Подготовка студентов к межпредметной олимпиаде
с использованием кейс-технологии
Иванова Татьяна Александровна,
преподаватель СПб ГБПОУ «Акушерский колледж»
Для России кейс-технологии или case-study – сравнительно новое явление. Распространение они стали получать лишь в 90-ые годы XX века на базе нескольких московских ВУЗов. В 2007-м был проведен первый чемпионат России по решению бизнес кейсов. В 2009-м году популярность чемпионата выросла настолько, что в нем приняли участие 3500 студентов из 15 городов России.преподаватель СПб ГБПОУ «Акушерский колледж»
Что же это такое? Технология case-study или метод конкретных ситуаций (от англ. сase-ситуация, случай) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций.
Цель метода case-study: совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию case, возникающую при конкретном положении дел и выработать практическое решение (определённый алгоритм решения проблемы, выявленной при анализе ситуации). Для эффективной работы необходимы два условия: во-первых, наличие хорошего кейса, требующего исследовательских навыков учащихся, во-вторых, определения преподавателем методики использования данной инновационной технологии.
Основа case-study это работа в проблемном поле, когда знания вырабатываются в дуете с преподавателем в процессе решения кейса, отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных технологий.
Будучи интерактивным методом обучения, метод кейс-технологии
завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, обеспечивая
освоение теоретических положений и овладение практическим
использованием материала; способствует их взрослению, формирует интерес
и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Одновременно данный
метод выступает и как образ мышления педагога, его особая парадигма,
позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал.
При использовании данной технологии обучения, как показывает
практика, преодолевается классический дефект традиционного обучения,
связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала.
Как же организуется работа с обучающимися по подготовке к предметной олимпиаде при помощи кейс-технологии?
Если вспомнить классификацию кейс технологий, то используемый мною кейс относится к методу ситуационного анализа, который позволяет глубоко и детально исследовать проблему. Обучающимся предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующая решения. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные шаги. В таком случае главной задачей будет определить (путем анализа) их целесообразность.
Практический кейс состоит из проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, её предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. По смысловому содержанию преподаватель составляет кейс из четырёх «П»: причина проблемы, проблема, план решения проблемы, преимущества плана. Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы с учебной ситуацией могут быть представлены как в письменной, так и в устной форме. Презентация кейсов также может быть индивидуальной или групповой. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на консультации перед олимпиадой, так и заранее (в виде домашнего задания).
На консультации группе студентов предлагается ознакомиться с примерным практическим кейсом. На ознакомление отводится обычно двадцать минут, во время которых группа предлагает пути решения, ищет необходимые источники информации, выдвигает версии и составляет план ответа, в соответствии с заданием. После истечения времени на обсуждение кейса преподаватель дает слово обучающимся и внимательно слушает версию решения кейса, фиксируя ответы в протоколе эталона. Далее следует совместный разбор полученного ответа, коррекция ошибок, неточностей и демонстрируется эталон решения практического кейса, сообщается оценка деятельности обучающихся.
Привожу пример разработки учебного кейса с формированием проблемы, выведенной из конкретной ситуации. Примеры ситуаций преподаватель подбирает из вариантов олимпиадных заданий по профессиональному модулю.
Ситуация: Офис семейного врача заключил договор медицинского обслуживания в рамках программы ОМС с семьёй Селезнёвых. Семья состоит из 5 человек: Муж 25 лет, жена 23 лет, их сын 1 месяц, а также родители жены, бабушка 65 лет и дедушка 60 лет. Вы медсестра отделения семейной медицины, которая должна провести патронаж на дому данной семьи. В ходе патронажа вы обнаружили, что у Зинаиды Михайловны - бабушки был недавно обнаружен рак печени IV стадии, её очень беспокоят боли. Родственники в отчаянии, не знают какая помощь может быть оказана в данной ситуации.
Задание: Какие рекомендации Вы оставите для пациентки пожилого поколения данной семьи и её родственников?
Обучающиеся изучают ситуацию в подробностях и выводят проблему.
Таблица 1
Причины проблемы | Проблема | План решения проблемы | Преимущества плана |
1) Отсутствие информации об оказании гериатрической помощи населению. 2) Отсутствие поддержки пожилой женщины со стороны родственников. |
Трудная жизненная ситуация пожилого человека. |
1. Изучить Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" 2. Изучить приказ «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия"». 3. Предложить вариант оказания помощи пожилой женщине. |
При изучении ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обучающийся понимает, что информации недостаточно для решения проблемы и необходимо обратиться к приказу о Порядке оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия". В конкретном случае требуется умение обучающихся: -осуществлять поиск информации по проблеме; -выделять избыточную информацию -находить оптимальный вариант решения проблемы |
Выход из данной проблемной ситуации преподаватель оформляет в виде эталона ответа практического кейса, где каждый аргумент оценивается по балльной системе и имеет критерии оценки, например:
Таблица 2
№ | ЭТАЛОН ОТВЕТА |
оценка ответа в баллах |
||||
0 | 1 | 2 | ||||
1. | Согласно Приказа Министерства здравоохранения РФ от 29 .01.16 г. N 38н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия" и в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.11.11 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. №№ 6724; 2012, 26, 3442, 3446; 2013, 27, 3459, 3477; N 30, ст. 4038; N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6951; 2014, N 23, ст. 2930; N 30, ст. 4106, 4244, 4247, 4257; N 43, ст. 5798; N 49, ст. 6927; 2015, N 1, ст. 72, 85; N 10, ст. 1403, 1425; N 14, ст. 2018; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4339, 4356, 4359, 4397; N ст. 5468; N 51, ст. 7245; 2016, N 1, ст. 9, 28) наиболее оптимальным вариантом помощи в данной ситуации будет помещение пожилой пациентки в Хоспис. Для осуществления данной процедуры необходимо сделать следующее: | |||||
2. | Рекомендую получить заключение онколога для направления пациентки в хоспис. | |||||
3. | Рекомендую узнать у онколога какие документы необходимы для госпитализации в хоспис. | |||||
4. | Объясню, что бесплатно пациенты могут находится в хосписе 28 дней. Если происходит выписка домой, то пациенту помощь оказывается выездной службой хосписа на дому. | |||||
|
Расскажу, что пациент в хосписе получает медицинскую, психологическую, социальную, религиозную, паллиативную помощь. | |||||
6. | Объясню, что самое адекватное обезболивание (наркотические средства) можно получить в необходимом количестве только в хосписе и это обеспечит избавление от страданий. | |||||
7. | Объяснить семье, что в часы посещений возможны визиты друзей и родственников ежедневно. | |||||
Оценка | ||||||
отлично | от 1,8 до 2,0 = 90-100% соответствие эталону |
хорошо | от 1,6 до 1,8 = 80 - 89% соответствие эталону |
удовлетворительно | от 1,4 до 1,6 = 70 - 79% соответствие эталону |
Неудовлетворительно | ниже 1,4 = ниже 70% соответствие эталону |
Что можно сказать по итогам использования технологии при подготовке студентов к предметной олимпиаде?
Современные требования к подготовке не ставят под сомнение традиционные технологии обучения, но требуют существенного расширения границ процесса обучения.
Для программы обучения СПО подобного рода технологии – лишь дополнение к базовым знаниям, которые приобретаются традиционным путем. Никакие серьезные выводы не сделать, если нет глубоких знаний предмета, основных законов и закономерностей. Кейс метод – всего лишь одна из форм, способных положительно повлиять на процесс, поскольку традиционные методы ориентированы на изучение чего-либо, а кейс технологии – на овладение навыками применения имеющихся знаний к конкретной ситуации, для решения проблем, имеющих практическое значение. При применении данной технологии на обучающихся не давит груз представлений о необходимости вести работу по строго запланированной схеме с осознанием конечного результата, к которому необходимо привести свою работу. Развивается умение самостоятельно принимать оригинальные нестандартные решения. Сase-study успешно преодолевает “сухость” традиционного метода обучения – отсутствия яркой эмоциональной окраски учебного процесса, а также творческой деятельности. И если в течение учебного года такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.