Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Коллективная учебная деятельность учащихся в разноуровневых группах (из опыта работы)

 

Пономарева Елена Владимировна, почетный работник общего образования, учитель математики ГБОУ СОШ №156 с углубленным изучением информатики г. Санкт-Петербурга

 

Для решения задач, поставленных государством перед современной школой, в связи с переходом на новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения необходимо использовать весь арсенал методических приемов и технологий. Наряду с индивидуальной формой организации урока целесообразно использовать и коллективную (групповую) учебную деятельность.

Одним из ее видов, применяемых мною на уроках математики 9-11х классов, является работа в группах, разбитых по уровню математической подготовленности и в зависимости от способностей учащихся. При этом класс разбивается на несколько групп для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы и (или) учителя. Задания подбираются таким  образом, чтобы позволить учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы. Состав группы не является постоянным в течение года, он подбирается таким образом, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться способности каждого члена группы.

Таким образом, составляется несколько разноуровневых групп учащихся, которые получают задания разной степени сложности. Например, первая группа – учащиеся с хорошей математической подготовкой и проявляющие интерес к предмету. Они получают задания более высокой степени сложности, частично выходящие за уровень базовой программы (уровень части С в ЕГЭ и второй части ГИА). Вторая группа – учащиеся, справляющиеся с базовой программой. Их задания составлены в соответствии со школьной программой, но некоторые задания могут выходить за ее рамки, давая возможность усилить математическую подготовку учащихся. И, наконец, третья группа – наименее подготовленные ученики, испытывающие трудности при изучении предмета. Задания для этой группы не выходят за рамки обязательного минимума, строго соответствуют базовой программе. Работа в этой группе позволяет учащимся ликвидировать пробелы в знаниях, отработать необходимые умения и навыки, выяснить все возникающие вопросы и отработать алгоритмы решения типовых заданий. Во всех группах количество заданий избыточно, что дает возможность учащимся в зависимости от степени подготовленности группы двигаться с определенной скоростью.

Работу всех групп контролирует и направляет учитель. Он, переходя от группы к группе, отвечает на вопросы, с помощью наводящих вопросов помогает более слабым учащимся, задает темп работы. Как показывает опыт, успешность работы при групповой форме урока очень зависит от организации работы в самой группе. Прежде всего, надо правильно подобрать состав группы – это должен быть маленький коллектив, в котором все члены взаимно дополняют и компенсируют достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу людей. Иногда, определенные задания целесообразно разбить на части в зависимости от наклонностей и способностей членов группы. В этом случае каждый ученик выполняет свою часть работы индивидуально, а затем результаты работы совместно обсуждаются и суммируются. В процессе такой работы члены группы помогают друг другу освоить материал в полном объеме. При этом соблюдается и индивидуальный подход в обучении (индивидуальный темп работы), и коллективная ответственность, и заинтересованность в результатах каждого отдельного учащегося.

В результате каждая группа должна представить итоговую коллективную работу. Иногда,  это может быть одна работа от всей группы, за которую несут ответственность все ее члены. А, иногда, это работа предоставляется каждым учащимся и оценивается индивидуально для каждого. Члены группы сами распределяют задания и выбирают маршрут: решать все задания подряд индивидуально с последующей коллективной проверкой и обсуждением или разделить задания, а затем обменяться решениями, получив необходимые комментарии. Последний вариант, как правило, выбирают группы, состоящие из хорошо подготовленных учащихся. Но в любом случае каждый член группы должен внести свой вклад в ее работу.

По итогам работы выставляются оценки, причем необязательно одинаковые для всех членов группы. В каждой группе выявляются один – два лидера, которые ведут за собой остальных, координируют работу. Это дает возможность учителю при последующих работах менять состав групп, давая возможность почувствовать себя лидером и другим учащимся.

В конце занятия самые важные и интересные задания, решаемые в группах, рекомендуется разобрать на доске для остальных одноклассников. Причем разбор заданий производят сами ученики (по одному из каждой группы). Также можно порекомендовать обмен заданиями между группами. При этом учащиеся имеют возможность выбрать одного члена другой группы, которая уже решала этот вариант, для консультации в случае затруднения при решении задач. Таким образом, учащиеся могут решить гораздо больше задач на уроке, а ученик- консультант имеет возможность закрепить и отработать примененные его группой методы и приемы решения задач.

Групповая форма работы показала себя особенно эффективно при решении прикладных вопросов и при углубленном изучении частных  вопросов курса. С одной стороны, творческая работа индивидуализирует процесс поиска истины, поскольку каждый пытается найти решение проблемы самостоятельно. С другой стороны, эта работа носит коллективный характер, так как в процессе поиска решения происходит обмен мнениями и совместная проверка предположений и гипотез. При групповой форме урока в отличие от фронтальной и индивидуальной формы учитель может успеть уделить внимание каждому ученику.

Мой опыт работы показывает, что сильный ученик, помогающий слабому члену группы, получает при этом не меньшую пользу, так как его знания  максимально актуализируются и закрепляются именно при объяснении товарищу. Таким образом, работа в группе полезна для всех ее членов.

Как правило, коллективная работа в группах является заключительной частью при изучении темы или главы. Она часто предшествует контрольной работе и позволяет откорректировать, систематизировать и повторить изученный материал, попробовать силы в решении задач различной степени сложности. Не редки случаи, когда учащиеся в течение учебного года переходят из группы сложности в другую, повышая свой уровень математической культуры и интерес к предмету.

Должна заметить, что, несмотря на ряд очевидных положительных сторон групповая форма организации урока так же, как фронтальная и индивидуальная, не является универсальной. Организация работы в группах требует от учителя большой подготовительной работы. Безусловные трудности возникают при первичном разделении класса на группы. Не оправдали себя, например, попытки создания постоянных групп, подобранных по уровню интеллектуального развития, поскольку такое деление оказалось формальным. Эффективность группового обучения, на мой взгляд, заключается во взаимодействии разных по способностям учащихся.

Мой опыт работы с группами показал, что эта форма работы эффективна в сочетании с индивидуальным подходом, помогает оказать дифференцированный подход к каждому, приобрести необходимые знания, умения и навыки, попробовать себя при решении нестандартных задач, повысить уровень предметной грамотности, развить интерес к учебному предмету и науке. Наконец, коллективная учебная деятельность создает психологически комфортную обстановку для обучения каждого ученика. Повышает его самооценку и дает возможность для его личностного роста.

Список литературы:

1.     Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. М., 1991.

2.     Золотухина А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке. Математика. Газета изд. дома «Первое сентября» 2010 год №4.

3.     Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б.Первина. М.,1986.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»