Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Принципы и методы системы Л.В. Занкова в сфере
формирования коммуникативных навыков
у младших школьников

Яковлева Кристина Сергеевна
В развивающих системах обучения его содержание выступает средством развития личности ребёнка, следовательно, оно обязано соответствовать содержанию развития, отражать его. Содержание обучения задаёт определённый метод его усвоения.
Коренным образом изменяется содержание деятельности учителя в развивающем обучении. Тут основная задачка учителя - не "довести", "объяснить" и "показать" учащимся, а организовать кооперативный поиск решения появившейся перед ними задачки.
Развивающие технологии имеют особые способы, включающие детей в коллективный поиск: это создание проблемных ситуаций, способ коллизий, способ решения учебных задач, учебный диалог и т .д. С идеями развивающего обучения связывается возможность конфигураций в школе.
Усилия коллектива Л.В. Занкова были направлены на разработку системы обучения младших школьников, имеющей целью их общее психическое развитие, которое понимается как развитие ума, воли, чувств. [6]
Анализ произошедших в начальной школе конфигураций привел и к переосмыслению ценностей в дидактической базе системы Л.В. Занкова. Порядок значимости дидактических принципов и их значение для практики обучения смотрятся следующим образом:
- принцип осознания процесса учения;
- принцип систематической работы над развитием всех учащихся, в том числе и более слабых;
- принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
- принцип ведущей роли теоретических знаний;
- принцип быстрого темпа исследования нового материала.
Улучшение системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом общества, приводит к тому, что сейчас уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, принципиальное значение придается задачке научить школьников обучаться, а психологически это значит - научить их хотеть обучаться.
Это выдвигает на первый план принцип осознания процесса учения.
В современной школе многое делается для формирования у учащихся положительного дела к учению. Одно из общепринятых направлений -внедрение в учебной деятельности игровых способов обучения. Но тут часто происходит перекос, когда учеба заменяется игрой. Приходится признать, что при этом энтузиазм детей к учению не приобретает форму сознательного, активного познавательного процесса, который нужен для эффективного обучения в среднем звене.
Другой путь ориентирован на внедрение проблемно-развивающего обучения. Конкретно он помогает сделать принципиально принципиальный шаг к формированию мотивов учения и познавательных интересов как внутренней свойства самой учебной деятельности.
Главным принципом комплектования учащихся в школе является учет их возрастных особенностей. Но бессчетные психологические исследования проявили, что различия в психическом развитии у учащихся одного возраста бывают совсем значительны. Школьники, находящиеся в одинаковых условиях обучения, показывают разный уровень усвоения нового материала. В степени усвоения знании появляются обычные для учащихся, устойчивые особенности их психики. От этих особенностей зависит удачливость учебной деятельности, возможность решать проблемные ситуации, оперировать полученными знаниями в новейших условиях.
Для обеспечения удачливости обучения всех учащихся нужно учесть личные варианты развития. При этом принципиально держать в голове, что различия детей появляются не лишь в уровне их развития, но и в продуктивности учебного труда. Все аспекты различий учащихся выдвигают на первый план принцип систематической работы над развитием всех учащихся. Каждому ребенку предоставляется возможность на уровне его возможностей и личного опыта провести наблюдения, выделить общие признаки, произвести нужные деяния, завершить наблюдения практическими действиями.
Анализируя стандарты начального обучения, можно заметить, что достижение высокого уровня их выполнения нереально без формирования теоретического мышления. Конкретно поэтому в современных условиях развития системы нужно держать в голове о значении принципа ведущей роли теоретических знаний.
Сознательное усвоение знаний, их понимание постоянно значит включение нового материала в систему уже имеющихся знаний. Мысль может быть понята и усвоена лишь тогда, когда она входит в состав личного опыта ученика. Если мышление не достигло того уровня обобщения, который нужен для понимания нового материала, нужно конкретизировать этот материал так, чтоб требуемые связи были установлены на ранних этапах обучения.
Приобретение новейших знаний, выполнение новейших заданий строятся так, что возвращение к пройденному становится совсем нужным. Возвращаясь к пройденному, школьник в то же время делает значимый шаг вперед, ранее обретенные знания стают в другом виде. На каждом новом этапе обучения изученное понятие обогащается новым содержанием. Так на практике реализуется принцип быстрого темпа исследования нового материала. Данный принцип имеет не лишь количественную, но основным образом, качественную характеристику.
Далее, исходя из того, что уровень требований к выпускникам начальной школы возрос, нужно совсем осторожно отнестись к принципу обучения на высоком уровне трудности. Он создает условия для проявления личных возможностей детей, формирования на уроке доверительного общения. Смысл этого принципа базируется на учении Л.С. Выготского о зонах наиблежайшего развития. Этот принцип предугадывает, до этого всего, компанию таковой учебной деятельности коллектива на уроке, которая ведет к решению задачки, с которой каждый ученик в отдельности не может справиться. Мера трудности обязана понижаться в зависимости от возможностей каждого ученика либо класса в целом. Но вначале каждый обязан столкнуться с познавательной трудностью, которая вызывает активность поисковой деятельности. В этом и заключается суть развивающей программы Л.В. Занкова.
Совсем частенько учителя поверхностно оценивают содержание учебных предметов системы Л.В. Занкова, не замечая, что в программе заложены разные формы конкретизации, рассчитанные на разный уровень обобщенности и характер усваиваемых знаний. Но без той либо другой формы конкретизации не может быть полноценного усвоения знаний и связанного с ним развития абстрактно-теоретического мышления.
Система обучения, направленная на общее развитие детей, различается богатством содержания. В ней поставлена задачка - дать общую картину мира на базе достижений науки и искусства. Такое содержание обучения природосообразно, так как идет навстречу естественной духовной потребности младших школьников, их тяге к познанию мира.[5]
При разработке теории и практики развивающего обучения Л.В. Занков и его лаборатория опирались на целую систему фактов, полученных на базе проверки дидактической системы в разных педагогических условиях. Психологи считают, что в возрасте до 7-8 лет в растущем человеке складываются и появляются до 70% его личных свойств. Конкретно в этот период начального обучения раскрываются сущностные силы возрастающего человека, складывается ядро его личности. Отлично понятно, что все, что усваивает ребенок в этом возрасте, остается на всю жизнь.
Психология доказала, что обучение является ведущей предпосылкой психического развития. Л.В. Занков был против системы «формирования личности», которая предполагает какие-то насильственные деяния вопреки природе человека. Он ставил другую мишень - система обучения и воспитания обязана помочь раскрыться духовным силам, сделать благоприятные условия для их созревания и развития, а не против воли развертывать их.
Новая система обучения - это целостная, научно обоснованная система, все части которой взаимосвязаны.
Развитие достигается на базе реализации всею комплекса её частей, определяющих и образующих процесс обучения, - целей и задач обучения, вновь выдвинутых принципов, направленных на общее развитие школьников, богатства содержания и особенностей способов обучения, с помощью которых реализуются принципы, а также организационных форм, особой атмосферы обучения и учета его результативности.[1]
Регулирующую и направляющую роль в системе Л.В. Занкова имеют дидактические принципы:
1. Обучение на более высоком уровне трудности.
2. исследование материала более быстрым темпом.
3. Ведущая роль теоретических знаний.
4. Осознание процесса учения.
5. Работа над развитием всех учащихся.
Принцип более высокого уровня трудности в обучении предполагает преодоление школьниками проблем в процессе учебы, что вызывает у них духовный подъём, способствует развитию. Овладение знаниями без какого-либо напряжения делает процесс развития вялым и медленным. Но трудности обязаны быть доступны для преодоления их детьми в зоне наиблежайшего их развития. Если мера трудности не будет соблюдаться, тогда этот принцип из положительного фактора, воздействующего на развитие, преобразуется в отрицательный, вызывающий спад энтузиазма к учению.
Принцип прохождения материала более быстрым темпом противоборствует разжевыванию материала. Более быстрое продвижение в познании отвечает потребности детей -- их больше интересует узнавать новое, чем повторять уже знакомый материал. Процесс познания в новой системе строится так, что более быстрое продвижение вперед идет вместе с возвращением к пройденному. Исследование нового переслаивается повторением ранее изученного. При этом ранее изученное выступает в новейших связях и сопровождается открытием в нем новейших сторон и новейших граней.
Принцип ведущей роли теоретических знаний предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы.
Работа над освоением закономерностей продвигает школьников в их развитии.
Принцип осознания процесса учения обращен вовнутрь - на осознание учеником протекающего у него процесса сознания: что он до этого знал, а что нового еще ему раскрылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении.
Принцип работы над развитием всех учащихся, как мощных, так и слабых, подтверждает высшую гуманную направленность новой дидактической системы. Все дети, если у них нет патологических отклонений, могут продвигаться в собственном развитии. Сам же процесс развития идет то замедленно, то скачкообразно. Поэтому слабые и сильнейшие ученики обязаны обучаться совместно. А разделение учащихся по успеваемости, создание особых классов для слабых школьников Л. В. Занков считал противоречащим законам развития и самой природосообразности обучения. [1]
Принципиальным условием реализации дидактических принципов является создание особой, доверительной атмосферы обучения, которая устанавливается в классе меж учителем и учащимися, доброе, уважительное отношение детей друг к другу. В общении складываются и появляются чувства совести, чести, порядочности, благородства, доброты, уважения друг к другу. Учителю нужно обращать внимание на развитие этих чувств в повседневных поисках, упражнениях, помощи детей друг другу, сочувствии тому, кто оказался в тяжелом положении. Конкретно через дела, через переживания в процессе общения с ним матери, учительницы, товарищей человек в детстве созревает для полноценного общения с окружающим миром во взрослом возрасте.[4]
При выполнении всех вышеперечисленных условий, развивающая система обучения Занкова обещает дать незамедлительные результаты:  обучаясь по ней, младшие школьники приобретают коммуникативные навыки, привыкают правильно вести себя в социуме.
Программа по русскому языку для начальных классов
Курс начальной школы предполагает системное изучение знаний по русскому языку, начиная с букварного периода.
Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов.
Первый -"Русский язык как речевая деятельность", в котором раскрыты линии работы по развитию связной устной и письменной речи, формированию навыков чтения и письма.
При освоении устной и письменной речи основное внимание уделяется осознанию детьми средств устного и письменного общения, установлению общего и особенностей в различных речевых ситуациях. Основной способ освоения речи - самостоятельная речевая деятельность школьников в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.
Второй раздел составляют грамматическая система языка, правописание, орфоэпия - то, что придает речевой деятельности формальную правильность.
На дальнейших этапах обучения, в основной и старшей школе, не столько увеличивается объем материала, сколько изменяется степень глубины, сложности и многоаспектности его анализа.
Русский язык как речевая деятельность
История возникновения речи. Способы ее передачи и хранения. Речь устная и письменная; монологическая и диалогическая: разговорная, деловая, научная, художественная (общее ознакомление).
Устная речь
Понимание устной речи. Наблюдение взаимосвязи: цель - содержание -форма высказывания. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, вопрос, просьба, спор и проч. Речевые средства: мелодика, темп речи, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, мимика, жесты, движения.
Речевой этикет.
Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, восприятие противоположной точки зрения, высказывание, слушание. Ситуационные различия в произношении и интонировании высказывания, в использовании мимики, жестов.
Монолог. Связное высказывание на заданную тему по чтению, естествознанию, математике и проч. или спонтанные высказывания учеников на темы, обсуждаемые в связи с изучаемым материалом или личным внешкольным опытом детей; диалог (дискуссия, спор) - расширение опыта.
Придумывание ситуационных игр. Правильное использование слов, интонации, темпа речи, силы, тембра голоса, жестов, мимики. Чтение по ролям, драматизация.
Орфоэпические нормы речи (без введения понятия). Чистота произношения.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»