Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Практика использования средств информационно-коммуникационных технологий при защите выпускной квалификационной работы
Крумина Татьяна Владимировна,
СПб ГБОУ СПО «Политехнический колледж городского хозяйства»,
 Санкт-Петербург, преподаватель специальных дисциплин
В сентябре 2010 года наше образовательное учреждение - Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Политехнический колледж городского хозяйства» - учебный год начало в стенах нового здания, расположенного в Приморском районе города Санкт-Петербурга, которое было специально построено для колледжа на основании Постановления правительства Санкт-Петербурга от 13.11.2007 № 1471. В распоряжении студентов колледжа теперь современный учебный комплекс, общая площадь которого составляет около 20 000 квадратных метров. Учебно-лабораторная база образовательного учреждения включает 43 учебных кабинета, оснащенных комплектами мультимедийного оборудования и выходом в Интернет, 13 учебных лабораторий, 6 учебно-производственных мастерских, оборудованных современной техникой, в том числе станками с ЧПУ, 8 компьютерных классов с выходом в Интернет и лингафонные кабинеты.
СПб ГБОУ СПО «Политехнический колледж городского хозяйства» является многофункциональным и многопрофильным учебным заведением. Образовательная деятельность в колледже ведется по 10 специальностям, востребованным предприятиями города. Сегодня городу нужны новые квалифицированные кадры, которые смогут обеспечить экономический рост и повышение конкурентоспособности промышленности города. В этой связи, одной из особенностей обучения в нашем колледже является максимальная подготовка выпускников к работе на современных промышленных предприятиях и производствах города в условиях изменчивой глобальной экономики.  Большое внимание уделяется именно практической составляющей учебного процесса будущих специалистов, что обеспечивается мощнейшей материально-технической базой, оснащением лабораторий и учебно-производственных мастерских колледжа, а также Договорами с предприятиями (представителями рынка труда города) на организацию практик студентов, на трудоустройство студентов.
Оснащение учебных кабинетов колледжа мультимедийным оборудованием позволяет преподавателям вносить в форму учебных занятий широкий диапазон современных возможностей. Занятия становятся более динамичными, повысился интерес учащихся к ряду специальных дисциплин, занятия по которым ранее носили больше лекционный характер. Широкое распространение в работе получили универсальные офисные прикладные программы и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.
Известно, что средства ИКТ в образовательном процессе способствуют  совершенствованию организации работы преподавателя, активизации процесса обучения, возможности привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Использование же мультимедиа позволяет на основе технологической обработки представить визуально информации разных типов, предать информации обобщающий вид, используя при этом и традиционные формы визуализации, такие как текст и графика, и динамичную информацию различных типов и видов, такую как речь, музыка, видео фрагменты, анимация и т.п. Важно работу проводить поэтапно:
1.    отобрать и структурировать информационный материал;
2.    отобрать иллюстративный и демонстрационный материал;
3.    провести техническую подготовку текста, изображений, аудио- и видео – информации;
4.    объединить подготовленную информацию в единый проект, создать системы меню, средств навигации и т.п.
При создании готового продукта возможно использование и системы обработки графической информации, и системы создания анимированной графики, системы записи и редактирования звука и системы видеомонтажа, а также системы интеграции текстовой и аудиовизуальной информации в единый проект.
Проанализировав технические возможности нашего колледжа, готовность преподавателей специальных дисциплин и уровень знаний самих студентов, в 2011/2012 учебном году в колледже на заседании предметно цикловой комиссии по специальности 030504 «Право и организация социального обеспечения» было принято решение для студентов выпускных групп данной специальности утвердить проведение защиты выпускной квалификационной работы в форме  доклада, но с использованием самостоятельно подготовленной презентации.  Ранее  защита проходила  только в форме доклада. Студент рассказывал о содержании и структуре работы, основных проблемах, рассмотренных в ней, выводах и рекомендациях по совершенствованию правового регулирования, исследуемых общественных отношений, далее следовали ответы студента на вопросы членов Государственной аттестационной комиссии.
При защите выпускной квалификационной работы в традиционной форме – форме доклада, студентам рекомендовалось отразить:
    актуальность выбранной темы;
    цель работы;
    задачи, решаемые для достижения этой цели;
    суть проведенного исследования;
    выявленные в процессе анализа недостатки;
    предложения по устранению недостатков, акцентируя особое внимание на личном вкладе автора работы;
    дальнейшие возможные направления исследований.
Ставилась цель - доклад должен продемонстрировать приобретенные студентом навыки самостоятельной исследовательской работы, необходимые современному специалисту со средним профессиональным образованием.
Выпускная работа — это научное исследование в миниатюре. Результат работы не обязан быть значительным научным достижением; тем не менее, автор должен показать способность провести своё исследование самостоятельно и добросовестно, от постановки задачи до написания отчёта. Задачи, которые ставятся перед выпускником – это:
    систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по специальности (направлению) и применение этих знаний при решении конкретных практических задач;
    развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении проблем, освещаемых в выпускной квалификационной работе;
    выяснение подготовленности студентов к самостоятельной работе в области своей специальности (направления);
    а также, формирования умений и навыков оформления результатов исследований.
Презентация (от латинского praesento — представление) — документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.). Цель презентации — донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Презентация может представлять собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.
Защита же выпускной квалификационной работы с использованием презентации – это на практике наиболее короткая презентация, всего 5–10 минут. При такой форме необходимо сосредоточиться на постановке задачи и перечислении собственных результатов. Аттестационной комиссии должно стать понятно: была какая-то сложная проблема, студент усердно поработал над её решением, и увидеть, что удалось улучшить.
Основная задача проведения защиты выпускной квалификационной работы в форме презентации – обеспечить способность современного выпускника учреждения среднего профессионального образования владеть информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ), которые способствуют применению новых форм в образовательной деятельности.
Выпуск нашего колледжа по специальности 030504 «Право и организация социального обеспечения» в 2012 году составил 55 человек  по очной и заочной формам обучения. Каждый выпускник подготовил и представил Государственной аттестационной комиссии презентацию своей выпускной квалификационной работы. Многие студенты обратились за помощью к своим научным руководителям. Трудности вызвала:
    необходимость сгруппировать материал, лаконично его изложить на слайдах в виде схем, таблиц или диаграмм;
    подготовить качественный видеоряд,  который привлечет интерес членов Государственной аттестационной комиссии к выбранной теме дипломной работы.
Сама я, как преподаватель специальных дисциплин, являлась научным руководителем 8 выпускных квалификационных работ. Вот темы, которые были выбрали студентами для выпускных квалификационных работ:
    Правовой институт социальных детских пособий в связи с материнством и рождением ребенка - Головкин Вадим Александрович;
    Правовое регулирование занятости и трудоустройства в Российской Федерации – Ильина Ирина Викторовна;
    Правовое  регулирование материальной ответственности работников – Кудинов Федор Андреевич;
    Трудовой договор – центральный институт трудового права – Майская Ирина Валентиновна;
    Право частной собственности граждан - Санду Вячеслав Олегович;
    Экологические преступления – Байчурин Владислав Александрович;
    Стадии арбитражного процесса - Живцов Павел Викторович;
    Право собственности на жилое помещение и его защита – Забавичев Николай Сергеевич.
Объем подготовленных с помощью программы Microsoft PowerPoint презентаций был не большой 10-15 слайдов. Студентам очной формы обучения в течение всего периода обучения чаще приходилось обращаться к такой актуальной сегодня форме работы, как подготовка презентаций по различным учебным дисциплинам, выполняя различные творческие работы. Подготовка презентаций поэтому у них не вызвала затруднений. Студентам заочной формы обучения было чуть сложнее, у некоторых не хватало знаний работы с программой, но процесс работы над  презентацией - вызвал большой интерес.  
Проведение защиты с использованием презентаций оживило сам процесс докладов выпускников. Визуализация процесса придала ему динамичности, речь выпускников стала грамотнее, стало меньше ошибок в терминах и определениях, доклады были увереннее и аккуратнее.
Выводы:
1.    Эффективно использовать имеющиеся технические ресурсы колледжа, шире использовать в учебном процессе технические средства обучения с применением мультимедийного оборудования, электронные учебники, практикумы, мультимедийные обучающие программы, электронные библиотеки, мультимедийные компьютеры, возможность выхода в Интернет.
2.    Активнее формировать информационную культуру обучающихся, чаше привлекать студентов к подготовке презентаций в программе PowerPoint по материалам изучаемых тем, выступлений с использованием интерактивной доски; проводить минимум 1 раз в семестр учебные конференции с использованием мультимедийных средств.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»