Интеграция педагогических технологий в работе воспитателя
детского сада через применение дидактических игр с песком
Дядичкина Гюльнара Арифовна
Содержание1.Целевой раздел технологии. | |
1.1 | Пояснительная записка |
2.Содержательный раздел рабочей программы. | |
2.1 | Содержание образовательной работы с детьми |
2.2 | Система педагогического мониторинга достижения детьми планируемых результатов реализации технологии |
2.3 | Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителям) воспитанников |
3.Организационный раздел технологии. | |
3.1 | План работы по реализации технологии |
3.2 | Материалы (конспекты) по реализации технологии |
3.3 | Создание развивающей предметно- пространственной среды |
3.4 | Методическое обеспечение образовательной деятельности (список литературы, ЭОР, др.) |
Приложения (диагностические карты, результаты работы и тд.) |
- Целевой раздел технологии
- Пояснительная записка
Актуальность | В качестве важнейшего условия гармоничного развития личности А.С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребёнка. Всё это возможно при применении системы мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие педагогических технологий. Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. А основной целью игровых технологий является создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности. Что предполагает решение ряда таких задач, как: 1.Достижение высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счет собственной активности ребенка. 2.Подбор средств, активирующих деятельность детей и повышение ее результативности. Предлагаемый мною к применению метод песочной терапии позволяет интегрировать ряд педагогических технологий, таких как: игровые технологии, здоровье сберегающие технологии и личностно-ориентированные технологии, так как целью здоровье сберегающих технологий является сохранение, поддержка и обогащение здоровья детей, а личностно-ориентированные технологии подразумевают максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребёнка на основе имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Данные задачи решаются наиболее продуктивно при использовании метода песочной терапии, целью которой является оказание помощи в формировании личностного роста через создание зоны ближайшего развития. Применение метода песочной терапии в ДОУ можно считать инновационным, так как психологами данный метод применяется давно, с конца 1920 года психотерапевтами Анной Фрейд, Эриком Эриксоном и другими, а вот в детсадах распространена не повсеместно, но в скором времени эта методика будет обязательна для всех образовательных учреждений с обеспечением специальным оборудованием Актуальность её очень высока в нынешнее время. Через тактильные ощущения не только развивается речь, познание, но и дети избавляются от немотивированной агрессии. Песочная терапия - одна из разновидностей Арт-терапии. Песок загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони. Песок– прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. С огромным интересом дети участвуют в выполнении заданий педагога в песочнице с различными наполнителями (песком, манкой, гречкой, рисом, мелкими игрушками). Ее использование развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей. Дети с большим удовольствием рисуют, строят, изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов, предметы на заданные звуки и при этом сопровождают свои действия с речью. Мне, как педагогу-дошкольнику близок данный метод потому, что занятия с песком помогают определить особенности личности ребенка, способствуют развитию мышления, фантазии, мелкой моторики пальцев. Они учат детей создавать модели своих фантазий, понимать их и объяснять. Занятия помогают преодолеть трудности в общении, учат выражать свои мысли словами, отвечать за собственные действия и поступки, больше полагаться на себя, способствуют развитию самооценки, избавлению от страхов и обретению веры в себя. К плюсам песочной терапии можно отнести и такие моменты, как:
Использование песка для НОД в ДОУ позволяет активно раскрывать личностные способности детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игры в песочнице, создать ребёнку комфортные условия для самовыражения и реализацию природного потенциала, а также формировать необходимые знания о сохранении здоровья- всё это подразумевает интеграцию педагогических технологий. Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет места и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. |
Цель | Создание полноценной мотивационной основы для развития индивидуальных навыков и умений, поддержки и обогащения здоровья через раскрытие ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, и тем самым обеспечение всесторонне гармоничного развития личности. |
Задачи |
|
Принципы формирования технологии | Применение педагогической технологии в ДОУ обеспечивается соблюдением ряда принципов:
|
Сроки реализации | Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста, начиная с самых маленьких детей до старших дошкольников, что позволяет применять метод «Песочной терапии» на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ и прослеживать динамику по мере взросления ребёнка с момента поступления в ясли и до конца подготовительной группы. |
Целевые ориентиры |
|
2.Содержательный раздел технологии
2.1 Содержание образовательной работы с детьми
№ | Образовательная область | Задачи области данного возраста | |
1. | Социально-коммуникативное развитие | Социализация, развития общения, нравственное воспитание |
|
Ребёнок в сообществе | Формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения, в том числе сведения о прошлом и о происшедших с ними изменениях. Совершенствовать самостоятельность в организации досуговой деятельности. Формировать умение выбора правильного решения, обосновывая свои действия (свой выбор) путем установления причинно-следственной зависимости между событиями и природными явлениями. | ||
Формирование основ безопасности | Формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. Прививать знания основ безопасности. Формировать чувство осторожности, развивать умения соблюдать осторожность при работе с острыми предметами; оберегать глаза от травм во время игр и занятий. | ||
2. | Познавательное развитие | ФЭМП | Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного». Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Различать правую и левую руки. |
Развитие познавательно-исследовательской деятельности | Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения). Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. | ||
Ознакомление с предметным миром и миром природы | Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей. Продолжать знакомить с различными профессиями; расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда. Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода. | ||
3. | Речевое развитие | Развитие речи | Формировать умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов. Развивать мелкую моторику. Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. |
4. | Художественно-эстетическое развитие | Приобщение к искусству | Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие. Развивать воображение, желание воспроизводить задуманное; создать ребёнку комфортные условия для самовыражения. |
Изобразительная деятельность | Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании песком изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции. | ||
5. | Физическое развитие | Основы ЗОЖ | Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши); дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Дать представление об опасности попадания песка в глаза, органы дыхания и методах защиты. Дать представление о ценности здоровья. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. Учить соблюдать правила работы с песком и соблюдение правил безопасности. |
2.2 Система педагогического мониторинга достижения детьми планируемых результатов реализации технологии
Система мониторинга осуществляется в форме педагогического мониторинга и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии применяемой инновационной педагогической технологии.
Объект педагогического мониторинга | Формы и методы педагогического мониторинга | Периодичность проведения мониторинга | Длительность проведения мониторинга | Сроки проведения мониторинга |
Эффективность использования |
|
|
|
|
Карта педагогических наблюдений за эффективностью использования игровых, здоровье сберегающих и личностно-ориентированных технологий с приоритетным использованием дидактических игр с песком см. в приложении 3.
2.3 Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителям) воспитанников.
Реальное участие родителей в жизни ДОУ | Формы участия | Периодичность сотрудничества |
В проведении мониторинговых исследований |
|
|
В создании условий |
|
|
В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей |
|
|
В группе выходного дня |
|
|
Перспективное планирование работы с семьей воспитанников см. в приложении 1
3.Организационный раздел технологии
3.1 План работы по реализации технологии
Реализация представленной инновационной технологии подразумевает индивидуальную и групповую работу внутри образовательного планирования НОД в соответствии с возрастными особенностями детей.
Календарно- тематическое планирование по реализации технологии для младшей группы (дети 3-4лет)
№ | Месяц | Неделя | Тема | Содержание |
1. |
сентябрь | 1 неделя | Вводное занятие «Чувствительные ладошки» |
Познавательное развитие. Знакомство с песком. Материал: Песочница - деревянный ящик, в нем песок (сухой и влажный). |
2 неделя | «Знакомство с песочным человеком» |
Продолжать знакомить со свойствами песка. Материал: Песочница, в ней песок (сухой и влажный) |
||
3 неделя | «В гостях у песочной Феи» |
Знакомство детей с рисованием на песке. Материал: Песочница, в ней песок (сухой и влажный), кукла – Песочная фея, кисточки, пульверизаторы |
||
4 неделя | «Осень в песочной стране» | Знакомство с цветным песком и его применением. Материал: Песочница, в ней на песке - силуэты деревьев, вылепленные из влажного песка, игрушка Песочный принц, игрушки «Киндерсюрприз», влажный песок, цветной песок, формочки для песка (в виде листьев, фруктов, грибов) |
||
2. |
октябрь | 1 неделя | «Колобок» |
Знакомить с техникой отпечатка на песке. Материал: Песочница, в ней Колобок, вылепленный из влажного цветного песка, сухой и влажный цветной песок, игрушка Колобок |
2 неделя | «Мы ходили в огород» |
Проигрывание сказки с распределением ролей. Материал: песочница с песком, картинки-эмблемы для распределения ролей с персонажами сказки. |
||
3 неделя | «Осенняя картина» |
Повторение знаний о времени года, его особенностей. | ||
4 неделя | «Сказочная страна» |
Учить детей ориентироваться на плоскости; учить понятия лево, право; конструировать на песке. Материал: Песочница, влажный песок, цветной песок, игрушечные (домики, деревья, животные, птицы, люди, игрушки «Киндер - сюрприз»), разноцветные камешки, кукла Песочный принц |
||
3. |
ноябрь | 1 неделя | «Сказка об умном мышонке» |
Учить конструировать из влажного песка норки для мышки, закрепить в игровой форме понятие «добрые дела». Материал: Песочница, влажный песок, игрушки - мышонок, кошка, мышка - мама, колокольчик, платок, маски кошки, мышонка, ворона |
2 неделя | «Город игрушек» |
Худож. эстет. развитие. Закрепление умения конструирования из песка. Материал: Песочница, влажный песок, цветной песок, игрушки «Киндер - сюрприз», матрешки |
||
3 неделя | «Сказка про кроватку» |
Худож. эстет. развитие. Использование сказкотерапии. Свободное рисование пальчиками и ладошками на песке. |
||
4 неделя | «Курочка Ряба» |
Социально-ком.е развитие Закрепление культурно- гигиенических навыков. |
||
4. |
декабрь | 1 неделя | «Приключения Квака» | Познават развитие. Знакомство с обитателями луга, условий их жизни. Материал: Песочница, влажный песок, цветной песок, игрушки — лягушонок, корова, пчела, цапля, собачка, кувшинки |
2 неделя | «Город веселых музыкантов» |
Закрепление знаний о луговых жителях, культурно- гигиенических навыков. Материал: Песочница, влажный песок, цветной песок, игрушки - медведь, козлик, лягушка, зайчик, овечка, петух, поросенок, птичка, карточки с изображением инструментов - дудки, барабана, балалайки, колокольчика. |
||
3 неделя | «Новогодняя ночь» |
Использование сказкотерапии. Свободное рисование пальчиками и инструментами для рисования на песке. |
||
4 неделя | «Пироги пекла лиса» |
Социально-ком.е развитие Закрепление знаний о свойствах влажного песка и умения формировать куличики, используя формочки. Материал: Песочница, влажный песок, цветной песок, игрушки - лиса, мышка, зайка, белочка, синичка, ежик, волк, пчела, утка, сова, медведь, формочки для песка разной формы. |
||
5. |
январь | 1 неделя | «Грамматика в песочной стране» |
Развитие речи и ЗКР. Отработка, проговаривание звуков Ш, Ж, К. Материал: Песочница, в ней песок (сухой и влажный) |
2 неделя | «Путешествие в страну А» |
Развитие речи и ЗКР. Отработка, проговаривание звука А, нахождение его в словах. Материал: Песочница, в ней песок (сухой и влажный) |
||
3 неделя | «Путешествие в страну О» |
Развитие речи и ЗКР. Отработка, проговаривание звука О, нахождение его в словах. Материал: Песочница, в ней цветной песок |
||
6. |
февраль | 1 неделя | «Куличи для Лунтика» |
Закрепить умение формировать куличи, работать с влажным и сухим песком; воспитывать отзывчивость и желание помогать. |
2 неделя | «День рождения Машеньки» |
Продолжать учить конструировать из песка и дополнять полученную постройку дополнительным материалом. Воспитывать самостоятельность, воображение. Материал: переносные песочницы, плоский настольный театр "Репка”, совочки, формочки по количеству детей, подносы, кукла, посуда, строительный материал, цветы. |
||
3 неделя | «Проблема сквернословия» |
Социально-ком.е развитие. Учить по средствам сказки не говорить плохих слов, знакомить с отрицательными персонажами и борьбы с ними. |
||
4 неделя | «Сказка о Лентяе» |
Социально-ком.е развитие. Худож. эстет. развитие. Учить по средствам сказки понятию лени и противостоянию ей через знакомство с персонажем «Лентяйкой» |
||
7. |
март | 1 неделя | «Сказка о Жадине» |
Социально-ком.е развитие. Худож. эстет. развитие. Учить по средствам сказки понятию жадность и знакомство со сказочным персонажем «Жадиной». |
2 неделя | «Сказка о гномах» |
Развитие речи и ЗКР. Звук С. Материал: цветной песок. |
||
3 неделя | «Бережное отношение к природе» |
Худож. эстет. развитие. Знакомство со световым планшетом. Свободное рисование на цветном фоне по замыслу: дерево, небо, птица. |
||
4 неделя | «Путешествие на паровозике» |
Развитие речи и ЗКР. Звук У. Худож. эстет. развитие. Материал: Световой планшет, в нём песок. |
||
8. |
апрель | 1 неделя | «Солнечный мальчик» |
Социально-ком.е развитие. Худож. эстет. развитие. Продолжать учить детей проявлять доброту, желание помочь, рисовать смешивая песок разного цвета. Материал: Песочница, в ней на песке портрет «Солнечного мальчика», нарисованный цветным песком, сухой цветной песок, кукла Песочный принц |
2 неделя | «Путешествие золотой рыбки» |
Соц. коммуникативное развитие; художественно- эстетич развитие. Материал: Песочница, в ней на песке - золотая рывка, вылепленная из влажного цветного песка. Влажный песок, сухой цветной песок, поднос с камешками, формочки для песка в виде рыбок. |
||
3 неделя | «Волшебный цветок» |
Продолжать закреплять умение работать с песком, развивать воображение. Материал: Песочница, влажный песок, цветной песок, формочки для песка (в виде цветов), искусственные цветы, разноцветные камешки, кукла Аленушка |
||
4 неделя | «Путешествие к гномам в горы» |
Закрепление пройденного материала. Конструирование из песка гор, пещер, дорог. Материал: Песочница, влажный песок, камешки разного размера, цвета и формы, кукла - Песочный принц, гномы, деревья, кустарники |
||
9. |
май |
1 неделя | «Веселая стрекоза» |
Худож.- эстетич. Развитие. Рисование на цветном планшете по трафарету. |
2 неделя | «Улыбка» |
Сказкотерапия. Знакомство со сказочными персонажами и свободное рисование по желанию детей. | ||
3 неделя | «У солнышка в гостях» |
Итоговое мероприятие в песочнице на улице. Закрепление изученных умений и знаний. Материал: Песочница, на песке солнышко, влажный песок, цветной песок, формочки для песка (круглые), солнышко, туча, сделанные из бумаги. |
3.3 Создание развивающей предметно- пространственной среды
Образовательная область | Формы организации (уголки, центры, пространства и др.) | Обогащение (пополнение) предметно-пространственной среды группы |
Содержание | ||
Социально- коммуникативное развитие | Центр театра | Аудиокассеты с записью м |