Вариант использования метода проектов
в технологии
Шукшина Елена Петровна,
учитель технологии школы № 71 г. Санкт-Петербурга
Метод проектов активно используется в предмете «Технология» уже достаточно длительный период времени. Не стану говорить об этапах работы, об оформлении, о работе по этому методу на уроках технологии. Хочется поделиться своим видением применения метода проектов и о связи метода проектов с другими предметами, изучаемыми в школе. Хочется поделиться своими наработками по применению метода проектов при написании учащимися книг для участия в таких конкурсах, как «Рукописная книга» и в конкурсе исследовательских работ учащихся«Родословные школьников Петербурга».
Много лет с помощью метода проектов с учащимися нашей школы мы участвуем в таких международных конкурсах, как «Рукописная книга» и «Моя родословная». Казалось бы, этот конкурс скорее предназначен для учителей литературы, истории. Но и учитель технологии может, при желании, найти свое место в таком конкурсе.
Очень многие учащиеся с удовольствием принимают участие в конкурсах, но не всегда могут принять участие в практической работе по рукоделию в силу различных причин, а проявить себя, заявить о себе, детям очень хочется. И когда есть возможность само выразиться – дети делают это с большим удовольствием и энтузиазмом. В нашей школе в эту работу, сочетающую в себе творческую практическую работу по декоративно-прикладному направлению и литературное творчество, написание книги о себе, своей семье, своих увлечениях включаются с большим удовольствием учащиеся, начиная со второго класса.
Начинали мы работу еще в 2007 году с нашей первой книгой:
К. МАНУЧАРЯН
КЛАДЕЗЬ МУДРОСТИ
ИССЛЕДОВАНИЕ
2007 год
Исследование истоков народной мудрости.
В каждой книге мы использовали какой-либо вид декоративно-прикладного творчества для оформления книги, например, гильоширование, рисунок, бисероплетение, вязание, изготовление обложки книги, создание переплета и другие. Обязательно использовали при создании книги основные этапы метода проектов. И, конечно же, для защиты наших работ - книг - перед высокой комиссией очень хорошо было использовать метод презентаций, который мы хорошо изучили на технологии при выполнении работ по методу проектов. Да и навыки защиты проектов по предмету на олимпиадах и в классе очень помогали при защите творческих работ по теме «Моя родословная».
Хочу на примере одной книги показать, что для ребенка может означать такое сочетание, как технология и литература.
С.ГУРБАНОВА
В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО
(хобби для всей семьи)
Стиль, традиции, рукоделие
школа № 71
Калининский район
г.Санкт-Петербург
2010 год
Чтобы ученик создал с помощью компьютерных программ книгу, а затем и презентацию, урочного времени, конечно же, недостаточно. Но если и ребенок, и учитель увлечены творчеством по-настоящему, речь о дополнительном времени уже не идет. Всегда это время найдется после уроков, во время работы кружков, да и в любое другое время. Включая консультации по телефону поздно вечером.
Из содержания этой книги видно, что написала ее одаренная и творческая ученица.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Моя семья
Мои планы и мечты на будущее
Мир моих увлечений
Моя любимая учительница
Вязание
Вышивка крестом и вышивка бисером
Первое сшитое изделие
Новый этап в моем творчестве
Роспись по дереву
Заключение
Приложения
Хочется привести заключение этой книги в полном объеме. И хотя написала это заключение ученица (под редакцией учителя), но все, что там написано, так близко сердцу каждого учителя технологии!
«ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работы, выполненные своими руками, всегда приносят удовольствие и радость не только тому, кто над ними трудится, воплощая свои мысли в жизнь, но и тем, кто потом может любоваться этими работами или же тем, кто получает их в подарок. Это всегда приятно, поднимает настроение. Да и все изделия ручного труда, все предметы декоративно-прикладного творчества во все времена и у всех народов имели и имеют огромный спрос и своих поклонников.
Но не у всех хватает смелости и терпении овладеть какими-либо видами рукоделия, а тем более не каждый решится обучать этому других. Я хочу убедить своих сверстников в том, что и в нашем возрасте, обладая знаниями и умениями на нашем, детском, уровне, вполне возможно уже сейчас творить добро своими руками. Ведь у многих из нас есть братья и сестры, есть соседи с маленькими детьми, которые будут рады, если у их ребенка появится возможность чему-то научиться, не выходя из школы и дома, тем более, что не у всех есть возможность водить своих детей на платные занятия в кружки и секции!
Я начала учить свою сестру потому, что ей это нравилось, да и в жизни это всегда пригодится каждому человеку. Тем более, что я хочу стать учителем начальных классов, и у меня уже сейчас есть прекрасная возможность преподавать свои первые «уроки» сестре.
Я считаю, что моя книга может заинтересовать и помочь другим смелее делиться своими знаниями и умениями с окружающими. Ведь каждое изделие, выполненное своими руками – это поистине источник глубокого удовлетворения и радости.
В моей семье пять человек. Это папа, мама, старший брат, младшая сестренка и я. Наша семья, в общем-то, творческая. Брат с сестрой играют на фортепиано. Я люблю рисовать и занимаюсь рукоделием. Папа играет в шахматы, в нарды и неплохо рисует. Мама выдвигает творческие идеи, главный советчик и помощник в каждом деле.
Семья наша многонациональная. В нашем роду были поляки, башкиры, евреи, азербайджанцы, белорусы, русские – от всех их в нас что-то есть.
Я думаю, что от прабабушки Юлии мне передались способности к рукоделию. По мужской линии передаются музыкальные способности. Увлечение мое рисованием в какой-то мере от папы и дяди.
Мы стараемся свои способности развивать и направлять их на радость нашим родным и близким.
Попробуйте – и у вас все получится! Успехов!»
Вот на этой позитивной ноте хочется закончить свою статью.
Отношение творческих детей к предмету, к творчеству очень позитивно влияет и на работу учителя в том числе и вселяет надежду, что прекрасные творения рук человеческих всегда будут радовать окружающих и всех неравнодушных к рукодельным изделиям людей.
В настоящее время все большее количество учащихся ежегодно принимают участие в этом очень интересном и многогранном конкурсе. Здесь и практическая работа, и большая исследовательская работа, и применение компьютерных технологий – все это очень привлекает учащихся и помогает им развиться гармонично и всесторонне.
Радуют результаты участия в этих и других конкурсах.
Мы все прекрасно понимаем, что чтобы иметь таких талантливых и увлеченных учеников нужно иметь очень много терпения, старания и неравнодушия к детям.
Всем больших творческих успехов во всех позитивных делах и начинаниях.
Приложение
В качестве приложения – несколько творческих работ ученицы, выдержки, из книги которой приводятся в данной статье.
Эти работы заняли призовые места в городских конкурсах.