Мемы в современной школе
Тараканова Дарья Владимировна
Что такое мем?
Наверное, сейчас практически нет людей, которые не слышали слово «мем». «Мем» - это в большинстве случаев некая картинка или фраза, основанная на какой-либо ситуации, свойстве или эмоциях человека. На сегодняшний день мем является единицей культурной информации. Отсюда вытекает вопрос: следует ли современному учителю включить «мем» в свою педагогическую копилку?
В трехгодичном проекте «Портрет учителя в зеркале портрета ученика» Исследователи Санкт-Петербургского университета выяснили какими профессиональными навыками, по мнению школьников, должен обладать учитель: уметь убеждать и понятно объяснять материал — так ответили 91 % опрошенных, обладать чувством юмора - 66 %, справедливо относиться ко всем ученикам тоже 66 %. Отсюда можно сделать вывод: чувство юмора располагает детей к учителю, а «мем» помогает раскрыть эту черту.
Существуют различные способы применения мемов на уроках.
Я выделила 3 способа
Мотивационно-целевой этап
Многие учащиеся «сидят» в соц. сетях ежедневно, а соответственно ежедневно встречаются с понятием «мем». Для них это привычно и интересно. Соответственно на уроках мемы можно использовать на этапе мотивации, как «яркое пятно».
Безусловно, среди обычных уроков, даже с интересной задачей, занятие, начинающееся с мема, ученик выделит. Это привлечет внимание как отличников, готовых выполнить любое задание учителя, так и учеников, сидящих за последними партами, которые вместо уроков с удовольствием посмотрели бы сейчас мемы в Интернете.
Этап актуализации знаний или этап первичного закрепления
После того, как мы привлекли внимание мемом, необходимо научить детей с ним работать, т.е. научить добывать из него информацию, разбирать как, откуда и почему он появился.
В качестве творческого задания
Несмотря на то, что дети регулярно просматривают множество мемов, далеко не все из них сами хоть раз пробовали создать мем или просто задумывались, кто их делает. Поэтому на уроке или во время внеурочной деятельности можно предложить ученикам создать свой мем, на основе пройденного материала. Безусловно, задания по созданию мемов развивают творческий потенциал детей.
Я, как учитель математики, понимаю, что дети часто ассоциируют мой предмет со скучными числами и непонятно откуда взявшимися буквами, поэтому я считаю, что математика должна сочетаться с творческим процессом и даже помогать школьникам социализироваться. Ведь самостоятельно придуманная шутка, выложенная в интернете – это один из способов, которым современные подростки общаются друг с другом.
С другой стороны, на мем наложены отпечатки современного пользовательского Интернета.
Думаю, не для кого не секрет, что в Интернете люди могут писать что хотят и как хотят. Соответственно часто можно встретить картинки с искаженной орфографией и отсутствием знаков препинания. Это происходит не только из-за неграмотности автора, но и из-за следования новым тенденция. Т.е. намеренное искажение правил русского языка становится модным среди пользователей Интернета, не говоря уже о нецензурной лексике.
Также в неумелых руках мем может стать источником дезинформации пользователей или серьезных споров с оскорблениями участников. Для этого нужно формировать у школьников критическое мышление. Они не должны принимать на веру информацию из непроверенных источников, даже если это мем, даже если он составлен твоим одноклассником.
Остается последний вопрос к применению мемов в современном образовательном процессе: «Мем – это просто или примитивно? И где находится грань между тем, что «просто» и тем, что «примитивно»?
Ведь изначально в процессе обучения мы от простого переходим к сложному, но используя мемы как современный прием, не переходим ли мы через тонкую грань примитивного изложения?
Я считаю, что эту грань каждый выбирает сам и делает это интуитивно.
Как говорил «Учитель года России»-1994 Михаил Нянковский: «На хорошем уроке должно быть весело. Впрочем, везде следует избегать фанатизма, иначе урок превратится сначала в фарс, а потом в трагедию».