Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Подготовка студентов  к межпредметной олимпиаде
с использованием кейс-технологии

Иванова Татьяна Александровна,
преподаватель СПб ГБПОУ «Акушерский колледж»
Для России кейс-технологии или case-study  – сравнительно новое явление. Распространение они стали получать лишь в 90-ые годы XX века на базе нескольких московских ВУЗов. В 2007-м был проведен первый чемпионат России по решению бизнес кейсов. В 2009-м году популярность чемпионата выросла настолько, что в нем приняли участие 3500 студентов из 15 городов России.
Что же это такое? Технология case-study  или метод конкретных ситуаций (от англ. сase-ситуация, случай) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций.
Цель метода case-study: совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию  case, возникающую при конкретном положении дел и выработать практическое решение  (определённый алгоритм решения проблемы, выявленной при анализе ситуации). Для эффективной работы необходимы два условия: во-первых, наличие хорошего кейса, требующего исследовательских навыков учащихся, во-вторых, определения преподавателем методики использования данной инновационной технологии.
Основа case-study это работа в проблемном поле, когда знания вырабатываются в дуете с преподавателем  в процессе решения кейса,  отсюда принципиальное отличие  метода case-study от традиционных технологий. 
Будучи  интерактивным  методом  обучения,  метод  кейс-технологии
завоевывает  позитивное  отношение  со  стороны  учащихся,  обеспечивая
освоение  теоретических  положений  и  овладение  практическим
использованием материала; способствует их взрослению, формирует интерес
и  позитивную  мотивацию  по  отношению  к  учебе.  Одновременно  данный
метод  выступает  и  как  образ  мышления  педагога,  его  особая  парадигма,
позволяющая  по-иному  думать  и  действовать,  обновлять  свой  творческий потенциал.
При  использовании  данной  технологии  обучения,  как  показывает
практика,  преодолевается  классический  дефект  традиционного  обучения,
связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала.
Как же организуется работа с обучающимися по подготовке к предметной олимпиаде при помощи кейс-технологии?
Если вспомнить классификацию кейс технологий, то используемый мною кейс относится к  методу ситуационного анализа, который позволяет глубоко и детально исследовать проблему. Обучающимся предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующая решения. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные шаги. В таком случае главной задачей будет определить (путем анализа) их целесообразность.
Практический кейс состоит из  проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, её предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. По смысловому содержанию преподаватель составляет кейс из четырёх «П»: причина проблемы, проблема, план решения проблемы, преимущества плана. Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы с учебной ситуацией могут быть представлены как в письменной, так и в устной форме. Презентация кейсов также может быть индивидуальной или групповой. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на консультации перед олимпиадой, так и заранее (в виде домашнего задания).
На консультации группе студентов предлагается ознакомиться с примерным практическим кейсом. На ознакомление отводится обычно двадцать минут, во время которых группа предлагает пути решения, ищет необходимые источники информации, выдвигает версии и составляет план ответа, в соответствии с заданием. После истечения времени на обсуждение кейса преподаватель дает слово обучающимся и внимательно слушает версию решения кейса, фиксируя ответы в протоколе эталона. Далее следует совместный разбор полученного ответа, коррекция ошибок, неточностей и демонстрируется эталон решения практического кейса, сообщается оценка деятельности обучающихся.
         Привожу пример разработки учебного кейса с формированием проблемы, выведенной из конкретной ситуации. Примеры ситуаций преподаватель подбирает из вариантов олимпиадных заданий по профессиональному модулю.
Ситуация: Офис семейного врача заключил договор медицинского обслуживания в рамках программы ОМС с семьёй Селезнёвых. Семья состоит из 5 человек: Муж 25 лет, жена 23 лет, их сын 1 месяц, а также родители жены, бабушка 65 лет и дедушка 60 лет. Вы медсестра отделения семейной медицины, которая должна провести патронаж на дому данной семьи. В ходе патронажа вы обнаружили, что у Зинаиды Михайловны - бабушки был недавно обнаружен  рак печени IV стадии, её очень беспокоят боли. Родственники в отчаянии, не знают какая  помощь может  быть оказана в данной ситуации.
Задание: Какие рекомендации Вы оставите для пациентки пожилого  поколения данной семьи и её родственников?
Обучающиеся изучают ситуацию в подробностях и выводят проблему.
 
Таблица 1
Причины проблемы Проблема План решения проблемы Преимущества плана
1)  Отсутствие информации об оказании гериатрической помощи населению.
2) Отсутствие поддержки пожилой женщины со стороны родственников.
 

 
Трудная жизненная ситуация пожилого человека.
 
1. Изучить  Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
2. Изучить приказ   «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия"».
3. Предложить вариант оказания помощи пожилой женщине.

 
При изучении ФЗ  "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обучающийся  понимает, что  информации недостаточно для решения проблемы и необходимо обратиться к  приказу о Порядке оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия".
В конкретном случае требуется умение обучающихся: 
-осуществлять поиск
информации по проблеме;
-выделять избыточную информацию
-находить оптимальный вариант решения проблемы
 
Выход из данной проблемной ситуации преподаватель оформляет в виде эталона ответа практического кейса, где каждый аргумент оценивается по балльной системе и имеет критерии оценки, например:
Таблица 2
 
ЭТАЛОН ОТВЕТА
оценка ответа
в баллах
0 1 2
1. Согласно Приказа Министерства здравоохранения РФ от 29 .01.16 г. N 38н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия" и в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.11.11 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. №№ 6724; 2012, 26,  3442,  3446; 2013, 27,  3459, 3477; N 30, ст. 4038; N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6951; 2014, N 23, ст. 2930; N 30, ст. 4106, 4244, 4247, 4257; N 43, ст. 5798; N 49, ст. 6927; 2015, N 1, ст. 72, 85; N 10, ст. 1403, 1425; N 14, ст. 2018; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4339, 4356, 4359, 4397; N ст. 5468; N 51, ст. 7245; 2016, N 1, ст. 9, 28)  наиболее оптимальным вариантом помощи в данной ситуации будет  помещение пожилой пациентки в Хоспис. Для осуществления данной процедуры  необходимо сделать следующее:      
2. Рекомендую получить заключение онколога для направления пациентки в хоспис.      
3. Рекомендую узнать у онколога какие документы необходимы для госпитализации в хоспис.      
4. Объясню, что бесплатно пациенты могут находится в хосписе 28 дней. Если происходит выписка домой, то пациенту помощь оказывается выездной службой хосписа на дому.      
  1.  
Расскажу, что пациент в хосписе получает медицинскую, психологическую, социальную, религиозную, паллиативную помощь.      
6. Объясню, что самое адекватное обезболивание  (наркотические средства) можно получить в необходимом количестве только в хосписе и это обеспечит избавление от страданий.      
7. Объяснить семье, что в часы  посещений возможны визиты друзей и родственников ежедневно.      
  Оценка  
             
Критерии оценки: Оценка выставляется по результатам среднего балла:
отлично                    от 1,8 до 2,0 = 90-100% соответствие эталону
хорошо                    от 1,6 до 1,8 = 80 - 89% соответствие эталону
удовлетворительно от 1,4 до 1,6 = 70 - 79% соответствие эталону
Неудовлетворительно ниже 1,4  =  ниже 70% соответствие эталону
 
Что можно сказать по итогам использования технологии при подготовке студентов к предметной олимпиаде?
Современные требования к подготовке не ставят под сомнение традиционные технологии обучения, но требуют существенного расширения границ процесса обучения.
Для программы обучения СПО подобного рода технологии – лишь дополнение к базовым знаниям, которые приобретаются традиционным путем. Никакие серьезные выводы не сделать, если нет глубоких знаний предмета, основных законов и закономерностей. Кейс метод – всего лишь одна из форм, способных положительно повлиять на процесс, поскольку традиционные методы ориентированы на изучение чего-либо, а кейс технологии – на овладение навыками применения имеющихся знаний к конкретной ситуации, для решения проблем, имеющих практическое значение. При применении данной технологии   на обучающихся не давит груз представлений о необходимости вести работу по строго запланированной схеме с осознанием конечного результата, к которому необходимо привести свою работу. Развивается умение самостоятельно принимать оригинальные нестандартные решения. Сase-study успешно преодолевает “сухость”  традиционного метода обучения – отсутствия  яркой эмоциональной окраски учебного процесса, а также творческой деятельности. И если в течение учебного года такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»