Игровые ситуации и игровые моменты на уроках математики
Новикова Ольга Николаевна,
учитель математики
ГБОУ СОШ № 149 Санкт-Петербурга
учитель математики
ГБОУ СОШ № 149 Санкт-Петербурга
В учебной деятельности на уроках математики дети изучают, выстраивают аргументации, выдвигают гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки, также получают возможность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. Наиболее увлекательно это происходит с использованием игровой деятельности.
Образованию в современном обществе уделяется особое внимание, так как они являются важнейшими составляющим формирования новых человеческих качеств, от которых зависит степень развития страны. Качественное образование позволяют развивать у школьника компетенции необходимы для дальнейшего становления личностного, профессионального жизненного пути. Для достижения этого необходимая большая работа самого педагога. Одной из задач стоит привлечение внимания ребенка на уроке, заинтересованности его изучаемым предметом. Для этого как одним из мотивирующим фактором служат игровые моменты и ситуации на уроках.
В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, Г.В.Плеханов, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Н.К.Крупская, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.С.Макаренко, М.М.Бахтин, Ф.И.Фрадкина, Л.С.Славина, Е.А.Флерина, Д.В.Менджерицкая, В.А.Сухомлинский, Ю.П.Азаров, В.С.Мухина, О.С.Газман и др.
По определению, игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности.
Наиболее типичными игровыми ситуациями являются учебные ролевые игры и дискуссионные занятия.
Игровой момент можно определить, как кратчайший отрезок времени, миг, мгновение. В благоприятный, подходящий момент для активного обучения.
Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях.
Через игровую деятельность развивается ребенок. Развитие происходит с предлагаемой ситуации (часто всего мнимой) близкой к реальной. В игре ребенок свободен. Так как он определяет поступки исходя из имеющихся у себя знаний, потребностей, интересов.
Математическая составляющая игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. С помощью игровых моментов и ситуаций на уроках справедливо напрашивается то, что они помогают эффективно организовать взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся между собой. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Методика проведения, содержание игровых ситуаций и игровых моментов на уроках математики разработаны так, что для обучающихся, не испытывающих интереса к математике, они могут послужить некоторой отправной точкой в возникновении этого интереса.
Важно понимать смысл используемого слова «игра»: игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельности, дисциплинированности, направленности на конечный результат.
Игровые моменты и игровые ситуации на уроках позволяют преобразовывать творческую деятельность в тесной связи с другими видами учебной работы. Игровую форму можно использовать на различных этапах урока.
Правила игровой деятельности должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей обучающихся. Основой для игровых моментов и ситуаций на уроках математики является познавательное содержание. Которое заключается в усвоении учебной деятельности и применяется при решении учебной проблемы. Всё это надо для того, чтобы достигнуть результата, законченности игры, для возникновения внутренних мотивов познания.
Игровые ситуации и моменты в 5-7 – ых классах часто связаны с определенными сюжетами. Сюжеты рассчитаны на детское воображение. При этом при их использовании следует отдавать предпочтение занимательному материалу, отражающему существенные моменты изучаемого, а также заданиям неоднократного использования.
Таким образом, на любом этапе развития, в любой своей форме игра способствует нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка. Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность, которая позднее становится ведущей в развитии ребенка. Игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения, потому что, играя, ребенок подчиняется правилам. Через игровые отношения ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей и приобретает основные навыки общения и самосознания. В игре формируются новые мотивы и потребности: соревновательные, игровые; зарождаются новые виды продуктивной деятельности. [5]
Методическая ценность игровых моментов и ситуаций на уроках математики в том, что ученику надо выделять главное, учитывать связи между различными компонентами. Благодаря этому учебные результаты, на формирование которых направлены эти задания, вырабатываются быстрее, так как они связаны с продуктивной мыслительной деятельностью.
Список литературы:
Образованию в современном обществе уделяется особое внимание, так как они являются важнейшими составляющим формирования новых человеческих качеств, от которых зависит степень развития страны. Качественное образование позволяют развивать у школьника компетенции необходимы для дальнейшего становления личностного, профессионального жизненного пути. Для достижения этого необходимая большая работа самого педагога. Одной из задач стоит привлечение внимания ребенка на уроке, заинтересованности его изучаемым предметом. Для этого как одним из мотивирующим фактором служат игровые моменты и ситуации на уроках.
В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, Г.В.Плеханов, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Н.К.Крупская, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.С.Макаренко, М.М.Бахтин, Ф.И.Фрадкина, Л.С.Славина, Е.А.Флерина, Д.В.Менджерицкая, В.А.Сухомлинский, Ю.П.Азаров, В.С.Мухина, О.С.Газман и др.
По определению, игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности.
Наиболее типичными игровыми ситуациями являются учебные ролевые игры и дискуссионные занятия.
Игровой момент можно определить, как кратчайший отрезок времени, миг, мгновение. В благоприятный, подходящий момент для активного обучения.
Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях.
Через игровую деятельность развивается ребенок. Развитие происходит с предлагаемой ситуации (часто всего мнимой) близкой к реальной. В игре ребенок свободен. Так как он определяет поступки исходя из имеющихся у себя знаний, потребностей, интересов.
Математическая составляющая игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. С помощью игровых моментов и ситуаций на уроках справедливо напрашивается то, что они помогают эффективно организовать взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся между собой. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Методика проведения, содержание игровых ситуаций и игровых моментов на уроках математики разработаны так, что для обучающихся, не испытывающих интереса к математике, они могут послужить некоторой отправной точкой в возникновении этого интереса.
Важно понимать смысл используемого слова «игра»: игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельности, дисциплинированности, направленности на конечный результат.
Игровые моменты и игровые ситуации на уроках позволяют преобразовывать творческую деятельность в тесной связи с другими видами учебной работы. Игровую форму можно использовать на различных этапах урока.
Правила игровой деятельности должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей обучающихся. Основой для игровых моментов и ситуаций на уроках математики является познавательное содержание. Которое заключается в усвоении учебной деятельности и применяется при решении учебной проблемы. Всё это надо для того, чтобы достигнуть результата, законченности игры, для возникновения внутренних мотивов познания.
Игровые ситуации и моменты в 5-7 – ых классах часто связаны с определенными сюжетами. Сюжеты рассчитаны на детское воображение. При этом при их использовании следует отдавать предпочтение занимательному материалу, отражающему существенные моменты изучаемого, а также заданиям неоднократного использования.
Таким образом, на любом этапе развития, в любой своей форме игра способствует нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка. Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность, которая позднее становится ведущей в развитии ребенка. Игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения, потому что, играя, ребенок подчиняется правилам. Через игровые отношения ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей и приобретает основные навыки общения и самосознания. В игре формируются новые мотивы и потребности: соревновательные, игровые; зарождаются новые виды продуктивной деятельности. [5]
Методическая ценность игровых моментов и ситуаций на уроках математики в том, что ученику надо выделять главное, учитывать связи между различными компонентами. Благодаря этому учебные результаты, на формирование которых направлены эти задания, вырабатываются быстрее, так как они связаны с продуктивной мыслительной деятельностью.
- Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М., 2007. - 324 с.
- Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе. - М.: 2008. - 220 с.
- Волина В.В. Праздник числа. / Занимательная математика для детей/ книга для учителей и родителей. - М.: Знание, 2009. - 269 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2007. - 342 с
- Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 324-326.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2008. - 324 с.