Применение информационных технологий
в реализации внеурочной деятельности
Кожевникова Марина Александровна
Внеурочная деятельность – важная составляющая образовательного процесса современной школы. Внеурочная деятельность с использованием информационных технологий обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.Применение информационных технологий на всех этапах реализации внеурочной деятельности повышает эффективность организации занятости обучающихся во второй половине дня.
Этапы реализации внеурочной деятельности, где актуально применять информационные технологии:
- Изучение запроса всех участников образовательного процесса: школьники, родители, образовательное учреждение, государство.
- Составление учебного плана, расписания внеурочной деятельности.
- Реализация программ внеурочной деятельности.
- Информационное взаимодействие с обучающимися, родителями, коллегами.
- Отслеживание результативности по программам внеурочной деятельности.
1. Анкетирование родителей на сайте образовательного учреждения о необходимых направлениях и курсах внеурочной деятельности.
2. Своевременное ознакомление с изменениями запроса государственной власти на интернет ресурсах: Официальный сайт Минобрнауки России, Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам", Российский общеобразовательный портал, Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, Комитет по образованию Санкт-Петербурга
3. Анализ полученных результатов, построение диаграмм с помощью персональных вычислительных машин с дальнейшим представлением из на педагогических советах, родительских собраниях, для публикации на сайте учреждения в разделе Самообследование.
Информационные технологии позволяют очень быстро провести мониторинг запроса всех участников образовательного процесса, что помогает в процессе выбора кружков и секций для конкретного образовательного учреждения.
Применение информационных технологий при написании учебного плана и расписания внеурочной деятельности.
1.Использование сетевого программно-технологического комплекса "ПараГраф: Учебное заведение XXI".
2.Использование электронных систем составления расписания, где учитываются все санитарно-эпидемиологические нормы занятий и отдыха обучающихся всех возрастов и категорий.
Применение информационных технологий для создания образовательной среды на занятиях во внеурочной деятельности:
- работа с информационными источниками, включая интернет ресурсы
- Тренажеры устного счета «Учись умножать». Программа предназначена для обучения таблице умножения.
- Тренажер устного счета «Арифметика»- тренажер устного счета для 5 класса.
- Тренажер устного счета «Метеоритная атака»- предназначен для 2-7 классов. Позволяет в увлекательной форме отрабатывать навыки устного счета, превращая утомительную работу в увлекательную игру.
- Тренажер «Деление дробей»- содержит серию тренажеров на отработку навыков деления обыкновенных дробей и смешанных чисел.
- Программа «Ассистент 2»- программа предназначена для проведения тестирования в двух режимах - контроль знаний и тренажер.
- Координатная плоскость. Программа «Кумир», Программа «Рисуем по координатам»
- Графическое исследование функций: FNGrapf - предназначена для построения и исследования функций; 3D Grapher – программа для построения графиков.
- Алгебра. Электронный учебник «Алгебра не для отличников», электронный учебник-справочник «Алгебра» (7-11 классы).
- Открытая математика. «Планиметрия 1.0»- электронный учебник по планиметрии, который включает краткое изложение теории, а также вопросы, задачи, тренажеры.
- Геометрия. «Свободная плоскость. СвоП 2.0» - предназначена для построения геометрических чертежей и их детального анализа.
- Программа «Живая геометрия» - предназначена для начального обучения построения чертежей.
- Программа «3D SecBuilder»- предназначена для построения пространственных фигур.
- Программа «Functor» - предназначена для построения изображений поверхностей второго порядка.
- Advanced Grapher – графическое решение уравнений.
- обработка полученных в ходе исследования статистических данных (составления графиков, схем и диаграмм);
- наглядное представление результатов работы (подготовка компьютерных презентаций).
1. Использование локальной школьной сети для взаимодействия педагогов.
2. Систематическое обновление школьного сайта.
3. Работа с родителями на дистанционной площадке.
4. Технологияпланирования – Google календарь. Очень удобный и наглядный вариант планирования мероприятий (конкурсов, фестивалей, олимпиад, игр, соревнований). Данная технология работает с мотивационной сферой развития ребенка.
Применение информационных технологий на этапе отслеживания результативности работы по программам внеурочной деятельности
1. Подготовка и демонстрация презентаций о результатах реализации программ внеурочной деятельности
2. Представления презентаций школьников
3. Информированиеродителей на дистанционной площадке о результатах, достигнутых школьниками на занятиях внеурочной деятельности. Открытость и прозрачность процесса работы детей на занятиях превращает родителей в помощников и союзников единого дела. Когда родители видят не только результат деятельности, но и видят сам процесс работы, знают, что работа будет доведена до конца, они всегда спешат помочь своему ребенку, поддерживают его.
Введение и широкое использование информационных технологий в образовании является необходимой тенденцией современного времени, и вопрос: «Вводить или не вводить информационные технологии в образовательные учреждения?» давно решен положительно.
Использование информационных технологий в учебном процессе в том числе и во внеурочной деятельности, позволяет изменить характер учебно-познавательной деятельности учеников, активизировать самостоятельную работу учеников с различными электронными средствами учебного назначения. Наиболее эффективно применение мультимедиа в процессе овладения учениками первичными знаниями, а также отработки навыков и умений.
Таким образом, применение информационных технологий на всех этапах реализации внеурочной деятельности, освобождает время учителя, педагога ответственного за внеурочную деятельность в школе, которые выполняют много рутинной работы, позволяет им больше внимания уделять индивидуальным работам с учащимися, творчески подходить к учебно-воспитательному процессу.