Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблема информационного взаимодействия в образовательном процессе

Орлова Наталия Викторовна,
ГБОУ СОШ 504

В век глобальной информатизации всех сфер жизни общества и жизнедеятельности человека. от него требуются особые формы взаимодействия, позволяющие ему эффективно функционировать в информационном пространстве. Необходимость формирования критического отношения к информации, системности ее использования, умения ориентироваться в ней – важнейшие задачи современного образования. В новых условиях обучающийся должен овладеть эффективными методами информационного взаимодействия, принимать ценностные установки на позитивные модели поведения. Школа должна подготовить выпускника к самостоятельному использованию источников информационного пространства, помочь осознать свои возможности, пути самопознания и самореализации в интеллектуальной деятельности, являющейся основой информационного взаимодействия.

Информационное взаимодействие подобно любому взаимодействию между объектами, в процессе которого один приобретает некоторую информацию, а другой ее не теряет. Следовательно, существует два общих свойства информации: она не может существовать вне взаимодействия объектов и не теряется ни одним из них в процессе этого взаимодействия.[1]
 По мнению Е.В Оспенниковой информационное взаимодействие учащегося с педагогической или естественной информационными средами является информационным обменом. Автор выделяет различные среды по источникам информации: если в естественной среде источниками выступают природа, современное научное знание и научная коммуникация, то в дидактической (предметной) информационной среде ими являются учебная коммуникация (занятия с учителем, в первую очередь) как основной источник, сам учитель, учебная книга, виртуальная информация, дидактически адаптированные реальные объекты и процессы. Е.В. Оспенникова считает, что цель дидактической среды – подготовить учащихся к самостоятельному информационному взаимодействию с естественной средой. Для этого необходимо сформировать у них механизм саморегуляции: потребностно-мотивационную сферу, самостоятельность в целеполагании и исполнении и самоконтроль. Автор указывает, что меняется традиционный подход к понятию «метод обучения». По мнению Е.В. Оспенниковой, «методы обучения – это методы информационного взаимодействия индивида с окружающей его метасредой, основным следствием которого выступает интеграция индивида в эту среду и формирование его личности в составе основных ее качеств: нравственности, интеллекта, воли, потребностей и мотивов, эмоциональной сферы и эстетических ориентиров». Автором подчеркивается, что главное в методе – деятельность самого индивида, которая может быть реализована без взаимодействия с учителем. В работе рассмотрены современные образовательные технологии с точки зрения взаимодействия с источниками информации. Так, к примеру, в проблемном обучении, где основное внимание уделено учебному исследованию, основной источник – комплекс дидактически адаптированных реальных объектов (процессов). В технологии коллективного способа обучения основной источник информации – учитель, учебная книга и учебная коммуникация (главное звено - учащиеся). Проектная технология опирается на комплекс дидактически адаптированных реальных объектов (процессов), относящихся к сферам научного и промышленного производства, и научную книгу. В традиционном обучении учитель – основной источник информации. Е.В. Оспенникова считает следующим этапом развития педагогического знания содержательный и процессуальный синтез этих технологий и поиск путей их интеграции в педагогической среде. [4]
Интерес к проблеме информационного взаимодействия в образовательном процессе – очевиден. Рост информации происходит слишком быстро, информационные процессы – стремительны. Новые образовательные стандарты предполагают создание необходимых для этого условий взаимодействия. Главная цель – формирование самостоятельности обучающегося в естественном информационном пространстве. Для этого необходимо обеспечить необходимую эффективную работу школьника с различными источниками информации и его участие в современных процедурах ее создания, поиска, сбора, переработке, хранения и передачи. Организация учебно-педагогического сотрудничества позволяет решить эти задачи.
Содержание информационного взаимодействия в современной школе определяется государственными стандартами нового поколения. Стандарты учитывают требования, предъявляемые к выпускнику семьей, обществом и государством. Требования семьи – это личностная, социальная и профессиональная успешность. Требования общества – безопасность, здоровье, свобода, ответственность, социальная справедливость. Требования государства – конкурентоспособность, национальное единство. На основе этих требований формируются результаты (личностные, метапредметные и предметные), которые должны быть достигнуты выпускником школы. Они обеспечивают его адаптацию в меняющихся жизненных условиях, самостоятельность в приобретении необходимых ему качеств, умелое применение их для решения разнообразных проблем, критическое мышление, осознание, где и как приобретаемые знания могут быть применены, способность выдвигать новые идеи, творчески мыслить, грамотно работать с информацией, коммуникабельность и умение работать сообща с представителями различных социальных групп. Эти качества и определяют результат образовательной деятельности школы. Сформированность этих качеств выпускника является следствием выполнения «Программы развития универсальных учебных действий (УУД) – важнейшей составляющей ФГОС общего образования. ФГОС определяет не только требования к результатам основной образовательной программы, но и требования к условиям ее реализации. Среди этих условий – информационно – методические. Они обеспечиваются современной информационно – образовательной средой (ИОС) школы, которая включает комплекс информационных образовательных ресурсов, оборудование, коммуникационные каналы, систему педагогических технологий. ИОС позволяет решить задачи формирования УУД и достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образования выпускником школы.[5]
Какова же роль учителя в этом процессе? Роль учителя как источника информации состоит в дидактической поддержке обучающегося через специально организованную систему учебных заданий, в определении состава методов работы с информацией. Освоение учащимися логических методов (индукции, дедукции, аналогий и др.), использование процедур анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования – необходимое условие формирования познавательных УУД. Эти действия обеспечивают проектно – исследовательские умения, умения смыслового чтения, умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно – следственные и другие связи, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы, представлять информацию в сжатой форме (в виде плана, тезисов, таблиц, схем, диаграмм и т.д.).
Поскольку ядром любой осознанной деятельности является ее цель, успешность формирования названных УУД определяется сформированностью регулятивных умений – целеполагания, планирования деятельности, выбора эффективных способов и средств достижения целей, контроля и оценивания своих и чужих действий, внесение корректив. Эти умения связаны с рефлексией, в ходе которой проводится анализ собственной деятельности и в результате которой она осмысляется и корректируется. Рефлексия лежит в основе формирования умения учиться. Среди методов деятельности в информационно-образовательной среде школы можно рассматривать рефлексию и самооценку. Выбор методов педагогом должен осуществляться во взаимосвязи с элементами дидактической системы – целями, содержанием, средствами, формами обучения. При оценке эффективности метода необходимо понять:
1. Насколько данный метод результативен?
2. Насколько данный метод способствует усвоению содержания?
3. Насколько он пригоден для использования в конкретной деятельности?
Методическое проектирование – важнейшая составляющая процесса организации учебно – педагогического информационного взаимодействия.
Изменения в стандартах образования, обусловленные изменениями социума, его потребностей, запросов и возможностей, предполагают появление новых технологий взаимодействия в информационно – образовательной среде школы. Технологиями реализации новых стандартов являются:
 технология развития критического мышления;
 технология проблемного обучения;
 технология проектного обучения;
 технология формирования УУД;
 технология подготовки урока в современной образовательной среде;
 технология организации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
 технология достижения образовательных ресурсов с использованием современных средств обучения;
 технология оценки достижения планируемых образовательных результатов.[2]
  Высоким потенциалом с точки зрения формирования УУД обладают следующие интерактивные технологии: технология диалогового взаимодействия, технология развития критического мышления, проектная технология, технология мастерских, игровые технологии, технологии портфолио, технология учебного исследования, ИКТ и др.
  Информационно – образовательная среда современной школы требует нового понимания и смысла образования как учителем, так и обучающимися. Оно связано с осознанием необходимости владения методами работы с информацией на основе конструктивного диалога.
  Личностно – ориентированный подход выступает основополагающим принципом организации информационного взаимодействия, т.к. позволяет создать благоприятную среду для развития школьника. Новые стандарты образования нацелены, прежде всего, « на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования» [3, c. 8]

Список источников
1. Арьяева Л.В. Технологический подход к информационному взаимодействию учителя и учащихся // Развитие рег. обр. инф. среды: материалы II Межрегион. науч.-практич. конф. РОИС-2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//rois.loiro.ru/index. php?module=articles.
2. Кондаков А.М. Новые подходы к учебно-методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: standart.edu.ru/attachment.aspx?id=522.
3. Кузнецов А.А. Стандарты второго поколения: замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2011. №3. – С. 6-15.
4. Оспенникова Е.В. Информационно- образовательная среда современного школьника// Школьные технологии. – 2002.- №4. – С. 25-35
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования под редакцией И.А. Сафоновой. – М.: Просвещение, 2011.-48с

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»