Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проектная деятельность как средство формирования
коммуникативных УУД у учащихся надомной формы обучения

Зайцева Юлия Николаевна,
учитель биологии и химии,

ГБОУ «Центр «Динамика»,
Санкт-Петербург
 
Аннотация
В данной работе представлен опыт учителя биологии и химии при использовании проектной деятельности при формировании коммуникативных УУД у учащихся, которые учатся по очно-дистанционной модели надомного обучения. Данный опыт может быть использован в работе учителей во внеклассной работе общеобразовательной школы при организации индивидуального обучения.
 
Современные ФГОС ставят своей целью создание условий, способствующих повышению качества образования, достижения новых образовательных результатов, соответствующих запросам современного общества.
Развитие личности при этом обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного усвоения новых знаний, умений, развивают творческую инициативу, способствуют выработке навыка самостоятельного мышления.
Важная роль отводится коммуникативным УУД, которые  обеспечивают социальную компетентность,  позволяют строить отношения в обществе. Когда ребенок ежедневно посещает учебное заведение, находится в классном коллективе, то вариантов создания условий и форм взаимодействия для продуктивной коммуникации предоставляется множество, как на уроке, так и во внеклассной и внеурочной деятельности. При этом шире круг и субъектов взаимодействия. Гораздо меньше возможностей у обучающихся надомного обучения, которые по ряду причин не посещают школу, а обучаются на дому и лишены возможности участвовать в ежедневном общении с одноклассниками и групповой деятельности. В такой ситуации актуальным становится поиск различных технологий для формирования коммуникативных УУД.
Отличным образом зарекомендовала себя  очно-заочная модель дистанционного обучения, которая, на протяжении уже многих лет реализуется в ГБОУ «Центр «Динамика» г.Санкт-Петербурга. При этом часть занятий у учащихся проходит в дистанционном режиме, через скайп, а часть – в очном режиме, когда ученик приезжает в школу один-два раза в неделю.
Одним из примеров педагогических технологий, имеющих богатый творческий потенциал, направленный на развитие и формирование коммуникативных умений, является проектная деятельность. Методологические  основы организации проектной деятельности учащихся были раскрыты еще в 19 веке, а лаконичная формулировка проекта: Проект=Проблема+Продукт, принадлежащая Е.С. Полат, почти   не изменилась и до наших дней.
Многочисленные исследования показали, что еще несколько лет использовались однообразные типы проектов, а  самыми популярными формами презентации проектной деятельности  являлись газета  или буклет (печатное издание), презентация, выполненная в формате ppt., в лучшем случае – слайд-шоу. Современные  возможности позволяют в качестве продукты сочетать визуальные, графические, аудиальные, анимационные средства интернет- технологий и презентовать самые разнообразные продукты,  добиваясь мультипликационного эффекта.
Для учащихся дистанционного обучения, которые, судя по опросам, кроме учебных занятий, очень много времени проводят в Интернете( главным образом, для общения в социальных сетях), включение в проектную деятельность является на сегодняшний день весьма актуальным, тем более, что интернет-технологии вызывают у ребят большой интерес.
         Ежегодно в школе проводится неделя естественных наук, которая, обычно выпадает на один из весенних месяцев. В рамках этой недели было предложено участие в проекте «Я расскажу о Земле…» Учащиеся представили индивидуальные презентации, стенгазеты, игру  по станциям «Интересные места Земного шара». Необычным продуктом стал результат совместной деятельности группы учащихся надомной формы обучения.
         Несколько учащихся 5-7 классов (мини-проект) решили познакомить всех с праздником – Днем Земли и сами выбрали формат презентации продукта – радиолинейку. Ребята распределили роли (редакторы, ведущие), отобрали материал (текст, стихотворение, музыку), договорились с главным редактором школьной радиостанции и выпустили радиопередачу. Общение ребят осуществлялось не только очно (некоторые никогда не приезжают в школу), но и на форуме школьного сайта. Следует отметить, что для одних это был первый опыт совместной работы и участия в мероприятии, для других – первый опыт публичного (пусть и на радио) выступления. Конечно, на  всех этапах деятельности, при необходимости ребятам была оказана поддержка со стороны учителей или координаторов проекта. Но ребята оказались в восторге оттого, что сами проявляли самостоятельность, ставя проблему, решая ее, вступая во взаимодействие с незнакомыми людьми, налаживая отношения; что современные технологии помогли им осуществить общее дело, при этом у каждого была возможность  реализовать себя.
         В рефлексивной анкете, каждый отметил, что проект явился тем видом деятельности, который «учит слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество».
В приложении приведен краткий текст радиолинейки, посвященной Дню Земли.
Литература
  1. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.– Е.С. Полат,  М.: изд. центр «Академия», 2010. С. 193
  2. Педагогические технологии дистанционного обучения, М.: изд. центр «Академия», 2010, 400с.
  3. Психолого-педагогические условия дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации Ю.С. Галлямова, С.А.Масленникова, Л.Н. Никитина СПб АППО, 2010. 100 с.
Приложение

Радиолинейка «День Земли»
­­Доброе утро, дорогая школа!
Сегодня, 22 апреля наша радиолинейка посвящена важному празднику – Международному Дню Земли.
Праздник носит экологический характер и призван объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды, побудить их быть внимательными к нашей хрупкой и бесценной планете.
Существуют два основных периода проведения Дня Земли: 22 марта, в день весеннего равноденствия  и 22 апреля.
История праздника началась с акции, которая прошла в США в 1970 году.
Свыше 20млн человек, включая президента Джона Кеннеди, приняли участие в мероприятиях, направленных на привлечение внимания общественности к экологическим проблемам.
Её успех окрылил организаторов, и через год День Земли перерос в Неделю Земли, а акция переросла в официальный праздник.
А в 2009 году Генеральная Ассамблея ООН предложила отмечать 22 апреля как международный день. И с тех пор, все больше и больше людей присоединились  к этому празднику.
(Стихотворение)
Отмечаем День Земли,
День лесов, полей и пашен,
Сердце бьётся от любви:
«Это всё родное, наше!»
Любим мы речной разлив,
Моря синюю прохладу,
Для людской простой души
Это вечная отрада!
Процветай, моя земля,
Хорошей, цвети, родная,
Во вселенной ты одна,
Всем землянам дорогая!
По традиции в этот день в течение минуты раздаётся звон Колокола мира.
В это время люди должны задуматься над тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всего живого на Земле. Давайте и мы задумаемся об этом
(Звучит колокол)
В этот день те, кому не безразлична судьба нашей планеты, сажают деревья и первоцветы, развешивают скворечники, убирают территорию.
Участники праздника проводят викторины, фестивали, экологические марши и обращаются ко всем с призывом беречь родную планету.
Наши ученики тоже не остались равнодушными, и в рамках проекта «День Земли» выступили со своими обращениями ко всем жителям.
Предлагаем познакомиться с некоторыми из них.
(ученики читают обращения)
С другими обращениями  вы можете познакомиться в выпуске газеты «Вестник Земли» и на сайте нашей школы.
Давайте проявим сплоченность, дружбу и единство при защите нашей природы и не будем забывать о том, что в какой бы стране  мы не жили, мы все жители одного общего дома, имя которому Земля.
Радиолинейка подошла к концу и нам  хочется пожелать всем вам удачи и хорошей учебной недели!
Спасибо за внимание.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»