Использование приемов и методов ТРКМ
для подготовки обучающихся к аттестации
Крылова Инна Александровна,
Автономная некоммерческая образовательная организация
«Центр дополнительного профессионального образования
«АНЭКС», методист
Автономная некоммерческая образовательная организация
«Центр дополнительного профессионального образования
«АНЭКС», методист
Одной из задач, стоящих перед педагогами общеобразовательной школы, является следующая: как помочь обучающимся запоминать сложный и объемный материал? И особенно актуально это в период подготовки к ГИА. Есть ли способы, помогающие справиться с этой проблемой?
Из своего опыта работы в образовательных учреждениях могу с уверенностью сказать, что данную задачу иногда можно решить при помощи приемов и методов технологии развития критического мышления (ТРКМ).
Чем же критическое мышление отличается от любого другого?
Критическое мышление (КМ) – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
КМ – это мышление свободное, независимое, рефлексивное, оценочное, аналитическое. Исходя из этого, ТРКМ может развивать следующие качества ученика:
Из своего опыта работы в образовательных учреждениях могу с уверенностью сказать, что данную задачу иногда можно решить при помощи приемов и методов технологии развития критического мышления (ТРКМ).
Чем же критическое мышление отличается от любого другого?
Критическое мышление (КМ) – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
КМ – это мышление свободное, независимое, рефлексивное, оценочное, аналитическое. Исходя из этого, ТРКМ может развивать следующие качества ученика:
- готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);
- гибкость (восприятие идей других);
- настойчивость (достижение цели);
- готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
- осознание (отслеживание хода рассуждений);
- поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).
- структура урока включает три фазы: вызов, осмысление и рефлексия:
- содержание урока включает большое разнообразие эффективных стратегий, направленных на формирование у учащихся критического мышления.
И если первая особенность обычно не вызывает затруднений у педагогов при использовании ТРКМ, то количество интересных методов и приемов может сыграть «злую шутку» с учителем и привести к незапланированным последствиям их применения. Я рекомендую придерживаться следующих правил:
- «Много – не есть хорошо».
- Использовать методы и приемы в соответствии с возрастом учеников.
- Использовать каждый приём осмысленно.
- Согласовывать используемые приёмы между собой.
- Использовать приёмы графического представления информации.
- После каждого приема проводить обсуждение (подведение итога).
- Для эффективной реализации целей урока тщательно продумывать стратегии для каждой стадии урока (вызов, осмысление содержания, рефлексия).
- Вводить новые стратегии обучения постепенно, предлагая сначала работу в парах или малых группах. И только после отработки нескольких приемов, предлагать обучающимся использовать какой-либо метод или прием в самостоятельной работе.
- Соблюдать принцип: учитель-координатор, а не источник знаний
- Количество используемых приёмов должны быть разумным (не более трёх на уроке или занятии).
- Тонкие и толстые вопросы;
- Фишбоун;
- Кластер.
Выбраны они не случайно – эти приемы позволяют легче готовиться к итоговой аттестации, когда необходимо повторить и структурировать большой объем информации.
1. Первый прием – основа основ: «ТОЛСТЫЕ и ТОНКИЕ ВОПРОСЫ».
Этот прием довольно простой. Составляется таблица из двух колонок:
Левая колонка — толстые вопросы, ответы на которые должны быть развернутыми, подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными. Например, «Какие факторы повлияли на появление таблицы Менделеева?»
Правая колонка — тонкие вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими. Например, «Какой ваш любимый учебный предмет?»
Прием используется в следующих обучающих ситуациях:
Для моделирования диалогов взаимоопросного характера. Учащиеся задают друг другу по 2-3 тонких и толстых вопроса по изучаемой теме, предварительно записав их в таблицу.
При анонсе новой темы сформулированные обучающимися вопросы могут дать учителю представление об имеющихся у них знаниях и помочь сориентироваться при объяснении нового материала.
Если детям дать задание уже после прохождения темы, то можно выяснить, какие толстые и тонкие вопросы остались без ответов, что поможет педагогу понять, насколько хорошо тема изучена и требует ли более тщательной проработки.
Левая колонка — толстые вопросы, ответы на которые должны быть развернутыми, подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными. Например, «Какие факторы повлияли на появление таблицы Менделеева?»
Правая колонка — тонкие вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими. Например, «Какой ваш любимый учебный предмет?»
Прием используется в следующих обучающих ситуациях:
Для моделирования диалогов взаимоопросного характера. Учащиеся задают друг другу по 2-3 тонких и толстых вопроса по изучаемой теме, предварительно записав их в таблицу.
При анонсе новой темы сформулированные обучающимися вопросы могут дать учителю представление об имеющихся у них знаниях и помочь сориентироваться при объяснении нового материала.
Если детям дать задание уже после прохождения темы, то можно выяснить, какие толстые и тонкие вопросы остались без ответов, что поможет педагогу понять, насколько хорошо тема изучена и требует ли более тщательной проработки.
Умение задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует уделять больше внимания в процессе обучения. Человек, умеющий задавать вопросы, будет лучше ориентироваться в окружающем пространстве.
2. Прием «ФИШБОУН» или «РЫБИЙ СКЕЛЕТ»
Основа приема – схематическое изображение рыбьего скелета. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.
3. Прием КЛАСТЕР
Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении в виде своеобразной схемы.
В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям «второго уровня». Понятия второго уровня соединяются с понятиями третьего уровня и т.д. Главное – не увлечься! Кластер не должен быть очень большим, иначе работать с ним будет сложно.
Прием используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока). Он отлично подходит для любой стадии урока.
Эффективность использования технологии критического мышления:
В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям «второго уровня». Понятия второго уровня соединяются с понятиями третьего уровня и т.д. Главное – не увлечься! Кластер не должен быть очень большим, иначе работать с ним будет сложно.
Прием используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока). Он отлично подходит для любой стадии урока.
ТРКМ обучает учеников умению самостоятельной обработки информации, формирует самостоятельность мышления;
развивает коммуникативные навыки, умение вести диалог, способность работать в коллективе;
заложенный в ТРКМ прием взаимообучения позволяет научиться самому, обучая других. Это поднимает у них самооценку и заставляет поверить в свои силы.
КМ развивает способность учащихся к самообразованию. Рефлексивный анализ проблем, который осваивают учащиеся, является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, формулирования гипотез и планов решений, формирования критериев оценки полученных результатов.
развивает коммуникативные навыки, умение вести диалог, способность работать в коллективе;
заложенный в ТРКМ прием взаимообучения позволяет научиться самому, обучая других. Это поднимает у них самооценку и заставляет поверить в свои силы.
КМ развивает способность учащихся к самообразованию. Рефлексивный анализ проблем, который осваивают учащиеся, является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, формулирования гипотез и планов решений, формирования критериев оценки полученных результатов.