Статья
Система развивающего обучения
Степанова Ольга Николаевна,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
учитель русского языка и литературы,
воспитатель группы продленного дня
ГБОУ СОШ № 147
Красногвардейского района Санкт-Петербург а
«Система развивающего обучения»как новый тип образовательной практики (получение нового результата, нормативно-организационное оформление и закрепление результата в широкой образовательной практике).
Алгоритм показывает, что современная трактовка инновационного процесса предусматривает системное изменение образовательной практики. В том числе изменение целей, содержания, методов и средств педагогической деятельности, форм взаимодействия учителей с учащимися, изменение условий и возможностей для творческой деятельности всех участников образовательного процесса. При этом предусматривается новизна в подходах к решению перечисленных проблем, повышение качества образования и связанной с ним эффективности педагогической деятельности, востребованной социальной реальностью. Предполагается и долговременный полезный эффект от введения той или иной инновации.
Требуется обновление системы научно-методического обеспечения образования, создание практико-ориентированных научных школ, формирование новых моделей прикладных исследований, обеспечивающих мониторинг результативности новой формы практики. В рассмотренном варианте - это создание «Системы развивающего обучения» по научно-обоснованным идеям В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина.
Отечественная школа со времен Л.С.Выготского признает развивающее обучение как инновационное, как перспективное. Многочисленные исследования и апробации в массовой практике идей развивающего обучения породили различные по цели научно-теоретические подходы: у Л.С.Выготского – это усвоение системы научных понятий, у В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина - развитие теоретического мышления, у Л.В.Занкова – максимальная эффективность обучения, у В.В.Репкина – формирование субъекта учебной деятельности. Имеются многочисленные исследования проблем развития творческих способностей и познавательной активности школьников в процессе обучения. Все это соотносится с идеями развивающего обучения.
Дальнейшее развитие инновационных научных идей было направлено на переход от развивающего обучения к развивающему образованию, как сложному интегративному процессу, объединяющему процессы обучения-учения, воспитания-самовоспитания и социализации-самореализации.
Результаты многолетних практико-ориентированных исследований научного коллектива ИНИМ РАО могут рассматриваться как инновационный проект «Развивающее образование».[1]
Рассмотрим подробнее основные позиции данного инновационного проекта. Исследования показали, что активное использование личностью возможностей представляемых развивающей образовательной средойобеспечивает ей более успешное свободное саморазвитие. Ученик, являясь одновременно продуктом и творцом своей образовательной среды, получает возможность для интеллектуального, нравственного, общественного и духовного развития.
Таким образом, для дальнейшего анализа проекта инновационной деятельности школы, будет достаточно представления о том, что развивающая образовательная среда - это естественное и социальное целенаправленное окружение ученика, обладающее комплексом развивающих влияний и условий. С психолого-педагогической точки зрения, на наш взгляд, перспективным представляется также рассмотрение предоставляемых средой, целенаправленно проектируемых возможностейдляразвития личности.
Под развивающей образовательной средой (или средой образования) школы авторы проекта понимают систему влияний и условий, необходимых для развития личности, а так же систему целенаправленно проектируемых возможностей, содействующих успешному саморазвитию ученика.
Педагогическая организация развивающей образовательной среды, технология ее проектирования - это создание оптимальных систем связей между всеми элементами образовательной среды; организация такого характера связей, которые бы обеспечивали комплекс возможностей для личностного саморазвития всех субъектов образовательного процесса. Образовательный процесс, организованный в соответствии с данным критерием, можно считать развивающим образовательным процессом или процессом развивающего образования.
Результатом развивающего образования должны стать высокие человеческие качества: высокая образованность, достойная уважения нравственность, честность, надежность, решимость, способность к лидерству и желание творчески трудиться и т.д.- Данные человеческие качества в иерархии современных ценностей не только вознаграждаются обществом, но, прежде всего, удовлетворяют потребностям развивающейся личности. Поэтому развивающее образование, в нашем понимании, имеет синоним- личностно-ценностное образование.
Школы, проектирующие и реализующие развивающие образовательные среды, успешно поощряют творчество, оригинальность и нетерпимость к несправедливости и безнравственности. Это те навыки, не когнитивного характера, которые могут помочь человеку скорее бросить вызов существующей в обществе иерархии ценностей, чем принять их. Эти навыки также являются важными результатами хорошего школьного образования, которое несет с собой большие блага обществу.[2]
Итак, предлагаемый автором, первый шаг в инновационной перестройке деятельности школы – это проектирование образовательной среды. Реализацию средового подхода в организации образовательного процесса признаем инновационной деятельностью. Успех развивающего образовательного процесса обеспечивает системный проект образовательной среды, реализуемый на различных уровнях: на уровне автономной структуры, например, прогимназии, действующей внутри массовой школы; на уровне отдельного класса, на уровне группы классов в одной параллели, либо на уровне целой школы.
Проект образовательной среды - это коллективный труд, труд творческий, стратегически ориентированный на длительный временной интервал (до окончания определенной ступени образования, до окончания школы), труд всех заинтересованных в высоком образовании лиц (ученых, родителей, учителей, спонсоров, администрации образовательного учреждения). Уже при создании проекта субъектная позиция каждого участника очень важна.
А при реализации проекта развертываются все составляющие субъектной деятельности обучающихся: творческая, эвристическая, поисковая, преобразующая, обеспечивающие развитие, как самой деятельности, так и её участников.
Реализация проекта предъявляет новые требования к педагогам. Педагогам необходимо понимать, на какие психологические закономерности и особенности развития школьников они опираются при проектировании познавательной деятельности, при проектировании воспитательно-социализирующей деятельности, при создании авторских технологий образования.
А это предполагает наличие у учителей соответствующей технологической грамотности и психолого-педагогической компетентности.
В основу сложного и много аспектного процесса создания условий и возможностейдля удовлетворения персональных интересов и склонностей обучающихся, как субъектов образовательной деятельности, положены принципы организации педагогического процесса в рамках экологической психодидактики (Дж.Гибсон, Э.Стоун, К.Роджерс) и отечественной психодидактики (Давыдов В.В., Панов В.И., и др.).
Учителю рекомендуется в авторских проектах организации развивающей образовательной среды предусмотреть:
· комплекс развивающих ученика стимулов к различным видам деятельности,
· комплекс организации развивающих видов деятельности – познавательной, социально-значимой, личностно –ценностной,
· комплекc способов развивающего межличностного взаимодействия субъектов.
Предусмотреть динамическое соответствие процесса образования личности психологическому процессу ее развития:
· задействовать все "каналы" личностного развития (перцептивный, когнитивный, практический и др.);
· актуализировать действие соответствующих психологических механизмов личностного развития (познавательных интересов и их мотивации, фантазии, рефлексии, и т.д.);
· конструировать процесс в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями личности.
Следующий шаг в инновационной деятельности школы - создание развивающей образовательной системы.
Образовательная система более сложная организация связей. Это и образовательная политика, и образовательные институты во всем их разнообразии (школы, лицеи, гимназии, колледжи) и образовательные процессы в них. Это и образовательное пространство (образовательная среда), и механизмы управления, скрепляющие элементы в единую систему.[3]Что позволило авторам назвать образовательную систему развивающей и развивающейся?
Прежде всего, образовательная политика, поставившая в центр всеобщего внимания ученика, с его образовательными потребностями, интересами, склонностями и способностями. Под его образовательные потребности создаются и образовательные институты, и образовательные среды и все психолого-дидактические материалы для организации образовательных процессов. При этом глубоко осознается создателями образовательных политик, что в стенах образовательных институтов, будут созданы условия, необходимые для формирования личности обучающегося, и прежде всего, творческой личности.Не забываем "помочь людям быть личностями - это значительно важнее, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка" - писал К. Роджерс, один из авторов гуманистической педагогики.
Теоретики развивающего обучения считали творческую деятельность важнейшей потребностью развивающейся личности. Давыдов В.В. подчеркивал необходимость формирования "творческой воли", без которой личность, даже высокоодаренная, остается нереализованной.
Поставив в центр образовательной политики ученика, с его актуальными потребностями стать высокообразованной творческой личностью, мы обязаны изменить: цели образования, требования к образовательным институтам, способным создать условия и возможности для развития, требования к учителю, к учебной книге, к методам и приемам образовательной деятельности.
Т.е. требования ко всему остальному, что входит в широкое понятие - образовательная система.
Разработка развивающей образовательной системы современной школы требует от учителя глубокого анализа состояния школьного образования и не менее глубокого осмысления стратегии его развития. Необходимы разносторонние подходы к разработке проекта образовательной системы школы, необходим выбор содержания системных компонентов инновационного проекта « Система развивающего образования»:
· философско-педагогического компонента, необходимогодля выбора концептуальных идей, целеполагания и адекватной стратегии образовательной деятельности;
· психолого-педагогическогокомпонента, необходимого для выбора психолого-дидактических приоритетов в создании условий и возможностей для раскрытия индивидуальности обучающихся;
· организационно-методического- для выбора оптимальных инновационных технологий образовательной деятельности, соответствующей принципам развивающего образования;
· научно-содержательногокомпонента - для поиска путей согласованной реализации образовательных государственных приоритетов и разноуровневых образовательных потребностей и интересов учащихся;
· управленческого- для определения и построения наиболее соответствующей выбранным приоритетам организационной структуры учреждения; подбора кадров и создания системы повышения профессиональной квалификации;
· экспертно-диагностического- для подбора адекватных критериев оценки эффективности образовательной деятельности и методов мониторинга её результатов.
Важно при построении образовательной системы добиться четкой взаимосвязи между перечисленными системными компонентами. Несогласованность, разночтение между названными выше подходами не может обеспечить желаемых инновационных результатов.
Подобная проектная деятельность учителя может быть проведена с привлечением широкого круга специалистов, владеющих междисциплинарными знаниями в науках о человеке и его образовании.
Выберем из большого перечня направлений деятельности учителей образовательных учреждений, желающих работать в инновационном режиме, наиболее значимые направления, оказывающие влияние на становление личности ученика и его социализацию. Данные направления составляют основу авторских инновационных образовательных систем, проектируемых по инициативе руководителей школ и для рядовых учителей. Наш вариант для проектирования инновационной образовательной системы ориентирован на модель школы, оказывающей преобразующее влияние на социум.
Примером такой образовательной системы, способной влиять на социум, является школьная модель Дьюи. Влиятельный мыслитель прошедшего столетия, философ, психолог, социолог, педагог Джон Дьюи результатом образования считал «приведение подрастающих членов социума в соответствие с принятыми в нем нормами».
В модели общественно ориентированного образования процесс образования связан с практикой повседневной жизни школьного сообщества; с развитием способности ребёнка эффективно участвовать в социальной жизни города, региона; с деятельностью каждого ребёнка в качестве члена социального целого, как гражданина страны. Ориентируясь на модель школы с активной социальной направленностью образования, проект «Система развивающего образования» предусматривает целенаправленную деятельность учителя по социализации личности. [4]
В инновационном проекте «Система развивающего образования» школа, как социальный институт, реализует открытую социальную систему, а в ней все принципы, востребованные современным социумом: многообразие образовательных моделей, проектируемых учителем, самоорганизация образовательной деятельности ученика, общественно-государственное управление образовательной системой в целом и т.д.
Школе как открытой социальной системе для реализации непрерывного образования важны активные партнёрские связи с общественностью, с другими образовательными учреждениями. Необходиморазумное сочетание форм развивающего образования: формального, неформального, информального.
Подробно рассмотренный проект «Система развивающего образования», разработанный ИНИМ РАО, является иллюстрацией представления субъекту образовательной деятельности (учителю) научно обоснованной услуги, необходимой для осуществления инновационной деятельности.
Для образовательной практики в настоящее время, как никогда, актуален выход на инновационное образование – на такое образование, которое способно к саморазвитию, которое создает условия для полноценного развития не только всех учащихся, но и учителей. Поэтому наш главный вывод: современное инновационное образование - это развивающее и одновременно развивающееся образование.
Идеи развивающего образования как инновационные разрабатывались в научных исследованиях по различным практико- ориентированным направлениям:
· компетентностный подходв развивающем образовании, обеспечивающий формирование различных компетенций: интеллектуальных, социальных, коммуникативных, личностных и т.д.,
· личностно-ориентированное развивающее образование,предусматривающее развитие каждого школьника, развитие его индивидуальности, навыков самостоятельной организации учебной деятельности, рефлексии, познавательной активности и творчества (разработчики: Щадриков В.Д., Якиманская И.С., Слободчиков В.И. и др.),,
· проблемно - ориентированное развивающее образование, включающее принципы развивающего обучения: высокий уровень сложности обучения, быстрый темп изучения учебного материала, осознанное проведение учебных действий, максимальное включение в обучение эмоциональной сферы, ведущая роль теоретических знаний, ( по концепции Занкова Л.В.),
· вариативное развивающее образование,предусматривающее формирование мотивационно-смысловой стороны учебной деятельности, становление активной жизненной позиции, трансформацию присвоенного социально-культурного опыта в процесс саморазвития личности (разработчики: Асмолов А.Г., Рубцов В.В., Абакумова И.В. и др.),
· контекстный подход в развивающем образовании, выстраивающий образовательный процесс в рамках кросс - культурного контекста, учитывающего влияние мирового образовательного пространства, образовательного пространства государства ( стандарты, программы, УМК), образовательного пространства средств массовой коммуникации, образовательного пространства школы, образовательного пространства семьи, ( автор ВербицкийА.А.)
· системно–деятельностный подход, учитывающий основные психологические закономерности процесса развивающего образования, структуру учебной деятельности и основные закономерности возрастного развития учащихся (теоретические концепции Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., ЭльконинаД.Б., Гальперина П.Я.).[5]
· системно–средовый подход, предусматривающий глубокуюиндивидуализацию и дифференциацию комплексного, личностно – ценностного, образовательного процесса, выстраиваемого на развивающей технологии взаимодействия в системе « субъект – субъектных» отношений Учителя и Ученика. (разработчики: Давыдов В.В., Лебедева В.П., Панов В.И., Ясвин В.А., Орлов В.А.и др.)
Все выше перечисленные разнообразные подходы к развивающему образованию инновационны. Они предусматривают высокую эффективность образовательных результатов, как в обучении, так и в воспитании учащихся, предусматривают как познавательное, так и личностное развитие и возможность саморазвития каждого школьника.
[1] Рубцов В.В., Панов В.И., Лебедева В.П. От развивающего обучения к развивающему образованию. -М.: Институт научной информации и мониторинга.2010
[2] Усанов В.Е., Романов А.М. Образовательная среда современной школы, психолого-правовые и институциональные аспекты. (Электронный ресурс).http://paedagogia.ruЖНПИ ИНИМ РАО №11,2010
[3] Мартиросян Б.П., Лебедева В.П. Проектирование образовательной системы современной школы.-М.: Институт научной информации и мониторинга РАО,2010.
[4] Лукьянова З.В. Структурно-функциональная модель организации продуктивной социализирующей деятельности учащихся в условиях развивающего образования. ( электронный ресурс) http: //paedagogia.ru ЖНПИ ИНИМ РАО №7,2010
[5]Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4 (эл. версия статьи на сайте «Учреждение Российской академии образования «Институт стратегических исследований в образовании» (ИСИО РАО)», www/fgos.isiorao.ru: http://fgos.isiorao.ru/Approbation/public/statja%2011.php).