Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Применение кинезиологических упражнений
с целью повышения умственной работоспособности
и оптимизации интеллектуальных процессов
в старшем школьном возрасте

Сильченко Анастасия Владимировна,
у
читель истории и обществознания ГБОУ школа № 217
Красносельского района Санкт-Петербурга
 
Аннотация: в данной статье представлены теоретические основания и проходящая апробацию программа оптимизации интеллектуальных процессов с помощью кинезиологических методов. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Ее использование в школе в качестве здоровьесберегающих технологий позволяет совершенствовать свойства процессов нервной системы, гармонизацию межполушарного взаимодействия, добиться снижения уровня школьного стресса.
Ключевые слова: кинезиология, умственная работоспособность, интеллектуальные процессы, гимнастика мозга.
Модернизация российского образования и переход школы на новое содержание образования обуславливают увеличение объёма учебной нагрузки и возрастание сложности учебной информации. При том, что «доля одаренных школьников не более 6%, а с высокими учебными возможностями – 15%» [1]. Педиатры с тревогой констатируют, что нарастание требований к обучающимся приводит к увеличению количества детей, страдающих дидиактогенными неврозами и психоастенией.
Что подводит к актуальной проблеме современной школы – сохранение и укрепление здоровья школьников в образовательном процессе, создание условий, гарантирующих сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Для профилактики школьного стресса у детей целесообразно расширять варианты и возможности применяемых здоровьесберегающих методов обучения, приемов преодоления колебаний работоспособности и предупреждения утомления в процессе обучения.
В отечественной науке работы П.К. Анохина, В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, И.М. Сеченова, М.М. Кольцовой и др. доказали влияние движений рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
В современной отечественной психологии применением кинезиологических программ с целью коррекции, развития и формирования высших психических функций, а также в дифференцированном обучении детей с различной организацией мозга занимается А.Л. Сиротюк (2001, 2003, 2009).
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения [2]. По А.Л. Сиротюк, посредством применения подобных упражнений в школьном обучении можно добиться снижения уровня школьного стресса и положительных структурных изменений в организме обучающихся. Использование методов кинезиологии позволяет совершенствовать регулирующую и координирующую роль нервной системы, осуществлять на более высоком уровне свойства нервных процессов (сила, равновесие, подвижность и пластичность) [2].
Истоки данного научного подхода связаны с хиропрактикой конца XIX века и идеей о том, что человек – это сложная взаимосвязанная самовосстанавливающаяся система, состоящая из экологии, психологии и структуры.
Современная кинезиология имеет несколько ответвлений, для данного исследования интерес представляет направление «Образовательная кинезиология», переживающая сейчас в России второе рождение. Ее приемы позволяют влиять на развитие межполушарного взаимодействия и большинства психических процессов.
Это теория и практика о том, как научиться любому новому делу легко и радостно через двигательную активность. «Движение – дверь в обучение» – девиз автора метода американского психолога и доктора наук в области образования Пола Деннисона. Задача Образовательной кинезиологии – возвратить человеку его природные естественные ресурсы путем снятия стрессовых зажимов в теле и создания баланса между мышлением, эмоциями и телом, что и обеспечивает возможность позитивного и радостного обучения, спонтанности и творчества [4].
Для достижения таких результатов прибегают к упражнениям Гимнастики Мозга (Brain Gym), а также к специальным техникам, названным балансами. Упражнения делятся на три группы, каждая из которых отвечает за активацию определенных участков тела и мозга.
Использование данных методик в старшем подростковом возрасте необходимо для быстрого врабатывания, устойчивой интеллектуальной работоспособности, наращивания стрессоустойчивости и возможностей саморегуляции, гармонизации межполушарных связей.
Была выдвинута гипотеза исследования: при использовании коррекционно-развивающих воздействий с набором кинезиологических упражнений будет наблюдаться положительная динамика умственной работоспособности и оптимизация интеллектуальных процессов обучаемых подросткового возраста.
Констатирующие этапы эксперимента обеспечиваются следующим психологическим инструментарием: методикой «Интеллектуальная лабильность» В.Т. Козловой и «Интеллектуальная лабильность» С.Н. Костроминой в модификации Г.В. Резапкиной. Критерием для сравнения будут являться уровень интеллектуальной лабильности и количество допущенных ошибок. Эффективность апробируемой программы может быть доказана установлением статистически достоверных различий с помощью U-критерия Манна-Уитни.
Программа психолого-педагогического эксперимента предполагает проведение набора кинезиологических упражнений ежедневно в течение четырех недель в середине учебного дня перед 4 уроком (15 минут).
Выявлены особенности конструирования кинезиологических упражнений, функционально ориентированных на развитие умственной работоспособности и оптимизацию интеллектуальных процессов, и составлен следующий комплекс.
Упражнение «Колечко»: поочередно, с возрастанием скорости перебирать пальцами обеих рук, последовательно соединяя указательный, средний, безымянный и мизинец с большим пальцем, затем в обратном порядке. По мере привыкания к данному типу движения необходимо подключить синхронное выполнение обеими руками [3].
Упражнение «Замок»: для выполнения следует скрестить вытянутые вперед руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть к себе. Выполнять упражнения только теми пальцами, которые укажет инструктор [2].
Упражнение «Кнопки мозга»: при любом исходном положении одна рука массирует углубления под ключицами, другая лежит на пупке, позволяя сосредоточить внимание на центре тяжести [4].
Последними идут дыхательные упражнения в двух вариантах: первое – вдох, пауза, выдох, пауза, дополненное визуализацией, которую укажет инструктор, второе – последовательное дыхание только через одну ноздрю, для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, для закрытия левой – мизинец [4].
Выбор кинезиологических упражнений зависит от целей, которых человек хочет добиться, кинезиология своими приемами иметь возможность воздействия на различные участки мозга. Описанный выше комплекс упражнений развивает межполушарное взаимодействие, синхронность восприятия, готовит мозг к восприятию сенсорной информации, настраивает его на работу, способствует решению рациональных задач. Кроме того, обеспечивает уменьшение уровня стресса, способствует релаксации и повышает самоконтроль. Данный набор упражнений поможет обучающимся легче справляться с текущими задачами и чувствовать себя спокойнее и увереннее в целом. Учиться легко и с удовольствием – фундаментальный принцип образовательной кинезиологии [4].
Психологическое и физиологическое сопровождение учебного процесса в части профилактики перегрузок и стресса школьников является насущной задачей. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в педагогической деятельности сотрудников учебных учреждений с целью оптимизации учебного процесса, повышения уровня сопротивляемости школьному стрессу, расширения ресурсов здоровьесберегающих технологий.
У данного направления серьезный потенциал, что требует популяризации во всех (не только детских) возрастах. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в активном состоянии, мы не позволяем стариться всему телу [3].
 
Список используемой литературы:
  1. Жулин, Н.В. Проблемы здоровья современных школьников / Н.В. Жулин, Е.А. Калюжный, Ю.Г. Кузмичев и др. // Научный журнал «NovaInfo.Ru». Биологические науки. – 2014. – №25-1 [Электронный ресурс] – http://novainfo.ru/ (дата обращения: 20.04.22).
  2. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 288 с.
  3. Сиротюк, А.Л. Коррекция обучения и развития школьников / А.Л. Сиротюк. – М., ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР СФЕРА, 2001. – 41 с.
  4. Образовательная кинезиология [Электронный ресурс], – http://creativekinesiology.ru.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»