Проблемы и перспективы взаимодействия
образовательной среды и ее субъектов
Лямина Юлия Николаевна,
ГБОУ школа № 561
Калининского района Санкт-Петербурга
ГБОУ школа № 561
Калининского района Санкт-Петербурга
«…знание – это способность применять информацию в конкретной сфере деятельности.»
П. Дру́кер - экономист, публицист, педагог.
П. Дру́кер - экономист, публицист, педагог.
Новое время формирует нового человека, новое общество. Новые реалии дают новые возможности, создают новые проблемы, ставят новые задачи
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Ученые, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует общество, в котором много информации высокого качества, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания. Информационное общество – общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью.
Развитие информационных технологий – это наступающая неизбежность. А система образования формирует арсенал для развития общества в целом. Учитель, используя ИКТ в преподавательской деятельности, повышает как свою самооценку, так и мотивацию к процессу обучения у своих учеников, делая его интересным, занимательным и продуктивным.
Внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образование изменила педагогическую роль учителя. Информатизация существенно повлияла на процесс приобретения знаний. Новые технологии обучения позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний. Сегодня учитель выступает не столько в роли источника знаний, а скорее является организатором эффективной работы со знанием.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.
Учитель перестает быть источником первичной информации, превращаясь в посредника, помогающего ученикам находить эту информацию.
Школьники учатся самостоятельно добывать информацию, творчески преобразовывать ее, критически осмысливать, привлекая дополнительные источники.
Умение работать с информацией действительно становится в наше время ключевым интеллектуальным умением, лежащим в основе любой профессиональной и культурной компетенции.
Ключевой задачей современной системы образования должна стать задача формирования этого умения. В российской современной системе образования пока еще существует множество проблем. От их решения и зависит успех развития системы образования в целом. От того, насколько человек будет способен самостоятельно мыслить, приобретать знания, работать с информацией, зависит его возможность развития дальнейшей профессиональной компетенции.
Образовательная среда — система условий, влияющих на формирование личности, а также совокупность содержащихся в социальном и пространственно предметном окружении возможностей для саморазвития учащихся (В.А. Ясвин) … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Образовательная среда — совокупность социальных, культурных и иных условий, в которых совершается учебная деятельность индивида, а также комплекс образовательных услуг, реально доступных членам данной территориальной общности … Профессиональное образование. Словарь
Виртуальная образовательная среда —Программно - телекоммуникационная среда, обеспечивающая ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в электронных сетях с использованием единых технологических средств. Новый словарь методических терминов и понятий
Информационно-образовательная среда - ИОС: Система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно коммуникационных технологий.
Понятие «образовательная среда» в настоящее время стало часто применяться в теории и практике образования. Однако данное понятие не имеет однозначной трактовки.
Особое место теория развивающей среды занимает в педагогических воззрениях Ж.Ж. Руссо, считавшего, что «все прекрасно, когда выходит из рук Творца, все портится в руках человека». Руссо был одним из первых, кто стал рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. По его мнению, система воспитания только тогда будет эффективной, когда для каждой личности будет создана особая развивающая среда, которая установила бы равновесие между его реальными возможностями и природными потребностями. В такой среде личность не получает готовые знания, а учится добывать их сама в процессе наблюдения за живой природой, на основе собственного опыта. При этом, отмечал Ж.Ж. Руссо, основным источником развития личности выступает не обширность знаний, а умение самостоятельно распоряжаться ими. В такой специально созданной среде свойства личности, развитые «природосообразным» воспитанием, позволяют ей сохранять внутреннюю свободу, независимость от предрассудков и заблуждений общества.
В отечественной педагогике термин «среда» начал активно использоваться в 20-е годы XX века. «Педагогику среды» разрабатывал С.Т. Шацкий, «общественная среда ребенка» описывается в трудах П.П. Блонского, «окружающая среда» у А.С. Макаренко. Данные авторы в своих трудах доказывали, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, а условия, среда его существования – предметы, люди, их межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки. В настоящее время понятие «среда» также не имеет четкого определения. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Д.Ж. Маркович определяет среду как совокупность естественных и искусственных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность человека. Определяя среду человека, Л.В. Максимова отмечает, что эта среда является сложным образованием,
Заканчивая анализ сущности понятия «образовательная среда», отметим, что, присоединяясь к мнению В.А. Ясвина, Т.А. Осиповой, В.И. Панова и др., мы рассматриваем образовательную среду как совокупность условий, которые создают возможность для раскрытия интересов и способностей обучаемых и обеспечивающих активную позицию обучаемых в образовательном процессе, их личностное развитие и саморазвитие. В качестве основных характеристик образовательной среды как педагогического феномена выступают: целенаправленность, специальная организация специфической педагогической деятельности, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, интегративность и вариативность.
Субъекты образовательного процесса – обучающиеся, их семьи, социальные и профессиональные группы, административные институты и институты гражданского общества.
Перспективы взаимодействия субъектов ОП :
1. включения в процесс формирования образовательного пространства новых субъектов взаимодействия (учреждения дополнительного образования, религиозные и общественные организации, промышленные предприятия, воинская часть);
2. расширения и усложнения связей взаимодействующих субъектов (дистанционное обучение, видеоконференции, публичные доклады, научно-практические конференции);
3. наполнения старых связей новым содержанием
А каковы задачи, проблемы в образовании?
1. Оснащение школ современными компьютерами с доступом к сети Интернет и иными техническими средствами. Используемые носители информации должны быть достаточно долговечны. Информация должна быть вовремя найдена и сохранена.
3. Преодоление консерватизма педагогического состава, привыкшего работать по-старинке и испытывающего дискомфорт при работе с техническими новшествами.
4. Научиться ориентироваться в гигантских потоках информации. Преодолеть трудности отбора качественной и достоверно информации.
7. Преодоление информационного неравенства людей, которое обостряет социальное неравенство. Не у всех людей есть желание и материальная возможность приобщаться к техническим новшествам современного мира.
9. Научиться справлять с информационными болезнями, когда человек полностью уходит в виртуальный мир компьютера, переставая осознавать реальность.
Список источников информации:
Горбацевич О. А., Горбацевич Н. В. Цели и задачи совершенствования системы образования в России в условиях современного общества [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 29-30.
Васильева А. С. Основные задачи современного школьного образования в контексте формирования и развития культуры информационного общества // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 667-670.
Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 545-548.