Личностно-ориентированные технологии
Кудрявцева Елена Олеговна,
преподаватель высшей категории
СПБ ГБ ПОУ «Экономический колледж»,
Санкт-Петербург
АННОТАЦИЯпреподаватель высшей категории
СПБ ГБ ПОУ «Экономический колледж»,
Санкт-Петербург
В статье рассматриваются функционирование личностно ориентированной технологии в воспитании, основные принципы функционирования личностно ориентированных технологий воспитания в современном образовании.
Ключевые слова: личностно-ориентированные технологии, гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества , технологии свободного воспитания.
Прежде чем подробно остановиться на личностно-ориентированных технологиях обучения, попробуем разобраться с понятием технология вообще и технологическими вариантами в образовательном процессе.
«Технология» в широком смысле этого слова - наука о мастерстве. techno - искусство, мастерство logos - наука, закон.
Технология обучения – это:
- совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации;
- наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических и информационных средств;
- совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве (толковый словарь).
Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения, содержание обучения, средства педагогического воздействия, организация учебного процесса, обучаемый, педагог, результат деятельности.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция студента в образовательном процессе, отношение к студенту со стороны преподавателя.
Здесь выделяются несколько типов технологий:
- авторитарные технологии;
- дидактоцентрические технологии;
- личностно-ориентированные технологии, в рамках которых самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.
Личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие студента как субъекта деятельности.
Использование данных технологий требует от участников образовательного процесса создания ряда условий, а именно:
- разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;
- организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр;
- учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими студентами.
С целью внедрения личностно-центрированного подхода к занятию, учитываются следующие особенности:
- оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных – радость, досада, весѐлость и др.; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);
- поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приѐма смещения мотива на цель;
- выявление субъектного опыта студентов по предложенной теме; подача нового материала с учѐтом психолого-педагогической характеристики группы;
- использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала;
- построение деятельности каждого студента с учѐтом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога и общие рекомендации нейропсихофизиологов;
- отказ от фронтальной работы как основной формы проведения занятия и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы;
- гендерный аспект в организации различных форм работы на занятии, в подборе методов и приѐмов учебно-воспитательного процесса;
- использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, позволяющего студенту развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме задания, характеру его выполнения;
- обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого студента в ходе занятия, широкое применение самооценки и взаимооценки;
- создание условий для формирования у каждого студента высокой самооценки, уверенности в своих силах;
- проведение с обучаемыми рефлексии занятия (что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить или, наоборот, повторить).
Какие же существуют личностно-центрированные технологии?
1) Исследовательская (проблемно-поисковая). Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели «обучение через открытие.
2) Коммуникативная (дискуссионная). Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
3) Имитационного моделирования (игровая). Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
4) Психологическая (самоопределенческая). Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности.
5) Деятельностная. Характерной чертой этой технологии является способность студента проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
6) Рефлексивная. Особенностью этой технологии является осознание студентом деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал он при этом.
Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно-ориентированного подхода, рассмотрим обучение в сотрудничестве.
Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м гг. XX столетия. Но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 1970-е гг. Обучение в сотрудничестве является важным элементом прагматического подхода к образованию в философии Джона Дьюи. Первые описания этого метода появились в печати в конце 1970-х - начале 1980-х годов в разных странах мира (Великобритания, Канада, Западная Германия, Австралия, Нидерланды, Япония, Израиль и др.). Но основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов из университета Джона Хопкинса (Р. Славин, 1990), университета Миннесота (Роджерс Джонсон и Дэвид Джонсон, 1987) и группой Дж. Аронсона (1978, Калифорния), а также группой Шломо Шаран из Тель-Авивского университета, Израиль (1988). Идеологии обучения в сотрудничестве в Северной Америке, с одной стороны, в Израиле и Европе - с другой, несколько отличаются. Вместе с тем, их объединяют общие принципы и подходы. В Америке обучение в сотрудничестве в большей мере нацелено на формирование определенных навыков, умений, усвоение понятий, академических знаний, предусмотренных программой. В Израиле и в Европе такое обучение в большей мере ассоциируется с проектной деятельностью на уроках, с организацией дискуссий. Этот подход в большей мере, чем американский, базируется на методе проектов, предложенном Джоном Дьюи. Справедливости ради следует сказать, что оба варианта этого метода, как
бы их авторы ни старались найти существенные отличия друг от друга, весьма успешно дополняют друг друга и на самом деле служат прекрасной подготовкой к собственно проектной деятельности учащихся.
Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный подход. Разные варианты обучения в сотрудничестве способны решать несколько разные задачи обучения, совокупность же разнообразных подходов с четким определением дидактической роли каждого из них позволяет добиваться действительно высоких результатов. Следует отметить, что целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Студенты учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь.
Student Team Learning или обучение в команде. Этот вариант метода обучения в сотрудничестве был разработан в Университете Джона Хопкинса. Большинство вариантов метода обучения в сотрудничестве, так или иначе, используют идеологию этого варианта. Метод обучения в команде уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащими изучению.
Таким образом, задача каждого студента состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый студент. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.
Вкратце обучение в команде сводится к трем основным принципам:
а) «награды» команда/группа получает одну на всех в виде бальной оценки/отметки, какого-то поощрения, сертификата, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение;
б) индивидуальная (персональная) ответственность каждого студента означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой,
приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены преподавателем любому студенту отдельно, вне группы;
в) равные возможности каждого студента в достижении успеха означают, что каждый студент приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает равные возможности продвинутым, средним и отстающим студентам в получении очков для своей команды. Стараясь улучшить результаты предыдущего опроса, теста, зачета, экзамена (и улучшая их), и средний, и слабый студент могут принести своей команде равное количество баллов, что позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную «планку». Поощрение успеха, достигнутого по отношению к результатам, ранее полученным студентом, оказывается значительнее эффективнее, чем поощрение учащихся в сравнении друг с другом, поскольку в этом случае учащиеся понимают, что стоит стремиться к улучшению собственных результатов для блага всей группы.
Список литературы:
1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе – Ростов н / Д: Феникс, 2016. – С. 78-85
2.Лукьянова М. И., Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока //Завуч. Управление современной школой. - 2006.- № 2.- С. 5–9.
3. Якиманская И. С. Основы личностно ориентированного образования. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011- С.