Компетентностный подход как способ
достижения нового качества образования
Логинова Алена Николаевна
В настоящий период времени наметилась тенденция к конкретизации целей школы, они стали выражаться более отчетливо, понятно, конкретно; задаваться задачами, которые должен решать выпускник школы.
Для выполнения задач стали появляться новые образовательные программы, сформированные для последовательности решения конкретных задач. Так, прагматический подход в образовании стал понемногу вытеснять «концептуально-целевой». Весьма быстро выяснилось, что авторы новых учебно-методических комплектов и потребители образовательных услуг не могут добиться согласия в том наборе учебных задач, которые должен уметь решать выпускник разных ступеней школы для того, чтобы иметь возможность стать успешным в жизни. В результате появились такие различные понятия как новое качество образования и компетентностный подход.
Новое качество образования это уровень соответствия школы как системы для решения целей и задач. Можно сказать, что качество образования обусловливаться тем, насколько его результат соответствует требованиям заказчика образовательной услуги.
В советский период школа выполняла заказ единого заказчика - государства. Сводился он к достижению выпускником установленного уровня обученности и выработки «классической советской привычки», которая хоть и изменяла свой облик от десятилетия к десятилетию, но все-таки была.
В настоящее время, следует заявлять о наличии большого количества запросов, на которые школа должна отвечать. Настоящими заказчиками школы стали ученик, его семья и государство. Для системы образования это значит, что образовательные учреждения должны с одной стороны, вести диалог со всеми потребителями образования, а с другой, - постоянно организовывать, освежать и увеличивать спектр образовательных услуг, качество и эффективность которых будет определять потребитель.
Общество переходит к новейшему периоду развития. Для школы это означает смену критериев успешности работы.
Следовательно, новое качество образования напрямую связано со сменой характера взаимоотношений между учебным заведением и учеником, родителями и государством. Таким образом, изменение образовательного процесса является значимым ресурсом для переориентации учебного заведения на работу в логике компетентностного подхода.
Компетентностный подход является одной из возможностей достижения нового качества образования. Такой подход даёт установку назначению образовательного процесса. Чтобы разобраться в нашей теме, нужно разобраться в понятиях «компетенция» и «компетентность».
Компетенция означает способность человека находить связи между знанием и истинной ситуацией, воплощать в действительность принятие решения в условиях неясности и разрабатывать последовательность действий по его реализации. Компетентность – это интегративная характеристика качеств человека, ориентированная на решение реальных задач, определяемых его должностью.
Компетентностный подход может быть рассмотрен как отклик на проблемы в системе образования, возникнувших в следствии противоречия между необходимостью обеспечить современное качество образования и неосуществимостью найти решение этой задачи традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению.
В нынешних условиях вырабатывание знаний не является основной целью образования. Знания, навыки и умения необходимы, но не достаточны для успеха в современной информационной среде. Для человека очень важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько умение использовать полученные знания и навыки для разрешения конкретных обстоятельств и проблем, возникающих в деятельности. При таком подходе знание является когнитивной основой человеческой компетенции.
Компетентностный подход в установлении целей и содержания образования не является абсолютно новым для российской школы. Ориентация на овладение умениями, способов деятельности была ведущей в работах таких отечественных педагогов как О.М. Атласова, Л.А. Башарина, Ю.В. Варданян и их последователей. Тем не менее, такая направленность не была определяющей, она почти не применялась при построении учебных программ и стандартов. Потому в наше время для осуществления компетентностного подхода необходима опора на интернациональный и отечественный опыт, с учетом нужной адаптации к традициям и потребностям Российской Федерации.
Компетентности определяются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием окружения, информации, общения и культуры. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательной и культурной ситуации, в которой ребенок живет и развивается.
Многие «учебные ситуации» лишь снаружи выглядят как коммуникативные, но на самом деле не являются таковыми и могут определяться как имитационные, т.к. не совершается «взаимодействия речевых субъектов». Ребенок зачастую не является субъектом собственного речевого действия, собственной коммуникативной стратегии.
Несомненно, коммуникативный опыт ребенка, не ограничивается, в том числе и в школе. Но если возникает вопрос о необходимости развития коммуникативной компетентности, значит не все благополучно в этой области, и несмотря на все благие цели и устремления, не происходит.
Введение компетентностного подхода напрямую связано с проблемами, которые нуждаются в дополнительной разработке.
Для начала, необходимо ответить на вопрос: в чем состоят плюсы и минусы этого подхода? Бесспорным плюсом является то, что внедрение компетентностного подхода в отечественную систему образования разрешит в высокой степени осуществить личностно ориентированный, деятельностный и практико-ориентированный подходы в образовательном процессе.
Вторая проблема состоит в недостаточно разработанном понятийном аппарате, что создаёт крупные трудности при определении перечня компетенций.
Третья проблема заключается в нахождении соотношения академического запаса знаний и компетентностей. Представление компетенции является более обширным, чем знание или навыки: компетенция содержит знания, навыки, обучение и жизненный опыт, ценности, интересы, которые самостоятельно осознаются учеником и используются им в конкретной ситуации. Совершенно очевидно, что в основе компетентности лежат те знания, которые способны употребляться в разных ситуациях. Итак, отвечая на вопрос о том, каково соотношение знаний и компетенций, мы можем заключить, что знания - это вершина компетенции, и улучшение образовательного процесса с учетом компетентностного подхода заключается в том, чтобы научить учеников использовать полученные знания. и навыки в конкретных практических ситуациях.
Четвертая проблема соединена с разработкой системы оценивания компетентности. Если компетентность - это способность апробировать приобретённые знания и умения, то как можно измерить эту способность, да еще в конкретной ситуации? Очевидно, разрабатывая систему оценивания, надлежит учитывать, что обследуется не компетентность как таковая, а лишь ее отдельные компоненты, лежащие в основе вырабатывания данной компетентности.
Пятая проблема - установление иерархии и состава компетенций: в определенном конкретном учебной дисциплине предлагались свои варианты компетенций, часто не согласованные даже по циклам близких между собой учебных курсов.
Шестая проблема, решение которой, скорее всего, будет осуществляться в дальнейшем будущем, состоит в необходимости формирования новейшего содержания и методики преподавания учебных предметов с учетом введения в образовательный процесс компетентностного подхода.
Таким образом, можно сделать вывод, что реализация компетентностного подхода тесно связана с рядом проблем, игнорирование которых может лишить его положительной ценности.
C начала первых дискуссий, которые сопровождали заимствование компетентностного подхода, прошло более пятнадцати лет, и на сегодняшний день можно подвести некоторые итоги, основываясь на накопленном за всё время опыте. Необходимо сказать, что образовательное общество в России все годы занималось введением компетентностного подхода в систему образования. В контексте новейшего образовательного дискурса были видоизменены почти все образовательные стандарты, а если учесть прилагающиеся к составляемым в соответствии Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) и учебными планами методические разработки, то в целом получается немалый объём работы. И - что важно в свете проблем экономической эффективности - выполняется высококвалифицированными исполнителями. Получили ли мы соответствующую отдачу от этой работы?
Зафиксируем, что принятие компетентностного подхода как некой новой парадигмы, не только не привело к некому видимому повышению, но как это не пародаксально, в ряде случаев сопровождалось их снижением. Другими словами, компетентностный подход как мировоззрением образования оказалось препятствием для самих компетенций и подлинной компетентности.
Любой учитель должен сам себе ответить на вопрос: Какой опыт получает каждый ученик на моих уроках? Без этого говорить о коммуникативной компетентности не имеет смысла.
Компетентностный подход обязан стать понятным и нужным любому учителю. Опора на учителей, которых объединяет любовь к своему преподавательскому делу и профессионализм абсолютно необходима на стадии апробации учебных материалов, выполненных в идеологии компетентностного подхода для достижения нового качества образования.
Список литературы
-
Гин, А.А. Приемы педагогической техники / А.А. Гин. – М. : Вита-Пресс, 2007. – 89 с.
-
Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя. – М. : Высшее образование сегодня, 2006. – 5 с.
-
Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации / В.Б. Кашкин. – Воронеж : Изд-во ВГТУ, 2001. – 12 с.
-
Нигматзянова, К.Х. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность» / К.Х. Нигматзянова. – М. : Высшее образование сегодня, 2016. – 30-35 с.
-
Нугуманова, Л.В. Компетентностный подход в профильном обучении / Л.В. Нугуманова. – М. : Педагогическое образование и наука, 2011. – 8-19 с
-
Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности: учеб. пособие / И.С. Сергеев. – С-Пб : СПб.: Питер, 2005. – 284 с.