Проектные технологии на уроках английского языка
Чава Оксана Владимировна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 473 Санкт-Петербурга
В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей.
«Всякий новый век, давая нам новое знание, дает нам новые глаза». Эти слова Г.Гейне соответствуют тому, что происходит сегодня в отечественном образовании. Стандарты второго поколения можно назвать «новыми глазами» образования.
Ключевые цели внедрения ФГОС напрямую связаны с изучением иностранных языков. Мы живем в едином глобальном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, когда размываются национальные границы, когда потоки населения, капитала, товаров свободно перемещаются в разных направлениях. Поэтому владение иностранным языком становится одной из важнейших, ключевых компетентностей современного человека. И то, насколько он умеет общаться, выразить себя, свои эмоции, свои чувства, свое отношение, зависит, насколько он будет успешным, насколько успешным будет его бизнес, насколько успешными будут его отношения с другими людьми.
В проекте реформы образования одним из основных предметов заявлен английский язык. Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. В новых стандартах основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение человека общаться, на овладение языком в процессе общения. Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию иностранного языка. Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого ученика и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания английского языка является метод проектов.
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Метод проектов был разработан американским педагогом Х.В. Килпатриком в 20-е годы XX века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи. Основная цель метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.
В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда.
Итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный (страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект с целью представления своей «малой родины», участие в благоустройстве двора, улицы, что может сопровождаться ведением дневника на иностранном языке, написанием письма зарубежному сверстнику, созданием газеты и т.д.). Хорошо, когда оба вида продукта выступают в их диалектическом единстве.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для изучающего английский язык. Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы.
С точки зрения формирования учебной компетенции и развития автономии учащегося в области изучения иностранного языка, выполнение проекта ставит ученика в такие условия учебной деятельности, в которых он самостоятельно, и, что очень важно, во взаимодействии с группой, последовательно осваивает все компоненты учебной деятельности: - целеполагание и структурирование учебной деятельности, что связано с определением цели и характера проекта, отбором материала, построением программы учебной деятельности; - способность управлять своей учебной деятельностью, в том числе посредством рефлективного анализа, самоконтроля и самооценки характера и результата речевых и учебных действий на последовательных этапах выполнения проекта; - технологический аспект, связанный с использованием стратегий и приёмов учебной деятельности, использование которых обусловлено задачами проекта; - способность принимать ответственные решения относительно характера и конечного результата учебной деятельности на всех этапах выполнения проекта, причём внося по необходимости коррекцию в задачи и способы учебной деятельности; - способность взаимодействовать с учебной группой в процессе решения учебных задач.
При проведении проектной работы учителю необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом, мотивацию, которая станет незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Как это сделать? Для этого существуют заложенные в метод проектов механизмы. Во-первых, решение проблемы проекта, для практической и общественной пользы. Такое практическое применение имеющихся или полученных в ходе проекта знаний привлекательно для подростков, стремящихся в силу своего возраста к ранней социализации.
Во-вторых, заманчивой является для ребят сама деятельность и самостоятельная активность, так как при этом удается проявить, показать, испытать себя в деле.
В-третьих, «по законам жанра» в работе над проектом учащиеся принимают активное участие в постановке цели и задач проекта, которые учитель иногда имеет право помочь сформулировать, но в неполной форме. Конкретизируя цель и задачи проекта, вытекающие из её проблемы, учащиеся приобретают личностную заинтересованность в её решении. Это создаёт мотивацию личного участия в работе.
В-четвертых, грамотный учет возрастных особенностей при подборе темы, проблемы и сюжетной канвы проекта должен обеспечить ещё один вид мотивации. Таким образом, мотивация обеспечивается доступными, выбранными сообразно с интересами и возможностями возраста темой, сюжетной канвой и проблемой учебного проекта.
И, наконец, нельзя не назвать еще один мотив. Это предусмотренная, подводящая итог проектной работе презентация полученных результатов. Рассказать о проделанной работе, своих достижениях, о том, что узнал нового, что научился делать, как работал весь коллектив и он лично, необходимо ребенку в любом возрасте.
Подводя итоги, мы видим важность использования метода проектной работы, как одного из эффективнейших новых методов развития коммуникативных навыков на уроке английского языка, а использование различных видов проектов помогают учителю сделать проектное обучение разнообразным, каждый раз новым, интересным для учащихся любого возраста.
Биболетова, автор линейки учебников ENJOY ENGLISH, уделяет большое внимание мини-проектной деятельности как одному из видов обучающих технологий, начиная с первого года обучения. Учащимся 10 класса также предлагается выполнить ряд мини-проектов по самым разнообразным темам.
Для детей данного 10 класса проектная деятельность на уроках английского языка – абсолютно новая технология. Видя, с каким интересом они представляют собственные разработки школьной формы, спорят о моде, экстремальных видах спорта, планируют свою деятельность, изучают и обобщают информацию о том, какую музыку любят слушать они и любили слушать их родители, я предложила заменить итоговую проверочную работу за 1 полугодие на большой проект «Когда маме/папе было 16».
Данное предложение было одобрено, тем более, что языковой аспект (лексика и грамматика) прорабатывался на уроках в течение 3 месяцев с одной стороны, и, с другой стороны, что для учащихся гораздо важнее, не надо будет писать контрольную работу. Была определена цель данного проекта: изучить и выявить следующие моменты из школьной жизни родителей:
- Школьная форма и их отношение к ней. - Направления моды. - Чем занимались в школе и после школы. - Какую музыку слушали. - Какие праздники праздновали и как.
В ходе работы над проектом предполагалось решить следующие задачи:
1. Собрать и обобщить материал о том, как выглядели подростки того времени и чем они занимались. 2. Выяснить, насколько жизнь родителей отличается от жизни их детей. 3. Пробудить интерес детей и родителей к совместной деятельности.
Как форму отчета о проделанной работе ученикам было предложено подготовить устный рассказ об одном из родителей и в качестве наглядной опоры плакат или газету с фотографиями, картинками о том времени, когда родители ходили в школу.
Во время защиты проектов учащимся необходимо было прослушать выступления одноклассников и заполнить в тетради таблицу, которая отражала полноту раскрытия темы, оценить выступление оратора и записать наиболее интересные факты. Таким образом, решалось несколько задач. А именно: учащиеся совершенствовали коммуникативные умения, развивали умение слушать и анализировать выступления одноклассников.
Со слов учащихся, самым легким этапом в работе над проектом было оформление газеты (творческая составляющая) и опрос родителей (беседа на родном языке). Более сложным этапом - подготовить рассказ. Перед защитой я прослушала выступления учащихся, и мы совместно подкорректировали их. А вот выступить перед одноклассниками и гостями было сложнее всего. Некоторые из-за этого не смогли представить свои работы.
Когда работа над проектом была окончена, захотелось узнать, как родители отнеслись к тому, что дети задавали им вопросы о школьной и внешкольной жизни, готовили выступления, газеты. Большая часть учеников ответила, что родители сначала поинтересовались «зачем» и «для чего», а потом с удовольствием принимали участие, помогали в подготовке. Некоторые сразу стали отвечать на вопросы.
К сожалению, в наше время родители и дети практически не общаются на темы, затронутые в проекте. Дети не спрашивают, какими были школьные годы родителей, а последние, в свою очередь, сами об этом не рассказывают. Поэтому, такой проект нужен и одинаково важен для всех участников образовательного процесса, так как позволяет вовлекать родителей в совместную учебную деятельность с ребёнком, дает им возможность пообщаться на темы, которые близки обоим поколениям, а, возможно, и позволит взглянуть друг на друга с новой стороны.
На защите проекта присутствовали коллеги. В конце занятия одна из коллег сказала, что если бы её ребенок делал проект на такую тему о ней, то она бы очень этим гордилась. Честно говоря, её слова были очень приятно услышать, так как это еще раз доказывает, что проделанная работа проводилась не зря, а нашла отклик в душе каждого присутствующего.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Березина Т.В. Использование метода проектов на уроках английского языка как средства формирования положительного интереса к иноязычной культуре. [Электронный ресурс] // www.collection.edu.ru/attach/17/11175.doc 2. Биболетова М.З. УМК "Enjoy English", 2004.35 с. 3. Денисенко О.А. Английский язык в школе. М.: Изд-во Просвещение, 2005.42 с. 4. Зачёсова Е.В. Метод учебных проектов. Образовательная технология XXI века- [Электронный ресурс]. – http://doob-054.narod.ru/animals.html/ 5. Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку. Теория и практика.- [Электронный ресурс].- http://www.itlt/edu.nstu.ru/ 6. Метод проектов в школьном образовании [Электронный ресурс] //www. method.vladimir.rcde.ru/getblob.asp?id=1100002960 7. Трубанева, Н.Н. Использование метода проектов./ Н.Н. Трубанева // Обучение английскому языку в российских школах: Материалы IV Всероссийского семинара / Доклады и выступления. – Обнинск: Титул, 2001. – С. 68-76 8. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку. // Н.В. Туркина. – ИЯШ, 2002. - № 3. – с. 46-48 9. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения. [Электронный ресурс] - http://standart.edu.ru/