Использование ИКТ на уроках
истории и обществознания
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования. Информатизация образования - это процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов управления образованием, учебных учреждений, общественных объединений на основе формирования и использования информационных образовательных ресурсов единого информационного пространства.
Информационная компетентность относится к числу основных целей образования, сформулированных в документах Правительства РФ. В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.
В соответствии с Концепцией информатизации общего образования в качестве одной из главных задач утверждается формирование информационной компетентности. На уроках с использованием ИКТ учащиеся не только получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности. Формирование ИКТ-компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.
Реализация в России федеральных целевых программ, направленных на решение задач компьютеризации и информатизации образовательных учреждений, значительно активизировала интерес к применению новых информационно-образовательных технологий со стороны всех участников образовательной среды - учащихся и их родителей, педагогов и руководителей образовательных учреждений.
Теперь каждый учитель, опирающийся на базовые компоненты учебной программы, в процессе подготовки и проведения уроков получит возможность реализовать навыки использования готовых мультимедийных модулей, а также создания своих собственных, что обеспечит внедрение в школе целого комплекса инновационных подходов и приёмов. Современный педагог, вне зависимости от его предметной специализации, сможет органично использовать все преимущества информационных и коммуникативных технологий в обучении "своей" дисциплине и быть способным воспитать у учащихся потребность
применять плоды этих технологий, как в учебной деятельности, так и в непрерывном процессе самообразовании.
Концепция модернизации российского образования предполагает в частности - реализовать в звене старшей школы модель компетентностного подхода, повысив качество предпрофессиональной подготовки старшеклассников в области практического использования информационных
и коммуникативных технологий как будущих специалистов любой сферы деятельности, что позволит выпускникам школ активно продвигать свои ресурсные возможности на рынки труда и успешно конкурировать на них.
Динамичность развития современной экономики, ее гибкость диктуют такое требование к сегодняшнему выпускнику, как высокая профессиональная мобильность, что, в первую очередь также связано с информационной компетентностью, с умением ориентироваться в информации, эффективно ее отбирать и применять.
Сегодня трудно переоценить всю степень важности формирования информационной культуры и учителей и школьников. Глубокие изменения в социально-экономическом и научно-техническом развитии общества ставят перед каждым его членом задачи непрерывного овладения все новыми и новыми знаниями и умениями, обеспечивающими оптимальное осуществление деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных информационных потребностей. В настоящее время уже сложилась новая "информационная" среда обитания людей, и в этой среде нам, и учителям и школьникам, необходимо найти свое место.
Компетентностный подход в образовании. Формирование информационной компетентности учащихся.
Главная задача современного образования состоит не в том, чтобы передать учащемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориентацией на позицию другого человека, социума, предметной области.
Мы исходим из того, что информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности. Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет в нашем понимании суть ИКТ-компетентности.
Использование ИКТ на уроках способствует эффективному решению таких педагогических проблем, как: развитие коммуникационных компетенций у всех школьников; сближение обучения в школе с повседневной жизнью общества; обогащение формального учебного материала, к которому имеют доступ школьники; включение в содержание образования освоение методов, специфичных для научной деятельности (например, метод проектов), широкое использование моделирования при изучении различных процессов и явлений и, в целом, овладение учащимися информационной компетентностью.
В настоящее время главной задачей учителей-предметников, в том числе учителей истории, становится обеспечение условий для широкой межпредметной интеграции и индивидуализации обучения. Использование ИКТ на уроках – достаточно новое для школы явление, способствующее выполнению поставленной задачи.
В последнее время использование ИКТ стало более частым, но не всегда педагогически правильным и обоснованным.
Анализ исследований по проблеме применения информационной технологии в процессе обучения показал, что пока еще мало внимания уделено вопросам рассмотрения основных форм сочетания традиционной и информационной технологий обучения. Важным методическим принципом применения компьютерных программ является их совместимость с традиционными формами обучения. При планировании уроков необходимо сочетать эти формы.
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания способствует формированию информационной компетентности учащихся, повышению познавательной активности и учебной мотивации.
Как известно, в процессе обучения имеет место использование следующих видов стимуляции познавательного интереса:
1. Стимуляция при помощи содержания учебного материала:
новизна содержания, обновление уже усвоенных знаний, исторический аспект школьных знаний, насущная практическая необходимость в знаниях для жизни, показ учащимся современных научных достижений.
Применение компьютерных технологий в данном аспекте, несомненно, имеет много преимуществ. Использование ИКТ создает возможности доступа к современной, свежей информации. А сочетание цвета, музыки, звуковой речи, динамических моделей расширяет возможности представления учебной информации, позволяет воздействовать на эмоциональное настроение учащихся, вызывает познавательный интерес и помогает усвоению материала.
2. Стимуляция познавательных процессов, связанная с организацией и характером протекания познавательной деятельности учащихся: многообразие форм самостоятельных работ; проблемный подход; исследовательский подход; творческие работы учащихся; практические работы.
Использование ИКТ позволяет по-новому организовать самостоятельную учебную деятельность школьников. Например, с помощью мультимедиа-учебников учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, игровые) и тестовых заданий, вести учет результатов. Большинство практических заданий носят игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения учащихся. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника, исторических карт и других средств обучения.
При использовании ИКТ резко возрастает мотивация учеников при подготовке докладов и сообщений. Они привыкают работать с лучшими источниками, зачастую самостоятельно сканируя на них прекрасные иллюстрации. Дети учатся слушать и быть услышанными – это первые шаги к формированию планетарного мышления, так необходимого современному человеку.
3. Зависимость познавательных интересов от отношений между участниками учебного процесса: эмоциональный тонус деятельности учащихся; эмоциональность учителя; педагогический оптимизм; взаимная поддержка в процессе обучения учителя и учащихся, поощрения учащихся.
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и т.д. На уроках с использованием компьютера учитель выступает в роли консультанта, помощника в процессе овладения знаний учеником.
Применение ИКТ помогает формированию мотивации успеха у учащихся. Развитые навыки работы на компьютере вызывают уважение у школьников, помогают самоутвердиться среди сверстников. Многие учащиеся имеют еще и профессиональную мотивацию, понимая, что на современном рынке труда профессиональные навыки работы на компьютере востребованы.
Формируются важнейшие в современных условиях навыки такие как:
- критическое осмысление информации,
- выделение главного в информационном сообщении,
- систематизирование и обобщение материала,
- грамотное представление имеющейся информации
Пример 1: Урок истории по теме «Гражданская война в России» в 11 классе (2 часа учебного времени)
Этот урок требует предварительной подготовки. Класс делится на 3 творческие группы, каждая из которых готовит презентацию, где отражает информацию о «белом» лагере (1 группа), «красном» лагере (2 группа), «зеленом» лагере (3 группа). В каждом отчете должна содержаться информация о лидерах, составе, программе, причинах победы\поражения того или иного лагеря. Учитель рекомендует необходимую для работы литературу. Также ему целесообразно контролировать и ход подготовительной работы. Ценность созданных уч-ся презентаций и в том, что они являются продуктом совестного творчества, и в том, что в ходе урока они помогают воспринимать сложный материал более активно. На этом уроке целесообразно организовать работу и с историческими документами.
Некоторые презентации, созданные школьниками, настолько интересны, грамотны, информативны, что могут использоваться учителем в его дальнейшей работе, на уроках, внеклассных мероприятиях, классных часах.
Пример 2: Урок истории в 5 классе по теме «Древний Египет: природные условия и население». Это урок изучения нового материала с использованием учебного электронного пособия «Всеобщая история 5-6 класс. История древнего мира».
У учащихся 5 класса только начинает формироваться интерес к истории, к новому для них предмету, поэтому очень важно, насколько интересно и познавательно проходят уроки. Вместе с этим, можно говорить и о формировании информационной компетентности у уч-ся 5 классов на таких занятиях (уч-ся учатся воспринимать информацию, грамотно ее преобразовывать, работая с конспектом урока).
Благодаря видеолекции повышается интерес к изучаемому материалу, достигается высокая степень наглядности, уч-ся ведут отбор информации, отвечая на вопросы в рабочих конспектах.
Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую ее появление.
Часто тестовые задания включают разработчики электронных учебников и пособий (например, тестовые задания хорошего качества присутствуют в учебном электронном пособии «Всеобщая история 5-6 класс. История древнего мира»). Кроме этого, можно найти тестовые задания по разным предметам, в том числе по истории и обществознанию, на сайтах образовательных материалов (например, www.school-collection.ru)
В ходе уроков с использованием ИКТ разных типов и форм проведения учащиеся овладевают следующими навыками: 1) сбор и хранение информации; 2) поиск информации; 3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации; 4) организация и представление информации; 5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека; 6) планирование информации, коммуникация; 7) моделирование; 8) проектирование. Владение всем перечисленным составляет основу информационной компетентности учащегося.
Кроме этого, применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно, происходит активизация мыслительных процессов, повышается уровень учебной мотивации школьников.
1) Проведенное среди учащихся анкетирование показало, что
а) необходимость проведения уроков с использованием ИКТ признают 100% опрошенных учащихся;
б) 85% опрошенных считают, что уроки с использованием ИКТ заинтересовывают в теме урока, привлекают сменой видов деятельности и наглядностью;
в) 60% опрошенных признали, что именно уроки с использованием ИКТ подтолкнули их к началу проектной деятельности и работе в научном обществе учащихся;
г) 75% опрошенных считают, что именно уроки с использованием ИКТ помогли им овладеть навыками грамотного поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового продукта, созданного в результате (будь то презентация, доклад и т.д.).
Эти цифры наглядно показывают, что использование компьютерных технологий на уроках помогает формировать ЗУНы учащихся, делает для них урок более привлекательным и , что немаловажно, учит их ориентироваться в огромном количестве информации, перерабатывать ее, анализировать, что и является основой формирования ИКТ-компетентности.
На подготовку уроков с использованием ИКТ поначалу тратится довольно много времени. Необходимо накопить огромный дидактический материал и систематизировать его. Но это дидактический материал совершенно особого рода. «Наглядность», «эмоциональность», «эстетика» - вот ключевые слова для электронных документов. Компьютерные слайды, тесты, контрольные работы и т.д. с легкостью изменяются, улучшаются и дополняются. Уже на 2-3-й год работы происходит значительное облегчение нелегкого учительского труда за счет наработанных ранее материалов. Впрочем, чисто психологически довольно легко затратить изрядное время на подготовку какой-либо темы, понимая, что
· накопленная база данных используется в течение длительного времени, легко изменяется и дополняется;
· материал усваивается учащимися значительно лучше, так как использование ИКТ на уроках способствует развитию учебной мотивации школьников, формируется информационная компетентность учащихся;
· на уроке практически полностью отпадает вопрос дисциплины.