Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Особенности работы по системе развивающего обучения
Л.В. Занкова в 5 -  6 классах (русский язык)

 

Явкина Ирина Викторовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школы № 583
Приморского района Санкт-Петербурга

 

    Учебник «Русский язык. 5 класс», составленный Н.В. Нечаевой [1],

К.С. Белорусец, является продолжением комплекта учебников по русскому языку для учащихся, обучавшихся в начальной школе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

    Созданию комплекта учебников предшествовали масштабные психолого-педагогические исследования, проведенные академиком Л.В. Занковым и его учениками.

    В основу разработки дидактической системы были положены теоретические положения известного психолога Л.С. Выготского о зонах ближайшего и актуального развития. В концепции все взаимосвязано – цели и задачи обучения, дидактические принципы, содержание, методы, контроль, организационные формы обучения. Все это становится ведущим при организации  уроков курса русского языка в основной школе.

    Основной целью обучения, по словам Н.В. Нечаевой, является «оптимальное общее развитие каждого ребенка …»[2]  Что же понимается под этим? Прежде всего  развитие  ума, воли, чувств, внимания, памяти, воображения, то есть эмоционального и интеллектуального, теоретического и практического уровней, и, конечно же, формирование познавательного интереса к предмету. А основная  цель обучения родному языку заключается « в овладении языком как средством общения в разных сферах и ситуациях: в повседневной жизни, в различных группах людей, в области науки, культуры и искусств. Достижение цели курса предлагает рассмотрение языка как единства языковой системы и речи». [3]

    Задачей основной школы выступает «представление широкой целостной картины мира средствами науки, литературы и искусства на основе углубленной дифференциации познания» [4]. Основными принципами концепции являются следующие:

1.     Обучение на высоком уровне трудности.

 Для выполнения задания требуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, наблюдения, исследования. Главное условие – не давать знания в готовом виде.

Например, при изучении темы «Сложные слова» урок начинаем с проблемной ситуации. Просим в первый столбик записать все однокоренные слова к слову «зверь», а во второй к слову «ловить». Ребята подбирают примеры, и начинают спорить о слове «зверолов». В результате делается вывод о существовании группы слов, называемых сложными словами. Затем в процессе наблюдения узнаем о видах сложения и пропедевтически  знакомимся с правописанием сложных существительных.

2.     Ведущая роль теоретических знаний.

Но принцип совсем не обозначает, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины и т.п. Процесс познания осуществляется  через взаимосвязь явлений, осмысление которых происходит на основе собственных наблюдений и анализа.

Например, при изучении темы «Фразеологизмы» предлагаем сравнить словосочетание правая рука в предложениях: «Правая рука больного была забинтована. Староста класса – правая рука классного руководителя». Сравнивая данные предложения, ребята получают представление об отличии словосочетания, которое ранее уже было изучено, от устойчивого словосочетания, или фразеологизма.

3.     Продвижение в изучении материала в более быстром темпе.

 Возращение к ранее изученному в новых связях. Повторение и закрепление изученного на более высоком уровне систематизации материала. Метод сравнения  как основополагающий при закреплении.

4.     Осознание школьниками хода умственных действий, понимание целей и задач обучения.

В начале каждого урока после объявления темы или после процесса наблюдения над определенным языковым явлением совместно формулируем цель занятия; выполняя любой вид задания, отвечаем на вопрос: что мы делали, для чего, чему научились; в конце урока вспоминаем, какие цели и задачи были поставлены и достигли ли их.

5.     Включение в процесс организации учебного процесса эмоциональной сферы.  Психологи утверждают: « Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными».

6.     Обращение внимания в ходе работы с детьми на развитие каждого учащегося класса[5].

   

    При этом Л.В. Занков не отрицал общепринятых положений дидактики – сознательности, научности, доступности и т.п. Они должны действовать в целостности, должны быть направлены на общее развитие. «Обучение соотносится с ходом общего развития школьников не по отдельным дидактическим принципам, а как система, которая приводит к определенным результатам в целостном общем развитии школьников» [6].

    Данные дидактические принципы реализуются через содержание и методы, приемы обучения, которым свойственна многогранность. Назовем их:

1.     Методика успеха (предварительный успех – задание чуть труднее обычного; предварительно вынужденный успех – задание еще труднее; период реального успеха – процесс усложнения заданий актуализируется: цель – не оценка, а определение уровней способностей школьников.

2.     Самостоятельная работа.

Процесс самостоятельного поиска на основе имеющихся знаний с использованием дополнительных источников информации.

3.     Приемы сравнения (сравнения межвидовые, межродовые, внутриродовые, разработка аналогичного задания, самостоятельный поиск объекта сравнения, классификация объектов, явлений).

4.     Самоконтроль (определение наиболее трудного момента работы, определение момента дополнительной проверки, определение способа проверки).

5.     Чередование приемов работы (теория – практика, трудное – легкое, эмоционально насыщенный материал – материал, требующий размышлений, письменная работа – устная и т.д.)

    Целесообразно для поддержания познавательной деятельности и работоспособности использовать педагогические приемы, находящиеся в прямой зависимости от понимания учителем состояния школьников, физического и психического. Какие же это приемы? Не задерживаться долго на одном и том же материале, теоретический материал давать небольшими порциями; исключить повторы в ответах учащихся {Н. В. Нечаева предлагает использовать цветные фонарики- карточки}; исключить оценочные суждения «правильно», «верно» со стороны учителя; учитывать физиологические, интеллектуальные и психические особенности учащихся.

    В системе развивающего обучения изменяется  и общепринятая структура урока: проверка домашнего задания, объяснение нового материла, закрепление, обобщение, информация о домашнем задании. Система урока более подвижна. Учитель может пойти навстречу желанию ребят – обсудить интересное явление, понаблюдать за явлением природы т.д. Начало урока, как правило, неожиданно, сразу включает учеников в активную познавательную умственную деятельность. Ученики не просто обсуждают, а «наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности» [7]. Роля учителя сводится к направлению и подхватыванию нужной мысли.

    Меняется при развивающем обучении и система вопросов. В традиционной системе используется  вопросно-ответный метод, который тормозит мысль ребенка. В системе Л.В. Занкова вопросы направлены на пробуждение мысли. Сопоставим: «Какая это буква?» или «Что вы знаете об этой букве?»

    Другим способом осуществляется и контроль над деятельностью учеников. Не учитель  дает оценку, а сам ученик оценивает себя, сопоставляя с ранее  достигнутыми им результатами. Так создается ситуация успеха.

    Таким образом, новые дидактические принципы и методы определили своеобразие содержания и структуры учебника русского языка Н.В. Нечаевой.

    Реализуя принцип ведущей роли теоретических знаний, авторы включают в программу сведения о речи и языке, их особенностях и единицах, материал о русских лингвистах… Н.В. Нечаева предлагает следующее планирование работы по теме «Язык и речь».

 

 

 

Nуроков

Речевая деятельность

Система языка

1.

Язык человека, «язык» животных. Наблюдение исторических изменений в письменной форме русского языка. Внимание к особенностям использования голоса, мимики, движений во время общения на уроке, на перемене.

Активизация понятий: смысл слов, грамматические формы, звуко-буквенный состав при наблюдении исторических изменений в языке. Грамматическая основа предложения. Порядок слов – средство выразительности речи. Орфограммы, проверяемые сильной позицией звука.

2.

Текст. Сферы его употребления. Связность, целостность и законченность текста, его заголовок, структура, план. Различие понятий «абзац», «микротема».

Активизация грамматических форм при составлении текста, умение выделить ошибкоопасные места, оставлять «дырки» в сомнительных случаях. Различение предложений по структуре

                                                                                                       Табл. 1. [8].

 

    Так в учебнике реализовано единство теоретического и практического аспектов языка. В организации познавательной деятельности школьников выделяется три основных этапа: 1) ученики, исследуя предусмотренные программой явления языка, формулируют предварительные выводы; 2) накопив достаточный ряд предварительных выводов, формулируют выводы окончательные, сверяют их с формулировками учебника; 3) в ходе речевой деятельности присваивают открытые ими закономерности языка.[9]

    Содержание учебника разбито не на параграфы, а разделы. Интересны условные обозначения, которые обращают детей к славянской азбуке: ять – материал надо знать хорошо, В (веди) – к сведению, М (мыслете) – предварительные выводы. Нет традиционных правил в рамках, что способствует развитию наблюдательности, внимания, памяти, навыка поиска и т.д. В конце каждого раздела предусмотрен материал под названием «Проверь себя». В качестве примера приведем следующий (после темы «Глагол»):

1.     Напишите, какова, по-вашему, роль глагола в создании зримой словесной картины? Каким образом он позволяет «увидеть» говорящего или того, о ком говорят?

2.     Обобщите в своей работе все, что вы знаете о синтаксической роли глаголов.

3.     То же задание, но о морфологических признаках и образовании разных форм глагола.

4.     Выпишите отрывок из любой книги, отметьте все орфограммы в глаголах, объясните их.

5.     Напишите рецепт приготовления какого-нибудь блюда или опишите какое-то происшествие – реальное или выдуманное.

Отметьте в вашем тексте синтаксическую роль глаголов и их морфологические признаки. Несколько глаголов разберите по составу. [9].

    Отбор материала упражнений определяется ведущим для данного года обучения стилем речи (для 5 класса таким выступает разговорный стиль при постоянном сравнении с книжным), а также  возрастными особенностями школьников. В конце года предусмотрено изучение тем, переходящих в 6 класс («Частица. Роль в речи. Правописание», «Правописание неопределенных, вопросительно-относительных и указательных местоимений», «Междометие. Роль в речи. Знаки препинания», «Односоставные и двусоставные предложения»).

    Таким образом, организация уроков по русскому языку по учебнику Н.В. Нечаевой и К.С. Белорусец строится на основе принципов, методов и приемов, положенных в основу дидактической системы Л.В.Занкова.

 

 

Примечание

1.     Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Русский язык: Учебник для 5 класса. - Самара: Корпорация «Федоров», 2001.

2.     Нечаева Н.в., Роганова З.Н. Экспериментальная программа и материалы по преподаванию русского языка в 5-6 классах. – М.: Издатель А.В. Мерзлов, 1996, стр. 5.

3.     Там же, стр. 6.

4.     Материалы курсов повышения квалификации при Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Москвы, январь 2003.

5.     Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2001, стр. 127 или Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное  образование, 1998, стр.187-188.

6.     Обучение и развитие./ Под ред. Л.В.Занкова. – М.. 1975. стр.35.

7.     Обучаем по системе Л.В.Занкова. Первый год обучения: Книга для учителя./ 

      И.И. Аргинская, Н.Я. Дмитриева, А.В. Полякова, З.И. Романовская. –      М.:Просвещение,1991, стр. 15.

8.     Материал курсов повышения квалификации при Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Москвы, январь 2003.

9.     Там же.

10.                       Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Русский язык: Учебник для 5 класса. - Самара: Корпорация «Федоров», 2001, стр. 124.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»