Министерство образования РФ
Комитет по образованию администрации Санкт- Петербурга
Информационно-методический центр
администрации Санкт-Петербурга
ГБОУ гимназия №66 Приморского района Санкт-Петербурга
Статья на тему:
«Информационно - коммуникативные технологии: использование интерактивной доски на уроках в начальной школе»
Разработчик:
Тарасова Екатерина Сергеевна, учитель начальных классов
Санкт-Петербург
2012г.
Начальная школа – фундамент образования. И от того, какой она будет, зачастую зависит успешность выпускника в современном мире. Урок должен быть максимально приближен к жизни, к тому, с чем ученики встречаются каждый день. Нужно стремиться к тому, чтобы урок заинтересовал детей, чтобы им захотелось расширить имеющиеся у них знания, приобщить их к творческому поиску, активизировать фантазию и заставить увидеть необычное в привычном. Для реализации названных принципов решения задач урока большое внимание нужно уделять отбору методов, приёмов, средств обучения и их разнообразию.
В настоящее время, когда образовательные стандарты постоянно повышаются, очевидно, что требуемые результаты не могут быть достигнуты с применением традиционных методов обучения. На помощь и педагогам, и ученикам приходят современные интерактивные образовательные технологии. Интерактивные технологии помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче.
Применение ИКТ на уроках активизирует мыслительную деятельность детей, делает восприятие образным, создаёт благоприятный эмоциональный фон урока.
Интерактивные технологии в школе - не просто процесс взаимодействия учителя и ученика – это новая ступень организации учебного процесса, неотъемлемым элементом которого выступает специальное оборудование: интерактивные доски, приставки, проекторы, и т.д. Роль учителя, применяющего интерактивные технологии в преподавании, сводится не столько к простому изложению знаний, сколько кумению направить познавательные способности учащихся в нужное русло.
Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление). Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.) Используя доску, не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока. Благодаря размерам интерактивной доски изображения видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены. Наглядность учёбы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям учителя благодаря интерактивной доске.
Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока. На интерактивной доске можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику.
Интерактивная доска соединяет в себе лёгкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями. Она проста в использовании. С использованием интерактивной доски можно проводить различные уроки по многим предметам. Электронная доска помогает ребятам преодолеть неосознанный страх и стеснение у доски, психологический барьер, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны своего характера. Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске, учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи.
Если каждый урок будет включать в себя средства информационно – коммуникативных технологий, то инфантильных и расторможенных детей будет меньше.
Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Ведь использование различных магнитных ручек, лазерных указок, "волшебных" палочек развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.
Конечно, нельзя утверждать, что результаты учащихся сразу повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но то, что ребята начинают больше интересоваться тем, что происходит на уроках, очевидно.
Использование ИКТ (в частности, работа с интерактивной доской) преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей.