Использование возможностей традиционного обучения в дистанционном обучении
Селицкая Наталья Николаевна
Пути развития системы образования тесно связаны с тенденциями современного этапа общественного развития.
Современный ребенок является активным и для своего возраста компетентным участником многих социальных сетей. Но к его учебной деятельности они отношения не имеют. В результате за многие годы обучения у него формируется устойчивое представление, что сетевая логика не применима к образовательной деятельности [6].
Современная школа готовит детей к жизни в обществе, которое еще не существует. Меняются и представления о том, чему надо учить: ключевые компетенции, которые будут необходимы для успехов в XXI веке, выглядят уже по другому. Новое общество требует критического мышления, умения решать проблемы. Предполагается сетевое сотрудничество, гибкость и адаптивность, возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям. Кроме этого требуется инициативность, эффективная устная и письменная коммуникация, умение работать с информацией, при чем не только с точки зрения поиска информации, но и с точки зрения ее анализа и отсечения ненужного, четкого понимания того, какя информация является достоверной [1].
Широкое применение компьютерных технологий расширяет возможности образования. Интернет открывает доступ к неограниченным объемам дополнительной информации [6].
За десятилетия, прошедшие от появления персональных компьютеров и первых Интернет подключений в российских школах, государством была проделана большая работа по информатизации образования.
С 2001 г.информатизация образования осуществляется на программно – целевой основе. Принимается Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды». В 2005-2008 гг. в России реализован проект «Информатизация системы образования». Его важнейшим результатом стало создание информационной среды школы как целостной инфраструктуры, интегрированной с информационными средами других школ, службами методической поддержки образования, информационными системами управления. К 2010 г. Все школы России были подключены к Интернету. В 2010-2018 гг. был осуществлен ряд проектов по дальнейшей информатизации: введение электронных дневников и электронного документооборота в школе, создание электронных учебников, парталов и сайтов системы образования. Значительным шагом на пути к полной информатизации образования стала реализация положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован не только печатными, но и электронными учебниками и учебными пособиями [6].
Информационные сети становятся единицами образовательной деятельности. Сетевая деятельность требует быстрого установления необходимого порядка, гибкости мышления и поведения, непрерывного новаторства, эффективного управления временем [6].
На сегодняшний день современное образовательное пространство немыслимо без использования современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения, поэтому интеграция дистанционного и традиционного обучения становится наиболее актуальной в современном образовании. Образовательное пространство предполагает создание богатой и разнообразной информационной и инструментальной среды, которая открывает учащимся возможность познавать мир всеми органами чувств, включаться в самостоятельную исследовательскую, проектную деятельность, творчески самовыражаться, овладевать необходимыми навыками работы с различными источниками информации [3].
Глубокая интеграция цифровых и педагогических технологий способна произвести революцию в образовании. Принципиально расширится его содержание, качественно изменяться формы и методы организации учебного процесса, характер педагогических отношений, существенно возрастет мотивация к образованию и профессиональной педагогической деятельности, повысится социально – экономический статус педагога [6].
Несомненным является факт, что дистанционное обучение развивается, и требуется немало усилий как для совершенствования самих технологий дистанционного формата познания, так и для осмысления психологических особенностей его организации.
Слабым звеном, в анализе влияния технологии дистанционного обучения на результативность образовательного процесса и интеграции его в в традиционное обучение, в частности, является превалирующий на практике формальный подход оценивания, выраженный в механическом учете количества технических ресурсов и дидактических материалов нового поколения, используемых при обучении [7].
В качестве факторов, помогающих осваивать дистанционные образовательные технологии можно выделить: собственный интерес к технологиям и желание, хорошее владение ИКТ, внешнее подкрепление [8].
К факторам, мешающим педагогам осваивать дистанционные образовательные технологии и внедрять их элементы в традиционное обучение можно отнести: дефицит времени, нехватка опыта и навыков в освоении дистанционных образовательных технологий, недостаточность или отсутствие технических возможностей и технического сопровождения процесса освоения и использования ДОТ, неготовность обучающихся к такому формату обучения. Многие из указанных факторов, при этом, могут быть охарактеризованы как организационные [8].
Благодаря современным информационно – коммуникационным технологиям все составляющие учебного процесса могут быть перенесены в электронную среду [2].
Внедрение технологий цифровой экономики в образование требует реорганизации образовательного процесса, во многом основанном на использовании информационных технологий, а, следовательно, радикальных изменений и в разработке индивидуальных образовательных траекторий, и в методике преподавания, и в системе проверки качества знаний [2].
Современное традиционное образование не возможно без применения современных дистанционных образовательных технологий [4].
Таким образом, информационное общество является реальностью сегодняшнего дня. Увеличение и рост информационного потока, ускорение развития общественно – экономических процессов требуют изменений в ценностно смысловых ориентациях педагога.
Источники литературы:
Современный ребенок является активным и для своего возраста компетентным участником многих социальных сетей. Но к его учебной деятельности они отношения не имеют. В результате за многие годы обучения у него формируется устойчивое представление, что сетевая логика не применима к образовательной деятельности [6].
Современная школа готовит детей к жизни в обществе, которое еще не существует. Меняются и представления о том, чему надо учить: ключевые компетенции, которые будут необходимы для успехов в XXI веке, выглядят уже по другому. Новое общество требует критического мышления, умения решать проблемы. Предполагается сетевое сотрудничество, гибкость и адаптивность, возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям. Кроме этого требуется инициативность, эффективная устная и письменная коммуникация, умение работать с информацией, при чем не только с точки зрения поиска информации, но и с точки зрения ее анализа и отсечения ненужного, четкого понимания того, какя информация является достоверной [1].
Широкое применение компьютерных технологий расширяет возможности образования. Интернет открывает доступ к неограниченным объемам дополнительной информации [6].
За десятилетия, прошедшие от появления персональных компьютеров и первых Интернет подключений в российских школах, государством была проделана большая работа по информатизации образования.
С 2001 г.информатизация образования осуществляется на программно – целевой основе. Принимается Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды». В 2005-2008 гг. в России реализован проект «Информатизация системы образования». Его важнейшим результатом стало создание информационной среды школы как целостной инфраструктуры, интегрированной с информационными средами других школ, службами методической поддержки образования, информационными системами управления. К 2010 г. Все школы России были подключены к Интернету. В 2010-2018 гг. был осуществлен ряд проектов по дальнейшей информатизации: введение электронных дневников и электронного документооборота в школе, создание электронных учебников, парталов и сайтов системы образования. Значительным шагом на пути к полной информатизации образования стала реализация положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован не только печатными, но и электронными учебниками и учебными пособиями [6].
Информационные сети становятся единицами образовательной деятельности. Сетевая деятельность требует быстрого установления необходимого порядка, гибкости мышления и поведения, непрерывного новаторства, эффективного управления временем [6].
На сегодняшний день современное образовательное пространство немыслимо без использования современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения, поэтому интеграция дистанционного и традиционного обучения становится наиболее актуальной в современном образовании. Образовательное пространство предполагает создание богатой и разнообразной информационной и инструментальной среды, которая открывает учащимся возможность познавать мир всеми органами чувств, включаться в самостоятельную исследовательскую, проектную деятельность, творчески самовыражаться, овладевать необходимыми навыками работы с различными источниками информации [3].
Глубокая интеграция цифровых и педагогических технологий способна произвести революцию в образовании. Принципиально расширится его содержание, качественно изменяться формы и методы организации учебного процесса, характер педагогических отношений, существенно возрастет мотивация к образованию и профессиональной педагогической деятельности, повысится социально – экономический статус педагога [6].
Несомненным является факт, что дистанционное обучение развивается, и требуется немало усилий как для совершенствования самих технологий дистанционного формата познания, так и для осмысления психологических особенностей его организации.
Слабым звеном, в анализе влияния технологии дистанционного обучения на результативность образовательного процесса и интеграции его в в традиционное обучение, в частности, является превалирующий на практике формальный подход оценивания, выраженный в механическом учете количества технических ресурсов и дидактических материалов нового поколения, используемых при обучении [7].
В качестве факторов, помогающих осваивать дистанционные образовательные технологии можно выделить: собственный интерес к технологиям и желание, хорошее владение ИКТ, внешнее подкрепление [8].
К факторам, мешающим педагогам осваивать дистанционные образовательные технологии и внедрять их элементы в традиционное обучение можно отнести: дефицит времени, нехватка опыта и навыков в освоении дистанционных образовательных технологий, недостаточность или отсутствие технических возможностей и технического сопровождения процесса освоения и использования ДОТ, неготовность обучающихся к такому формату обучения. Многие из указанных факторов, при этом, могут быть охарактеризованы как организационные [8].
Благодаря современным информационно – коммуникационным технологиям все составляющие учебного процесса могут быть перенесены в электронную среду [2].
Внедрение технологий цифровой экономики в образование требует реорганизации образовательного процесса, во многом основанном на использовании информационных технологий, а, следовательно, радикальных изменений и в разработке индивидуальных образовательных траекторий, и в методике преподавания, и в системе проверки качества знаний [2].
Современное традиционное образование не возможно без применения современных дистанционных образовательных технологий [4].
Таким образом, информационное общество является реальностью сегодняшнего дня. Увеличение и рост информационного потока, ускорение развития общественно – экономических процессов требуют изменений в ценностно смысловых ориентациях педагога.
- Азарова Л.А., Белова С.Б., Феофанов О.И. Проект «Онлайн кейсы для цифровой компетентности и социальной жизни» //Дистанционное обучение: реалии и перспективы. Материалы всероссийской научно – практической конференции /Сост. Матросова И.Д., СПб.: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2019. – 119с. – с.26-27
- Антохина Ю.А., Варжапетян А.Г., Маркелова Н.В. «Некоторые аспекты цифровизации высшего образования» //Цифровое образование в Российской Федерации: состояние, проблемы и перспективы: матер. Междунар. форума. СПб., 28-31 октября 2019г. – СПб.: ГУАП, 2019. – 208 с. – с.5-8
- Безук К.Е., Киселева Н.В. Интеграция дистанционного и традиционного обучения в современной школе / Вестник Марийского государственного университета, 2010. – с.44-46
- Васильева Т.В., Викуленко А.Е. Принципы организации электронного обучения студентов – экономистов на примере РСЭО «SPIDER» //Цифровое образование в Российской Федерации: состояние, проблемы и перспективы: матер. Междунар. форума. СПб., 28-31 октября 2019г. – СПб.: ГУАП, 2019. – 208 с. – с.25-27
- Гнатышина Е.В. Формирование цифровой культуры будущего педагога [текст]: монография /Е.В. Гнатышина. – Челябинск: Изд-во Южно – Урал. гос. гуматин. – пед. ун-та, 2019. – 294с.
- Данилюк А.Я., Факторович А.А. Цифровое общее образование. – М.: Издательство «Авторская мастерская», 2019. – 229 с.
- Махмутова М.В. Интеграция традиционной и дистанционной технологий обучения в образовательной среде подготовки специалистов в университете /Электротехнические системы и комплексы, 2015 – №1 (26). - с.43-47
- Семенова Г.В. «Что мешает и что помогает современному педагогу использовать дистанционные образовательные технологии? //Дистанционное обучение: реалии и перспективы. Материалы всероссийской научно – практической конференции /Сост. Матросова И.Д., СПб.: ГБУ ДПО «СПбЦОКОиИТ», 2019. – 119с. – с.8-10