Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения.
Электронные образовательные ресурсы (цифровые образовательные ресурсы)– специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В самом общем случае к электронным образовательным ресурсам относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные в области использования в образовательном процессе электронные образовательные ресурсы воспроизводятся на компьютере. Принципиальным различием электронных образовательных ресурсов от цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) является наличие в первом случае компонента интерактивности.
По цели создания электронные образовательные ресурсы подразделяются на:
- пед.инф. ресурсы, разработанные специально для целей учебного процесса;
-культурные информационные ресурсы, существующие независимо от учебного процесса
По природе основной информации электронные образовательные ресурсы подразделяются на:
Текстовые, звуковые, мультемедийные, изобразительные
По наличию печатного эквивалента электронные образовательные ресурсы бывают следующих типов: электронные аналоги печатного ресурса; самостоятельные ресурсы, воспроизведение которых на печатных носителях ведет к потере их свойств.
По технологии распространения: локальные, сетевые
По характеру взаимодействия пользователя: параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми определены разработчиком и не могут быть изменяемы пользователем; интерактивными, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т. п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных разработчиком.
По функции в учебном процессе содержанием электронного образовательного ресурса может являться: демонстрация объектов, явлений, процессов; информационно-справочное обеспечение всех видов занятий.
ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ:
Мультимедийность– это возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами.
Моделирование– имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов.
Интерактивностьвыражается в возможности взаимодействия пользователя с контентом ЭОР, использовании активно-деятельностных форм обучения.
Результатом внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс является расширение сектора самостоятельной учебной работы. Принципиальным новшеством в данном случае является интерактивность. Это позволяет расширять функционал самостоятельной учебной работы, необходимой с точки зрения целей образования и эффективной с точки зрения временных затрат. Поэтому замена текстового фрагмента с информацией для самостоятельной работы на интерактивный контент ЭОР будет способствовать повышению качества организации образовательного процесса.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ:
Основными направлениями использования ЭОР в образовательном процессе являются
- контроль знаний учащихся;
- самообразование как учащихся, так и педагогов;
- иллюстративное сопровождение элементами ЭОР процесса объяснения нового материала для повышения наглядности и изобразительности;
- возможность доступа учителей к методическим разработкам, учебным программам и т. п.; формирование навыков постановки и решения прикладных задач с использованием ИКТ;
- обучение предметному или профессиональному применению ИКТ в избранной сфере деятельности и т. д.
Целесообразно рассматривать следующие направления их использования в учебном процессе:
В условиях классно-урочной системы.
В условиях реализации инновационных педагогических технологий.
В условиях перехода к новым нетрадиционным моделям обучения