Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование методов арт-терапии для формирования основ
экологического мышления у детей с ограничениями возможностей здоровья

Владимирова Надежда Федоровна,
учитель, ГБОУ № 439
Петродворцового района Санкт-Петербурга

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограничениями возможностями здоровья (ОВЗ), посещающими нашу школу, имеет первостепенное значение. Некоторые дети имеют отставание в темпе психического развития, нарушения восприятия, нарушения памяти, внимания, уровня мышления и другие психические отклонения. У некоторых из них не сформирован лексико-грамматический строй речи, многие имеют проблемы общения со сверстниками и взрослыми. В целом для такого типа детей характерен низкий уровень социально-бытовой адаптированности в обществе. Уровень экологического мышления таких детей, как правило, весьма низкий – дети загрязняют окружающую среду, ломают деревья, многие из них курят. Асоциальное поведение также является проявлением отсутствия экологической культуры. Для наших учеников характерна: неусидчивость, быстрая утомляемость, обидчивость, гиперактивность у одних, застенчивость и медлительность у других, агрессивность и раздражительность у третьих.  Коррекция психического развития и уровня социально-бытовой адаптации для таких детей имеет первостепенное значение, их подготовка к самостоятельной жизни требует ранней коррекции всех психофизических процессов. Чем раньше будет начата коррекционная работа с нашими детьми, так больше вероятность, что по окончанию школы подростки будут иметь правильную жизненную ориентацию, хороший уровень адаптированности к условиям жизни, понимание важности глобальных экологических задач.
В своей коррекционной работе с детьми с ОВЗ были объединены два метода: развитие мелкой моторики и метод драматической элевации. В результате был разработан новый эффективный метод коррекционной работы для детей раннего школьного возраста. Методической основой метода является занятия художественным трудом с кукольно-театрализованной направленностью. Занятия включают в себя уроки художественного труда с экологической направленностью и занятия на кружке декоративно-прикладного творчества с кукольно-театральной направленностью. Дети посещающие эти занятия, с любовью назвали наш кружок – «Пчелка», потому что мы по крупицам собираем, все то, что так не хватает детям, чего они не получили в раннем детстве, но что так необходимо для формирования из наших детей настоящих творческих личностей. Поэтому наш метод коррекционной работы был так и назван – метод «Пчелки».
Занятия художественно-прикладным творчеством проводятся во второй половине дня. Занятия организовываются в увлекательной и интересной для детей форме. Обязательным условием для эффективности коррекционных занятий является радостная и непринужденная атмосфера. В дополнение к урокам художественного труда проводятся занятия кружка декоративно-прикладного творчества «Пчелка». На кружке занимаются дети с 1-ого по 7-ой класс, желающие глубже познакомиться с любимым делом.
  При изготовлении поделок используются самые разные заготовки, в основном, это бросовые материалы: цветная бумага, ткань, ленточки, веревочки, палочки, бутылочки, коробки, кусочки меха, кожи, картон, всевозможная фурнитура, корки, зернышки, старые макаронные изделия, горошинки, сетки из под фруктов и многое другое, все, что можно найти среди ненужных вещей в каждом доме.  Работа с такими материалами развивает у детей экологическую культуру. Дети учатся быть бережливыми, изобретательными  и находчивыми. Вторая жизнь вещей – это девиз нашей деятельности. Не выбрасывать, а превратить пластиковую бутылку или упаковку из-под молока в удивительную куклу – это является основой экологического воспитания, и развития творческих способностей, воображения и фантазии. Это направление  художественно – прикладного творчества  получило название -  бромаристика – изготовление художественных работ из бросовых материалов. В работе с поделками также широко используются природные материалы: сухие ветки, листочки, цветочки, шишки, желуди и т.п.. Работа с природными материалами также способствует развитию экологического мышления, бережному отношению к природе и окружающей среде.
Основным принципом коррекционных занятий является постепенное, последовательное усложнение заданий по мере выработки у детей определенных навыков и умений. Важную роль в этой работе играет также индивидуальный подход к каждому ребенку, выявление его особенностей для правильной организации коррекционной работы и экологического воспитания. Обычно цикл занятий начинается с простейших заданий – обучения детей навыкам работы с иголкой, ниткой, ножницами. Сначала дети выполняют несложные задания – шитье игрушек из подушечек, изготовление различных сувениров. В процессе работы дети знакомятся с основными способами соединения деталей, подбору материалов по фактуре и цвету. 
 После того как дети освоят первоначальные несложные навыки, наступает интересная творческая работа над созданием кукол персонажей для заранее выбранного и адаптированного для наших детей спектакля. Сначала дети сами выбирают сказку для спектакля и понравившийся персонаж. Затем детьми делаются эскизы кукол, выкройки для их изготовления, конструирование и подбор материалов. Далее изготавливаются куклы – это может быть кукла- рукавичка, кукла с открывающимся ртом из коробки или пластиковой бутылки. Кукле придается характер, подбирается одежда. И вот наступает момент, когда кукла готова! Это не просто кукла, а живое создание, в которое вложена душа ребенка. Дети с нетерпением ждут этого момента. Ребенок счастлив, что может продемонстрировать свое создание. Так у детей развиваются эмоции, которых им не хватает, чувство гордости и удовлетворенности. Ребенку предоставляется возможность продемонстрировать всем свою куклу, показать маленький этюд или упражнение. Важную роль в развитии коммуникативных навыков детей играют речевые упражнения с куклами. Детям, например, дается задание произнести привычные слова «здравствуйте», «помогите», «возьмите», «послушаете». В другом упражнении детям дается задание изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения: «Вот моя собака», «Дай мне тетрадь». Иногда детям предлагается  прочитать небольшую сказку, изменяя голос, в зависимости от персонажа, говоря то за Красную шапочку, то за Волка. Дети учатся убедительно выражать испуг, сострадание, жалобу, просьбу и т.д.. Подобные упражнения очень полезны для детей, они развивают выразительность и культуру речи, обогащают эмоциональное восприятие детей. Эти упражнения учат детей не только правильно выражать свои мысли и эмоции, но лучше понимать окружающих, что очень важно для детей с ОВЗ.
 После того как дети в достаточной мере освоят эти упражнения, можно приступать к коллективному созданию кукольного спектакля. Это довольно трудоемкий и кропотливый процесс. Пишется сценарий с учетом индивидуальных особенностей детей. Идет большая творческая работа по созданию декораций, доработке кукол, распределению ролей. При этом очень важно максимально приблизить некоторые особенности персонажа к индивидуальным проблемам актера-ребенка. Далее идут длительные репетиции, где дети учатся использовать художественно-образные средства: интонацию, жесты, позу, походку, выразительность речи. Каждую репетицию мы вместе с детьми анализируем, что  получилось особенно хорошо, а что пока не очень и почему.
 И вот, наконец, долгожданная премьера! Нарисованы и расклеены афиши.  Сколько положительных эмоций получили маленькие актеры, сколько радости в глазах благодарных зрителей - малышей детского сада. У детей-актеров появляется огромное чувство гордости за проделанную работу и желание сотворить новый кукольный спектакль.
 В последнее время были подготовлены и поставлены кукольные спектакли: «Жадный гном», «Три поросенка», «Приключения друзей» и «Три медведя» и другие. За это время дети многому научились, стали более коммуникабельными и активными, сформировался и сплотился творческий коллектив, у детей расширился кругозор, значительно повысилась культура речи. По отзывам преподавателей у детей, занимающихся в нашем коллективе, значительно повысилась успеваемость, улучшилось поведение, на уроках дети стали более спокойными, улучшились их адаптивные способности. Кроме того у детей повысился уровень экологической культуры. Таким образом, использование методов флористики и бромаристики в сочетании с кукольной театрализацией показало свою эффективность в коррекционно – развивающей работе с детьми с ограничениями возможностями здоровья.

Литература:

1. Цвынтарный В.В., Играем пальчиками и развиваем речь, Нижний Новгород, Из-во «Флокс», 1995
2. Иванцова Л., Коржева О., Мир кукольного театра, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003
3. Владимирова Н.Ф., Методическая разработка «Художественно – прикладное творчество с элементами кукольной театрализации», http://pedsovet.su/load/253-1-0-30722
4. Владимирова Н.Ф., Коррекционно – развивающая программа по  художественно – прикладному творчеству с элементами арт – терапии для занятий с детьми младшего школьного возраста с замедленным психическим развитием, http://pedsovet.su/load/254-1-0-30684
5. Владимирова Н.Ф., Художественный труд как средство развития творческих способностей и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с замедленным психическим развитием, http://pedsovet.su/load/252-1-0-30683

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»