Была осень. Медленно падали листья. В парке на скамейке сидел старичок и читал свежий номер газеты. К нему подошла маленькая девочка, протянула прутик и попросила:
- Нарисуй мне мир!
- Весь мир? – с сомнением спросил старичок, но - взял прутик и стал рисовать им на парковой дорожке.
- Вот это - Земля. Она круглая. Здесь – планеты. Они движутся вокруг Солнца по невидимым дорогам – орбитам. Дальше – звезды. А в центре – Солнце. Оно большое, намного больше Земли.
Девочка внимательно посмотрела на рисунок и сказала:
- Нет, все совсем не так, - взяла прутик из руки старичка и стала рисовать – Вот дерево. Оно высокое. Сейчас я рисую пруд. А это скамейка, где ты сидишь…
…А ведь она права. Мир вокруг нас на самом деле один-единственный, такой как есть. А видят его все люди по-разному, представляют каждый по-своему.
Для капитана корабля – мир – это карта с океанами, а для астронома – звездное небо или Вселенная. Каждый может изобразить тот образ, который сложился в его голове.
Возможность увидеть этот многообразный мир по-новому появилась у меня несколько лет назад на занятиях по ноосферному образованию. И если в самом начале занятий меня можно было сравнить с небольшим корабликом в огромном океане познания, то теперь я одна среди многих. Это меня радует!
Нас научили взглянуть на давно известные явления и события как бы с другой стороны, помогли увидеть то, что никогда не бросалось в глаза, хотя лежало на поверхности. Легче стало находить общий язык с окружающими меня, такими разными, людьми. Обладая большим объемом знаний, необходимо научиться эти знания применять и что особенно важно, научить других, пользоваться своим внутренним потенциалом.
Порой было трудно, но очень интересно. И сегодня, я сама чувствую потребность учить, учить по-новому, учить и при этом получать удовлетворение от своей работы. Думаю, что представленная разработка урока по методике ноосферного образования, окажется полезной моим коллегам.
Тема: Биосфера - оболочка жизни на Земле.
Цели урока: познакомить с понятием "биосфера", важнейшим признаком жизни и условием образования биосферы, круговоротом веществ в билсфере; развивать навыки самостоятельной творческой работы.
Оснащение: иллюстрации, электронная презентация
Ход урока:
I. Биосфера - оболочка жизни
1. Чтение текста (использование аудио ряда):
1875 год австрийский геолог Зюсс назвал биосферой ту часть земного пространства, в которой существует жизнь. Учение о биосфере создал русский ученый Владимир Иванович Вернадский. По теории академика Вернадского, верхняя и нижняя границы жизни определяются условиями земной среды, при которых возможно ее существование. Верхняя граница биосферы – слой озона (в среднем на высоте 20 км от поверхности Земли ). Значение озонового слоя? Нижняя граница биосферы проходит на глубине от 3 до 10 км там, где температура горных пород поднимается выше + 1000 С, при которой все живое погибает. Таким образом, биосфера простирается на ……………….. (не многим более чем на 20 км). Наиболее населен ее тонкий слой – вблизи поверхности Земли. Густые скопления живого вещества Вернадский назвал «пленками жизни». Постоянный обмен с окружающей средой химическими элементами и энергией – важнейший признак жизни. Вернадский показал, что биосфера возникла в результате эволюции всей планеты не менее 4,5 млрд. лет назад. Постепенно, в результате развития микроорганизмов, а затем растений, атмосфера обогащалась кислородом. Это было важнейшим условием развития жизни на Земле и образования биосферы.
2. Вопроизводство (рисование образа):
3. Ответы на вопросы:
Вопросы:
1. Что такое биосфера?
2. Границы биосферы
3. Что является важнейшим признаком жизни?
4. Важнейшее условие образования биосферы?
II. Круговорот веществ в биосфере.
1. Рассказ учителя с записями в тетрадях
В процессе обмена с окружающей средой живое вещество Земли ежегодно воспроизводит 1/10 часть своей общей массы. Находясь в постоянном круговороте, оно вовлекает в него большие массы минеральных веществ и химических элементов: кислорода, углерода, азота, натрия, калия, марганца, железа, алюминия и других. Общая масса всего живого вещества – около 2000 млрд.т.
Это огромная масса, которая постоянно возобновляется. Это постоянное перемещение химических элементов называется БИОГЕОХИМИЧЕСКИМ КРУГОВОРОТОМ
Главный источник кислорода в атмосфере – зеленые растения.
На суше они производят 53 млрд. т кислорода в год, а в океанах и морях – в восемь раз больше. За счет процесса фотосинтеза весь кислород на планете мог бы накопиться в течение всего лишь 600 лет. Через все живое вещество Земли он проходит примерно за 2000 лет. Такова скорость круговорота кислорода. Живые организмы дышат кислородом, а многие простые вещества соединяются с ним, образуя окислы.
2. Ученики самостоятельно составляют вопросы (работа в парах) и записывают в тетрадь (вопрос-ответ):
Вопросы:
1. Чему равна масса живого вещества?
2. Что такое круговорот веществ в биосфере?
3. Назовите главный источник кислорода в атмосфере.
III. Распространение организмов.
1. Чтение текста - создание образа (холодайна) - воспроизведение (рисунок)
Вода – среда обитания. «Голубыми глазами» земли называют озера, скопления воды в природном углублении на суше. У озера есть свой срок жизни: оно рождается, достигает зрелости, умирает. Но у каждого озера свой срок и своя судьба. Мелкие озера активно осваиваются животными организмами – микроскопическими водорослями, высшими растениями, амебами, инфузориями, рыбами и водоплавающими птицами. Со временем вода приобретает зеленоватый или красноватый оттенок, потому что в ней поселились мириады микроводорослей. Организмы отмирают, слой ила на дне утолщается. Берега все больше зарастают камышом, тростником и другими водными растениями. Со временем они образуют сплошной ковер. Мхи завершают этот процесс. Озеро зарастает. На месте чистой водной глади возникает вязкая трясина, которая, если болото постепенно высыхает, через какое-то время зарастает лесом.
IV. Итог урока.
Завершаю урок чтением стихов на фоне музыки. Из рисунков учеников получается отличная выставка. Оценки получают те ученики, которые правильно ответили на вопросы. Как правило, каждому ученику удается создать свой образ территории.
Лунный свет и звезд поток
Радуги круговорот
Образ приобрел дизайн
Вот мой зрелый холодайн
В руку я возьму мелок
На доске расцвел цветок
Солнце ярко в небе светит
Улыбаются мне дети
Здесь гармония царит
Каждый думает, творит…
Улыбнись и ты мой друг,
Посмотри скорей вокруг…
Сердце для любви открой,
Мир познай, проснись и пой!!!
Комментарий: REAL-методы преподавания не являются новыми, но они помогают раскрывать творческий потенциал школьников, формировать навыки самостоятельной работы и познавательную активность моих учеников.