Использование здоровьесберегающих технологий
для развития моторной координации учащихся
с нарушением опорно-двигательного аппарата
Деньяк Алексей Васильевич
Одной из проблем развития моторной координации учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата является создание адекватных условий образования и профессионального самоопределения в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В течение длительного времени проблемы обучения и реабилитации учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) остаются достаточно актуальными. О чём говорят многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов (Е.Ф. Архипова, Л.О. Бадалян, С.А. Бортфельд, Т.А. Власова, М.В. Ипполитова, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, К.А. Семёнова, Л.М. Шипицына, Финке Аннете).Многие годы основным направлением реабилитации детей с НОДА являлся медицинский подход. Однако в последнее время актуальным является использование здоровьесберегающих технологий для реабилитации учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. Современные здоровьесберегающие технологий, используемые в системе коррекционного школьного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
- Приобщение учащихся к двигательной активности, к физической культуре
- Использование инновационных форм коррекционно-оздоровительной работы.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: укрепление, сохранение здоровья учащихся с НОДА и формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни с использованием полученных знаний в повседневной жизни.
У многих учащихся с НОДА наряду с плохой координацией движений наблюдаются гиперкинезы - чрезмерная двигательная активность в форме чрезмерной силы или амплитуды движений, мышечные подергивания, снижена двигательная активность. Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с НОДА нуждаются в повышении двигательной активности. Поэтому особое внимание в школе № 657 уделяется физкультурным и оздоровительным занятиям. В систематическую работу по повышению двигательной активности были введены ежедневные физкультурно-оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика, тематические физкультурные занятия, занятия на свежем воздухе, подвижные игры на перемене, спортивные праздники, декады здоровья.
Обучение учащихся с НОДА на занятиях, построенных в игровой форме, с музыкальным сопровождением позволяют сделать их интересными, разнообразными, что способствует повышению детского интереса к физической культуре, а физические упражнения, с четким подбором средств и методов, являются мощным фактором коррекции и компенсации недостатков в физическом и психическом развитии учащихся с НОДА. Правильно подобранная методика коррекции двигательных нарушений и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки их к жизни.
Для развития моторной координации учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата на уроках АФК мною реализуются следующие здоровье-сберегающие технологии:
- Статокинетическая коррекция
- Музыкальное воздействие
- Игровой массаж
- Суставная гимнастика
- Цигун-терапия
- Игровой тренинг
Статокинетическая коррекция строится с учётом правильно построенной методики, организационных форм занятий, с соблюдением правильной дозировки. Очень важно подготовить организм, разогреть мышцы, суставы, прежде чем подойти к предстоящей нагрузке, чтобы предотвратить травматизм на занятии. Структура процесса обучения строится с учётом индивидуальных особенностей занимающихся.
В упражнениях присутствует статодинамическая коррекция, где участвуют упражнения статической и динамической направленности. Например: ходьба с удержанием рук в стороны ладонями вверх, вниз, парящая ласточка в небе, бег с остановками, бег спиной вперёд, упражнение «золотой петух на одной ноге», упражнения с преодолением собственного веса тела, упражнения заимствованные из восточных единоборств. Статокинетическая коррекция способствуют укреплению суставно-связочного аппарата, развитию межмышечной координации, развивает моторную ловкость, восприятие собственного тела в пространстве и всё это приводит к раскрытию двигательных возможностей организма.
Обязательным требованием при выполнении коррекционно-развивающих упражнений является правильная дозировка и соблюдение команд учителя. Они могут быть в виде звукового сигнала: счёт по хлопку, свисток, музыкальное воспроизведение. Всё это привлекает детей, что даёт эмоциональную окраску занятиям.
Технологии музыкального воздействия используются в качестве вспомогательного средства для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Занятия с элементами игры в бадминтон, футбол, хоккей на полу, пионербол последовательно чередуются с музыкальным фоном, что дает возможность расширения сферы двигательных действий с мячом в соответствии с сохранными и нарушенными двигательными функциями детей с НОДА, а также поддержания интереса к двигательной деятельности эффектом новизны.
Для массажа использую: деревянные палки, мячи-ёжики. Выполняем массаж спины, ног, стоп, рук, пальцев рук, носа, ушей. Каждый массаж сопровождается стихотворными строками, которые создают положительный эмоциональный настрой, что повышает оздоровительный эффект. Это такие массажи как: «Буратино», «Строим дом», «Поиграем с ушками», «Поиграем с носиком», «Чебурашка». Используя массаж, мы знакомимся с каждой частью тела.
Самым главным в развитии моторной координации учащихся с НОДА является использование упражнений суставной гимнастики. Она представляет собой комплекс упражнений, направленных на разработку всех мышц и суставов опорно-двигательного аппарата. Эти упражнения тренируют мышцы, укрепляет суставы, увеличивают двигательные возможности учащихся, что приводит к согласованности двигательных действий. При выполнении комплекса упражнений суставной гимнастики включаются в работу все суставы, мышцы и сухожилия организма. Упражнения выполняются сверху вниз, вначале дается нагрузка суставам и мышцам шеи, за тем, по очереди прорабатываются все остальные суставы. Завершается суставная гимнастика выполнением упражнений для стоп. В суставной гимнастике много внимания уделяется упражнениям для коленей и позвоночника. Кроме тренирующего воздействия, она имеет и важный психологический эффект, способствует повышению жизненного тонуса, улучшая настроение детей, даёт им уверенность в себе и воспитывает в них силу воли. Как показал мой практический опыт работы, регулярные занятия суставной гимнастикой дают возможность учащимся с нарушением опорно-двигательного аппарата активизировать работу суставов и позвоночника, укрепить костно-мышечный корсет.
Одно из ведущих здоровьесберегающих технологии используемых на моих занятиях несёт широкое применение цигун-терапия. Цигун древнекитайская уникальная и универсальная система. Цигун поможет укрепить мышцы и кости, быстро восстановить здоровье и силы.
Это одна из лучших систем, которая позволяет человеку содержать в чистоте ум, мысли, дела и поддерживать хорошее здоровье.
Упражнения отличаются выразительностью, гармоничностью, плавностью и слитностью движений, чему способствует поточный метод их выполнения без рывков в более или менее замедленном темпе в зависимости от конкретной структуры упражнений.
На первом этапе обучения непрерывность движений при малой их скорости лишь приближает их к статическим напряжениям, затем приводит к динамике движения, что способствует увеличению подвижности в суставах.
Своеобразие исходных положений, постоянное изменение пространственных характеристик и взаимосвязи элементов движений развивают навыки оптимального управления устойчивым равновесием, улучшая гибкость, ловкость.
Цигун-терапия учит концентрировать внимание, умение управлять телом, оказывает релаксационное воздействие на организм, развивает творческие способности, несёт все предпосылки для развития двигательной и умственной активности детей.
Эффективным методом комплексного развития физических качеств, координационных способностей, эмоционально-волевой и психической сферы людей с ограниченными возможностями здоровья выступает игровой метод. Игра как забава, развлечение свойственна людям во все возрастные периоды жизни, она удовлетворяет естественные потребности человека. Она служит способом самовыражения
Естественно, что в группах с разными видами нарушений содержание игровой деятельности неодинаково и лимитировано моторной мобильностью, двигательным опытом, физическими возможностями, возрастом.
Несомненным остается тот факт, что, используя эмоциональную основу игры, можно успешно решать коррекционно-развивающие задачи, о чем свидетельствуют многочисленные публикации, научные исследования, программы физического воспитания, концепции оздоровления данной категории детей и подростков.
Я считаю, что применение здоровьесберегающих технологий на занятиях физического воспитания учащихся с нарушением интеллекта должны быть, прежде всего, направлены на развитие и активизацию моторной координации, суставно-связочного аппарата, на расширение их кругозора и воспитание потребности в культуре здоровья, что в итоге формирует стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Список использованной литературы:
- Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. – М.: Советский спорт, 2000
- «Здоровье детей - здоровье нации». Сборник материалов научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2008 г.
- Здоровье-сберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/сост. Крылова Н.И. – Волгоград. Учитель, 2009.
- Курамшин. Ю.Ф. Теория и методика физической культуры – М.: Советский спорт, 2004. – 464с
- Шапкова. Л.В. «Частные методики Адаптивной физической культуры»: Учебное пособие. - М: Советский спорт, 2004. – 464 с.
- Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СПб.: Издательство «Союз», 2004. – 336с.
- Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников – СПб. ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2010.
- М.А. Якубович, О.В Преснова. Коррекция двигательных и речевых нарушении Учебное пособие – М.: Гуманитар.изд.центр Владос, 2006 – 287с
- М.А. Якубович, О.В. Преснова. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания: Учебное пособие.- М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2006 – 287с.