Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Доклад

Совместная деятельность как способ
формирования коммуникативных навыков у учащихся

Хлынова Полина Валентиновна,
учитель ГБОУ Школа-Интернат № 22
Невского района Санкт-Петербурга

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать,
внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать
говорить, когда нечего больше сказать.
Иоганн Каспар Лафатер
«Сто правил физиогномики»
 «Развивающемуся обществу, — подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».  
Образование, таким образом, должно стать важнейшим, конкурентоспособным институтом социализации подрастающего поколения.
Быстрорастущее взаимодействие социума в рамках современного общества, стимулируемое развитием инновационных технологий, в императивном порядке вносит свои стандарты и требования, которым должен соответствовать человек, желающий комфортно чувствовать себя в рамках данного социума.
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Задача современной системы образования заключается в формировании универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Таким образом, основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно-компетентной личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью ориентирует на результаты образования, одним из которых является «овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой».
Компетентность (Competens – лат., подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) - способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида;  
Отсюда и возникает необходимость в формировании коммуникативной компетентности как в способности (готовности) получать в диалоге необходимую информацию, формировать, представлять и в риторическом поле отстаивать свою точку зрения в диалоге с признанием разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других представителей социума.
Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие контакт с другими людьми для общения и поддержания оптимальных отношений.
Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Основу формирования коммуникативной компетентности составляет опыт человеческого общения. Для формирования коммуникативных навыков необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения. Система взаимодействия должна вызывать необходимость общения и потребность в общении. Учиться общению, общаясь, – вот основная характеристика коммуникативности. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса.
 Для этого в современной практике преподавания эффективно применяются различные варианты обучения, которые способствуют привлечению учащихся в интерактивную совместную деятельность на уроках. Совместная деятельность в обучении присуща обучению по определению.
Как следует из определения, процесс обучения – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на получение учащимися определенного социального опыта. Концепция совместной деятельности находит свое отражение также и в понятии «метода обучения» как способа совместной деятельности учащихся и учителя, направленного на достижения целей образовательного процесса.
В определениях подчёркивается наличие совместной деятельности учителя и учащихся, абсолютно необходимой в силу двустороннего характера процесса обучения. Но в этих определениях никак не обозначается необходимость совместной деятельности учащихся друг с другом. 
Если же рассматривать понятие «совместной деятельности» структурно, то непосредственно можно выделить следующие основные элементы:
  • общая цель как идеально представленный будущий результат, которого стремится достигнуть группа совместно работающих людей (коллективный субъект);
  • общий мотив, побуждающий людей работать вместе;
  • совместные действия, которые обеспечиваются строгим согласованием и чётким распределением индивидуальных действий;
  • общий результат как совокупность индивидуальных вкладов каждого.
Структура совместной деятельности складывается, функционирует и развивается через взаимодействие между отдельными её участниками. Без взаимодействия нет и совместной деятельности. Оптимальным типом взаимодействия в совместной деятельности является сотрудничество.
Основным вектором в идее обучения в сотрудничестве является создание условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Если объединить учащихся, различающихся по уровню обученности и дать им одно общее задание, определив роль каждого ученика совместной деятельности, то учащиеся оказываются в условиях, когда они отвечают за результат не только своей части работы, но и всей группы.
В этой ситуации осуществляется взаимоконтроль, консультирование и обучение слабых учащихся их товарищами, более глубокое осмысление материала сильными. 
Сотрудничество позволяет добиваться наилучших результатов в совместной деятельности учащихся. Парадокс, равно как и особенность данной концепции обучения заключается в действенности данной концепции относительно большинства возможных возрастных групп обучаемых.
Обучение в сотрудничестве (collaborative learningрассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам (в том числе при взаимодействии учащихся с умственной отсталостью). Оно является непременной составляющей инновационных педагогических систем и технологий:
  • творческие мастерские (А. Бассис, А.А. Окунев)
  • теория решения изобретательских задач – ТРИЗ (Г.С. Альтшулер, И.Л.Викентьев)
  • развитие критического мышления, (Дж. Л. Стилл, К.С. Мередит и др.)
  • проектное обучение (В.Х. Кильпатрик)
  • блочно – модульное обучение (М.А. Чошанов, П.А. Юцявичене)
  • адаптивная система обучения (А.С. Границкая)
  • коллективный способ обучения (В.К.Дьяченко).
Разные варианты обучения в сотрудничестве способны решать несколько разных задач обучения, совокупность же разнообразных подходов с четким определением дидактической роли каждого из них позволяет добиваться действительно высоких результатов. 
Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Здесь важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений.
Учащиеся учатся вместе работать, учиться, творить, быть готовыми придти друг другу на помощь. Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Он предусматривает совокупность некоторых приемов, объединенных общей логикой познавательной и организационной деятельности учащихся, которая позволяет реализовать основополагающие принципы данного метода.
При обучении в сотрудничестве решаются следующие задачи:
  • Учащийся гораздо лучше учится, если он умеет устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива;
  • От умения общаться с другими членами коллектива зависит и умение учащихся грамотно и логически писать;
  • В процессе социальных контактов между учащимися создается учебное сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности.
Обучение в сотрудничестве – это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде. При этом четко видно две процессуальные стороны обучения в сотрудничестве:
  • общение учащихся друг с другом в составе ученического коллектива;
  • собственно процесс обучения.
Следует особо отметить следующие виды обучения в сотрудничестве:
1. Student Team Learning (STL, обучение в команде). STL уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. 
Разработано четыре варианта STL (работы в команде):
Два из них могут использоваться применительно к любому школьному предмету и любой ступени обучения:
  • совместная деятельность в малых группах (предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек.)
Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.
  • деятельность в командах на основе игры, турнира
Разновидностью такой организации групповой деятельности является командно-игровая деятельность. Учитель объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования ориентировки, предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами.
 
Другие два варианта в большей мере предназначены для конкретного предмета и конкретного возраста учащихся:
  • индивидуализация обучения в командах. 
Учащиеся получают индивидуальное задание по результатам проведенного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе, выполняя свою работу
  • обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению. 
Предназначено для начальной школы. Работа может быть организована по-разному. В группе из четырех человек ученики разбиваются на пары. Пока учитель работает с одними парами чтецов, другие самостоятельно читают друг другу; составляют план пересказа, излагают прочитанное и т.д.
2. Обучение в сотрудничестве под девизом «Учимся вместе» (Learning Together) как один из вариантов обучения в сотрудничестве был разработан в университете Минессота в 1987 г.
Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы по 3–5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате интерактивной деятельности учащихся происходит усвоение материала в полном объеме. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания: отслеживания правильности выполнения заданий партнерами, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, а также культуры общения внутри группы.
Таким образом, учитель контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу.
Основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам, общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Совместная деятельность наиболее эффективна тогда, когда учебный материал соединяет известное ученикам с неизвестным. Это побуждает детей к взаимодействию друг с другом: обращению за помощью, обсуждению возникшей догадки.
Исходя из всего вышеизложенного, следует отметить, что умение работать в сотрудничестве приобретается постепенно, и должно стать одной из стратегических целей учителя.
Для того, чтобы сотрудничество учащихся способствовало эффективному решению педагогических задач, необходимо соблюдать следующие требования:
  • учить приемам делового сотрудничества;
  • развивать положительное отношение к совместной деятельности на уроках;
  • подбирать детей в группу с учетом их учебных возможностей и психологических особенностей;
  • обеспечить активность каждого ученика при работе в группе;
  • учитывать особенности содержания учебного материала и степень его усвоения учениками.
  • обеспечить усложнение деятельности учащихся в группах путем постепенного усложнения учебного материала, а также повышения степени самостоятельности учеников при выполнении учебных заданий в группах, что обеспечивает передачу все большего числа функций (таких как постановка цели, планирование работы, контроль, оценка процесса и результатов работы) от учителя работающим совместно детям.
Именно соблюдение этих требований приближает учащихся к самостоятельным формам обучения, овладение которыми может характеризовать учащегося как субъекта учебной деятельности.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»