Интерактивное взаимодействие учащихся в учебно-познавательной деятельности
Елшина Лариса Александровна,
учитель математики ГБОУ СОШ №208
Санкт-Петербурга;
Примакова Марина Александровна,
учитель математики ГБОУ СОШ №208
Санкт-Петербурга
Актуальность проблемы. Новые образовательные стандарты общего среднего образования нацеливают деятельность педагога на формирование у школьников основ умения учиться и способностей к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе.
Работая в школе, осознаёшь, что с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес ребёнка к учению вообще. Мотивация к активной познавательной позиции ослаблена несколькими причинами, а именно:
- у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе;
- большой объем информации, который необходимо запомнить;
- передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, рассказывающие школьникам о современных достижениях науки и техники в интересной, занимательной, и доступной форме привлекают детей в большей степени, чем современные учебники.
Все это побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся. Применение интерактивых технологий или активных методов обучения и является условием успешного формирования познавательной активности учащихся.
Интерактивное обучениев переводе с английского (interactivelearning) обозначает «научение» (стихийное или специально организованное), основанное на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение, или учебная среда выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого знания. Опыт учащегося служит центральным источником учебного познания [1].
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей – создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Учитель в традиционном обучении выполняет роль «фильтра», пропускающего через себя всю учебную информацию, в интерактивном - роль помощника в работе, одного из источников информации.
По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется и взаимодействие с учителем, его активность уступает место активности учащихся, его задача - создать условия для их инициативы. В таком обучении учащиеся выступают не пассивными «обучаемыми», а полноправными участниками процесса обучения, их опыт не менее важен, чем опыт учителя, который не дает готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску. Источником новизны является преобразование имеющегося опыта.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и реагировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
При интерактивном обучении учитель обычно выступает в трех основных позициях. В каждой из них он организует взаимодействие учащихся с той или иной областью учебной среды.
1) В позиции лектора учитель излагает новый учебный материал, демонстрирует слайды, отвечает на вопросы учащихся и т.д.
2) В позиции организатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением: разбивка на подгруппы, координация выполнения заданий и т.д.
3) В позиции консультанта учитель обращается к личному опыту учащихся, побуждает их к самостоятельному решению проблем, к сбору новых данных и т.д.
Основными принципами интерактивного обучения являются:
1) Опора на опыт учащихся (преобразование имеющегося опыта).
2) Активность учащихся (взаимосвязь трех видов активности: физической, социальной, познавательной).
3) Позиция учителя - консультант.
Интерактивные формы- это организационные формы, основанные на принципах интерактивного обучения (опора на опыт, активность, позиция учителя – консультант).
Основными интерактивными формами организации учебного процессаявляются:
- урок - семинар;
- урок – практикум (практическое занятие, лабораторная работа);
- урок - проект (доклад, презентация) и другие
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Таким образом, при использовании интерактивных форм, система обучения построена так, что учитывает свойства, присущие любой личности (стремление к свободе, независимости; построение собственной системы личностных смыслов; потребность в самоутверждении) и предоставляет возможность развить индивидуальность учащегося, создает необходимые условия для его саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании, так как каждый ребенок стремится открыть и актуализировать свой неповторимый индивидуальный природный потенциал.
Литература
1. Кларин М. Интерактивное обучение. – Педагогика. 2000, № 7.(1)