Портфолио как средство оценивания сформированности
общих и профессиональных компетенций
Степченко Светлана Васильевна,
преподаватель государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
«Экономический колледж» Санкт-Петербурга
E- mail:Svetlana-Vasilev@yandex.ru
преподаватель государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
«Экономический колледж» Санкт-Петербурга
E- mail:Svetlana-Vasilev@yandex.ru
Аннотация
В данной статье рассматривается портфолио студента, как новое оценочное средство, являющееся одним из эффективных инновационных образовательных технологий, позволяющих объединить интеллектуальный и личностно-профессиональный компоненты обучения, расширить проектную деятельность обучающихся, ориентировать их на самообучение, самоорганизацию и самооценку своих достижений. В работе представлена структура портфолио, который используется для оценки определённой части формируемых знаний, умений и компетенций по изучаемой дисциплине. Отдельный акцент в работе делается на критериях оценки портфолио студента.
Портфолио способствует мотивации студентов к образовательным достижениям, приобретению опыта в деловой конкуренции, выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетенций, повышению собственной конкурентоспособности.
Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, портфолио студента, оценивание результатов образовательной деятельности студента.
Основой образовательных стандартов третьего поколения является формирование базовых компетентностей современного человека:
- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность)
Для оценки уровня знаний, умений, способствующих формированию у обучающихся общих и профессиональных компетенций, наряду с традиционными контрольно-оценочными средствами, ФГОС рекомендует использование специальных средств оценивания, в частности, портфолио студента. Целью его применения является проверка репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений.
Портфолио – это средство оценки и самооценки результатов обучения, способствующее рефлексии собственной деятельности студента, и, в целом, технология обучения, направленная на реализацию компетентностного подхода [1], то есть портфолио содержит свидетельства того, что студенты обладают теми или иными знаниями, умениями и компетенциями.
В теории педагогической науки выделяют такие типы портфолио как:
- «портфолио документов» — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио;
- «портфолио процесса»: включаются материалы, связанные со всеми аспектами и фазами процесса обучения. Оно представляет собой собрание различных учебных, творческих, проектных, исследовательских работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности (участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и другие). Данный тип портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения;
- «портфолио отзывов» включает оценку достижений студентов, анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих этапов, а также отзывы, представленные преподавателями, родителями, возможно, однокурсниками. Портфолио представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем.
В нашем образовательном учреждении для студентов, изучающих дисциплину «Экономика организации», разработана структура практико-ориентированного учебного портфолио, по содержанию относящаяся к типу «портфолио процесса», состоящая из заданий обязательного характера и материалов внеучебной деятельности (по желанию), направленных на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС по изучаемой дисциплине. Выбор материалов для представления в портфолио был осуществлен с учетом требований к знаниям, умениям и компетенциям по дисциплине, которые не всегда могут быть оценены традиционными инструментами (тестами, контрольными работами и др.)
Целями создания такого портфолио является:
- сформировать у будущего специалиста навыки анализа собственной деятельности, самоорганизации, самоконтроля, самооценки;
- объективно и максимально полно выявить актуальные и перспективные возможности и способности обучающегося, продемонстрировать его наиболее сильные стороны, раскрыть его человеческий, профессиональный и творческий потенциал;
- содействовать личностно-профессиональному самоопределению обучающихся и способности к адекватной оценке результатов собственной деятельности.
С требованиями по формированию портфолио, выполняемым заданиям, перечнем обязательных работ, по критериям оценок, студенты знакомятся в начале изучения дисциплины, и, таким образом, внимание обучающихся акцентируется на достижении запланированного результата.
Структура портфолио состоит из следующих разделов:
Раздел 1. Общая информация о студенте (личные данные).
Раздел 2. Задания обязательного характера.
Перечень таких заданий отобран в соответствии с рабочей программой дисциплины (выполненные самостоятельно практические задания, предусмотренные как комплексом самостоятельной работы, так и контрольно-измерительными материалами, самостоятельно разработанные конспекты лекций, результаты проверочных работ, рефераты, доклады и другие материалы, характеризующие личные достижения данного студента).
Раздел 3. Материалы внеучебной деятельности (материалы участия студента в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах по изучаемым темам дисциплины).
Одним из требований, предъявляемым к портфолио является его оформление, которое должно носить творческий характер, иметь элементы неповторимости.
Автор может расширить (но не уменьшить) количество разделов портфолио, если указанная структура не в полной мере отражает его деятельность по дисциплине.
Данный вид портфолио используется для оценки определённой части формируемых знаний, умений и компетенций по дисциплине.
Таблица 1
Критерии оценки портфолио
Оценка | Критерии оценки портфолио |
«5» | задания выполнены в полном объеме в соответствии с целями и средствами; самостоятельно осуществлен поиск необходимой информации; практические работы выполнены без ошибок; очевиден прогресс обучающегося в плане развития его мышления, умения решать практические задачи; представлены материалы всех разделов портфолио; ярко проявляются оригинальность и изобретательность при оформлении портфолио; |
«4» | задания выполнены в полном объеме в соответствии с целями и средствами; самостоятельно осуществлен поиск необходимой информации; допускаются отдельные незначительные ошибки при выполнении практических работ; очевиден прогресс обучающегося в плане развития его мышления, умения решать практические задачи; могут отсутствовать некоторые элементы из необязательных категорий; проявляется творческий подход к оформлению портфолио; |
«3» | задания выполнены не в полном объеме; практические задания выполнены с ошибками; отсутствуют задания творческого характера, демонстрирующие уровень развития творческого мышления; отсутствует интерес к изучаемой дисциплине; |
«2» | задания выполнены менее чем на 50%, представлены отрывочные задания из разных категорий; невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности компетенций, отражающих основные цели курса. |
Таким образом, итоговая экзаменационная оценка будет складываться с учетом оценки портфолио.
ВЕДОМОСТЬ
экзамен
по дисциплине__________________________ II курса группы____
Специальность “Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)” Экзаменатор____________________
Ф.И.О. | Портфолио | Вопрос 1 | Вопрос 2 | Практическое задание | Итоговая оценка | |
В профессиональном образовании портфолио - это новое оценочное средство, являющееся одним из эффективных инновационных образовательных технологий, позволяющих объединить интеллектуальный и личностно-профессиональный компоненты обучения, расширить проектную деятельность обучающихся, ориентировать их на самообучение, самоорганизацию и самооценку своих достижений.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания результатов образовательной деятельности студента, но и способствует его мотивации к образовательным достижениям, приобретению опыта в деловой конкуренции, выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетенций, повышению собственной конкурентоспособности.
Список литературы:
- Научная организация учебного процесса: [Текст] : учеб. пособие / В.А. Белогурова. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ГЭОТАРМедиа, 2010. - 512 с.
- Мальгина, С.Ю. Создание системы оценивания и контроля в условиях внедрения ФГОС СПО и НПО [Текст]: / С.Ю. Малыгина // Педагогический журнал. - 2012. № 4. - С. 8-15.
- Птицына, О.Н. Особенности метода портфолио в условиях перехода на ФГОС [Текст]: / О.Н. Птицына, С.Н. Дмитриева // Сибирский педагогический журнал. -2012. № 4. - С.263-267.