Использование технологии алгоритмического
обучения на уроках английского языка
Сухинина Наталья Андреевна
В связи с развитием программированного обучения в теорию и практику педагогической деятельности вошло понятие алгоритма, алгоритмизации обучения. Всякий мыслительный процесс состоит из ряда умственных операций. Чаще всего многие из них не осознаются, а иногда о них просто не подозревают. Психологи подчеркивают, что для эффективного обучения эти операции надо выявить и специально им обучать. Это не менее необходимо, чем обучение самим правилам. Без овладения операционной стороной мышления знание правил сплошь и рядом оказывается бесполезным, ибо ученик не в состоянии их применить. В данном случае выполнение умственных действий аналогично выполнению действий трудовых. В самом деле, выполнить ту или иную трудовую задачу, например, сделать деталь, невозможно, не производя тех или иных трудовых операций. Точно так же нельзя решить грамматическую, математическую, физическую, вообще любую интеллектуальную задачу, не совершив ряда интеллектуальных операций. Если бы это было не так, если бы, например, для грамотного письма достаточно было одного знания правил, то в школе не было бы неуспевающих учеников.
Под алгоритмом обычно понимают точное, общепонятное предписание определенной последовательности интеллектуальных операций (действий), необходимых и достаточных для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу. Такое логическое построение, которое вскрывает содержание и структуру мыслительной деятельности ученика и служит практическим руководством для выработки навыков или формирования понятий.
Применение алгоритмов в обучении дает возможность учителю строже управлять действиями учеников и, следовательно, эффективнее достигать результатов, но при определенных условиях: успех работы учеников с алгоритмами зависит от исходных предметных знаний и умений, а также от мыслительных навыков, необходимых для проведения логически последовательных действий, и ряда других факторов.
Основными свойствами алгоритма являются:
1. Определенность (простота и однозначность операций). Простейшие операции следует расположить в строгой, однозначно предписываемой последовательности.
2. Массовость (возможность применения алгоритма к большому количеству различных заданий)
3. Результативность (обязательное подведение к ответу). Она означает, что алгоритм направлен на получение искомого результата. Если исходные данные определены и однозначны, то получается точный результат.
4. Дискретность (разделение алгоритма на последовательность элементарных «шагов»).
Обучение алгоритмам можно производить по-разному. Можно, например, давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений. Но можно и так организовать учебный процесс, чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися. Этот способ, наиболее ценный в дидактическом отношении, требует, однако, больших затрат времени.
Обучающий момент начинается с так называемого «логического урока», во время которого на простых примерах школьников подводят к пониманию отношений, лежащих в основе распознавания тех или иных грамматических явлений в английском языке. Детям раскрывается суть нового грамматического явления. В начале дается правило, в котором объясняются принципы выполнения соответствующих грамматических операций. Затем происходит автоматизация операций, которая обеспечивается в процессе выполнения коммуникативно-окрашенных тренировочных упражнений.
Алгоритмы можно представить в виде схемы или словесной записи.
Схема алгоритма — это его графическое наглядное представление. Алгоритмы бывают двух типов: арифметические и логические. В первом случае предписывается выполнить ряд последовательных работ в одном направлении до получения результата. Логические - предполагают ветвление, допускающее альтернативное решение (или условие, или ответ).
Алгоритмы с широким охватом правил можно назвать обобщающими. Они обобщают серию однородных правил. Основное преимущество обобщающих алгоритмов состоит в том, что они помогают с самого начала изучения материала формировать правильные и полные обобщения, учат школьников тому, как наиболее экономно и правильно находить ответ при решении учебно-познавательных задач. Эффективность использования обобщающих алгоритмов в значительной степени определяется их простотой и доступностью, уровнем сходства всех способов описания моделей в общей цепочке: правило - алгоритм - схема устного рассуждения - образцы устного рассуждения - графическая фиксация умственных действий. Важно, чтобы в составлении алгоритма участвовал весь класс, чтобы дети запомнили построенную модель применения правила.
Обучение использованию алгоритмов проходит в 3 этапа.
1.Подготовительный этап - подготовка базы для работы с новым материалом, актуализация навыков, на которых основано применение алгоритма, формирование нового навыка. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению всех элементарных операций алгоритма. Время, отведенное на эту работу, зависит от уровня подготовленности учащихся. Без этого этапа упражнения по алгоритму могут привести к закреплению ошибок.
2.Основной этап:
а) начинается с момента объяснения правила. Класс должен активно участвовать в составлении и записи алгоритма. Учитель проводит беседу, в результате которой на доске появляется запись алгоритма. Она облегчает понимание и усвоение алгоритма;
б) далее по схеме разбираются 2-3 примера;
в) раздаются карточки с алгоритмами или работа ведется по общей таблице.
Содержание перечитывается одним учеником. Затем выполняются тренировочные упражнения (сначала -коллективно, затем - самостоятельно). Необходима жесткая фиксация умственных действий (например, в форме таблицы).
г) развернутое комментирование (карточки закрываются);
д) дети стараются не использовать карточки и комментарии (но при необходимости пользуются).
Тренировочный материал на этом этапе: упражнения учебника, специально подобранные слова и тексты, запись под диктовку и самостоятельно из учебника (словосочетания, предложения или выборочные слова).
3. Этап сокращения операций.
На этом этапе происходит процесс автоматизации навыка: некоторые операции совершаются параллельно, некоторые - интуитивным путем, без напряжения памяти. Процесс свертывания происходит неодновременно и разными путями у разных учащихся. Своевременному свертыванию алгоритма способствуют сокращенные комментарии и образцы. Комментарии эффективны тогда, когда скрывают в себе стройную логическую систему, когда они связаны между собой общими признаками и имеют определенную последовательность.
Грамматическое моделирование используется в качестве приема для формирования у учащихся ориентировочной основы грамматических действий. Моделирование является наиболее естественной формой обучения обобщенным грамматическим действиям. При этом реализуются все 3 функции модели:
а) обобщающая ( она выступает как обобщенный образ большого количества фраз одинаковой структуры, но с разным лексическим наполнением);
б) планирующая ( с опорой на модели ребенок самостоятельно может конструировать фразы и даже целые высказывания, предусматривающие употребление фраз, имеющих различную структуру );
в) контролирующая ( если допускается ошибка, то ученик может самостоятельно с опорой на модель найти ошибку и устранить ее );
В качестве компонентов модели используются знакомые детям геометрические фигуры – квадрат, треугольник и круг с разными дополнительными элементами, а также некоторые «живые» сказочные герои. В целом модель иллюстрирует морфолого-семантические связи на уровне предложения. Каждый из компонентов модели предложения обозначает целую синтагму, например, круг со стрелками может передавать следующие словосочетания, обозначающие время: on Sunday, in the morning, every day, in winter, at 5 o’clock, at all. Компоненты модели могут использоваться как в составе модели фразы, так и изолированно. Таким образом, учитель представляет учащимся модели, организует тренировочную работу с опорой на эти модели, в процессе которой формируемое грамматическое действие автоматизируется и используется для решения коммуникативных задач путем многократного повторения грамматических действий в подготовительных и речевых упражнениях.
Для улучшения усвоения модели алгоритма существуют специальные приемы:
1) выполнить дома упражнения по алгоритму и постараться запомнить последовательность операций;
2) письмо с использованием алгоритма без схемы, одному из учащихся можно предложить задавать альтернативные вопросы, а другому - отвечать на них;
Для формирования умения составлять алгоритмы детей нужно научить:
- находить общий способ действия;
- выделять основные, элементарные действия, из которых состоит данное;
- планировать последовательность выделенных действий;
- правильно записать алгоритм.
Основными моментами в работе с опорой на алгоритмы:
Под алгоритмом обычно понимают точное, общепонятное предписание определенной последовательности интеллектуальных операций (действий), необходимых и достаточных для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу. Такое логическое построение, которое вскрывает содержание и структуру мыслительной деятельности ученика и служит практическим руководством для выработки навыков или формирования понятий.
Применение алгоритмов в обучении дает возможность учителю строже управлять действиями учеников и, следовательно, эффективнее достигать результатов, но при определенных условиях: успех работы учеников с алгоритмами зависит от исходных предметных знаний и умений, а также от мыслительных навыков, необходимых для проведения логически последовательных действий, и ряда других факторов.
Основными свойствами алгоритма являются:
1. Определенность (простота и однозначность операций). Простейшие операции следует расположить в строгой, однозначно предписываемой последовательности.
2. Массовость (возможность применения алгоритма к большому количеству различных заданий)
3. Результативность (обязательное подведение к ответу). Она означает, что алгоритм направлен на получение искомого результата. Если исходные данные определены и однозначны, то получается точный результат.
4. Дискретность (разделение алгоритма на последовательность элементарных «шагов»).
Обучение алгоритмам можно производить по-разному. Можно, например, давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений. Но можно и так организовать учебный процесс, чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися. Этот способ, наиболее ценный в дидактическом отношении, требует, однако, больших затрат времени.
Обучающий момент начинается с так называемого «логического урока», во время которого на простых примерах школьников подводят к пониманию отношений, лежащих в основе распознавания тех или иных грамматических явлений в английском языке. Детям раскрывается суть нового грамматического явления. В начале дается правило, в котором объясняются принципы выполнения соответствующих грамматических операций. Затем происходит автоматизация операций, которая обеспечивается в процессе выполнения коммуникативно-окрашенных тренировочных упражнений.
Алгоритмы можно представить в виде схемы или словесной записи.
Схема алгоритма — это его графическое наглядное представление. Алгоритмы бывают двух типов: арифметические и логические. В первом случае предписывается выполнить ряд последовательных работ в одном направлении до получения результата. Логические - предполагают ветвление, допускающее альтернативное решение (или условие, или ответ).
Алгоритмы с широким охватом правил можно назвать обобщающими. Они обобщают серию однородных правил. Основное преимущество обобщающих алгоритмов состоит в том, что они помогают с самого начала изучения материала формировать правильные и полные обобщения, учат школьников тому, как наиболее экономно и правильно находить ответ при решении учебно-познавательных задач. Эффективность использования обобщающих алгоритмов в значительной степени определяется их простотой и доступностью, уровнем сходства всех способов описания моделей в общей цепочке: правило - алгоритм - схема устного рассуждения - образцы устного рассуждения - графическая фиксация умственных действий. Важно, чтобы в составлении алгоритма участвовал весь класс, чтобы дети запомнили построенную модель применения правила.
Обучение использованию алгоритмов проходит в 3 этапа.
1.Подготовительный этап - подготовка базы для работы с новым материалом, актуализация навыков, на которых основано применение алгоритма, формирование нового навыка. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению всех элементарных операций алгоритма. Время, отведенное на эту работу, зависит от уровня подготовленности учащихся. Без этого этапа упражнения по алгоритму могут привести к закреплению ошибок.
2.Основной этап:
а) начинается с момента объяснения правила. Класс должен активно участвовать в составлении и записи алгоритма. Учитель проводит беседу, в результате которой на доске появляется запись алгоритма. Она облегчает понимание и усвоение алгоритма;
б) далее по схеме разбираются 2-3 примера;
в) раздаются карточки с алгоритмами или работа ведется по общей таблице.
Содержание перечитывается одним учеником. Затем выполняются тренировочные упражнения (сначала -коллективно, затем - самостоятельно). Необходима жесткая фиксация умственных действий (например, в форме таблицы).
г) развернутое комментирование (карточки закрываются);
д) дети стараются не использовать карточки и комментарии (но при необходимости пользуются).
Тренировочный материал на этом этапе: упражнения учебника, специально подобранные слова и тексты, запись под диктовку и самостоятельно из учебника (словосочетания, предложения или выборочные слова).
3. Этап сокращения операций.
На этом этапе происходит процесс автоматизации навыка: некоторые операции совершаются параллельно, некоторые - интуитивным путем, без напряжения памяти. Процесс свертывания происходит неодновременно и разными путями у разных учащихся. Своевременному свертыванию алгоритма способствуют сокращенные комментарии и образцы. Комментарии эффективны тогда, когда скрывают в себе стройную логическую систему, когда они связаны между собой общими признаками и имеют определенную последовательность.
Грамматическое моделирование используется в качестве приема для формирования у учащихся ориентировочной основы грамматических действий. Моделирование является наиболее естественной формой обучения обобщенным грамматическим действиям. При этом реализуются все 3 функции модели:
а) обобщающая ( она выступает как обобщенный образ большого количества фраз одинаковой структуры, но с разным лексическим наполнением);
б) планирующая ( с опорой на модели ребенок самостоятельно может конструировать фразы и даже целые высказывания, предусматривающие употребление фраз, имеющих различную структуру );
в) контролирующая ( если допускается ошибка, то ученик может самостоятельно с опорой на модель найти ошибку и устранить ее );
В качестве компонентов модели используются знакомые детям геометрические фигуры – квадрат, треугольник и круг с разными дополнительными элементами, а также некоторые «живые» сказочные герои. В целом модель иллюстрирует морфолого-семантические связи на уровне предложения. Каждый из компонентов модели предложения обозначает целую синтагму, например, круг со стрелками может передавать следующие словосочетания, обозначающие время: on Sunday, in the morning, every day, in winter, at 5 o’clock, at all. Компоненты модели могут использоваться как в составе модели фразы, так и изолированно. Таким образом, учитель представляет учащимся модели, организует тренировочную работу с опорой на эти модели, в процессе которой формируемое грамматическое действие автоматизируется и используется для решения коммуникативных задач путем многократного повторения грамматических действий в подготовительных и речевых упражнениях.
Для улучшения усвоения модели алгоритма существуют специальные приемы:
1) выполнить дома упражнения по алгоритму и постараться запомнить последовательность операций;
2) письмо с использованием алгоритма без схемы, одному из учащихся можно предложить задавать альтернативные вопросы, а другому - отвечать на них;
Для формирования умения составлять алгоритмы детей нужно научить:
- находить общий способ действия;
- выделять основные, элементарные действия, из которых состоит данное;
- планировать последовательность выделенных действий;
- правильно записать алгоритм.
- Подготовительные упражнения, создающие базу для успешной работы с алгоритмами; подведение учеников к пониманию алгоритма, его структуры и техники применения; тренировка в пооперационном применении алгоритма;
- Самостоятельная работа учащихся по применению алгоритма;
- Рекомендации и упражнения, способствующие сокращению алгоритма вплоть до одного опорного слова.
Обучение алгоритмам можно производить по-разному. Можно, например, давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений.
Примеры использования готовых алгоритмов на уроках английского языка:
1. Работа по теме “Страны и национальности”.
Учащимся предлагают вспомнить названия стран. По предложному алгоритму строятся предложения с обозначением национальности проживающих в той или иной стране.
Алгоритм : IF I am from Russia THEN I am RussianУчитель начинает предложение с указанием страны, ученики заканчивают предложение с указанием национальности.
Предлагаются страны: Russia, England, Scotland, Spain, Japan, China, America, …
Цель работы – закрепление сравнительных аналогий в звучании названий стран и национальности.
Эта работа предполагает фронтальную форму организации познавательной деятельности учащихся.
Итак, одним из компонентов информационной культуры выступает алгоритмическое мышление, основным инструментом которого является процесс алгоритмизации - создания алгоритмов. Применение алгоритмов способствуют умственному развитию и формированию логического мышления школьников.