 2100» лежит принцип минимакса. Учебники и рабочие тетради, дополнительные пособия содержат МАКСИМУМ материалов в рамках учебных тем. Все пройти невозможно. Задания носят продуктивный характер, составлены в развивающей парадигме, дают возможность ученику провести небольшое исследование и сделать свой собственный вывод. Учебники, учебные пособия, дидактические материалы, сборники контрольных, тестовых работ, диагностические материалы Образовательной Системы «Школа 2100» благодаря принципу МИНИМАКСА дают возможность идти ученику по своим собственным образовательным маршрутам. Так, например, учебник математики похож на слоеный пирог:
- «корж» - базовые обязательные задачи для всех;
- «прослойка» - задачи повышенного условия сложности для тех, кто уже готов их решать;
- задачи максимального уровня (креативный уровень сложности) – это задачи, на которых может проявиться математическая одаренность маленького ребенка, даже и не подозревающего о своих талантах.
Таким образом, Образовательная Система «Школа 2100» реализует деятельностный подход через следующие принципы:
а) принцип обучения деятельности;
б) принцип перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.
Еще Карел Чапек сказал: «Смотрят все, а видят немногие».
Этап обучающей самостоятельности в рамках Образовательной Системы «Школа 2100» - на каждом уроке: совместная работа, деятельность детей в парах (рядом сидящие дети помогают друг другу!!!)
«Ученик как ножницы – надо знать, с какой стороны взяться …»
Таким образом, УМК «Школа 2100» полностью обеспечивает сочетание результатов предметных, метапредметных:
а) интеллектуально-речевые умения (умение работать с информацией);
б) интеллектуальное умение (анализ, синтез, классификация);
в) организационные умения (постановка цели, работа по плану, рефлексия);
г) коммуникативные умения (эффективное общение в совместной деятельности);
д) нравственно-оценочные умения (анализ характеров, поступков героев)
и личностных результатов:
- духовно-нравственное развитие личности.
Все учебные задания УМК «Школа 2100» сконструированы с точки зрения развития УУД в соответствии с возрастными особенностями.
Умения, которые развиваются у ребят в рамках Образовательной Системы «Школа 2100» - универсальны для учебы и для жизни.
Еще Эммануил Кант сказал: «Учить не мыслям, а мыслить»
УМК «Школа 2100» в полной мере реализует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт РФ. Действительно, в период перехода на работу по новым стандартам становится актуальным вопрос, соответствует ли данный УМК идеологии ФГОС.Образовательной Системе «Школа 2100» более 20 лет!!! Этот комплект учебников имеет самую длительную историю. Это система обучения, которая позволяет максимально раскрыть и развить способности ребенка, учит эффективно пользоваться полученными знаниями и постоянно приобретать новые, потому что именно в детстве каждый новый день – находка, а в старости – подарок!
Литература
/www.school2100.ru
Образовательная система «Школа 2100» — качественное образование для всех. Сборник материалов. / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Баласс, 2011
Образовательная система «Школа 2100». Реализация Федерального образовательного стандарта. Пособие для учителей 1-го класса. — М.: Баласс, 2011
http://festival.1september.ru/articles/583407