Технология развития творческого потенциала дошкольников в двигательной деятельности
Живага Ольга Петровна
По высказываниям многих ученых (ЕЛ.Кононенко, ПС. Вытотскогсского) творчество можно представить, как процесс создания нового и ценного. Детское творчествотесно связано с проявлнием фантазии, развитием воображения. Это особый, исходный уровень творчества, в котором создаются не объективно, а субъективно новое и ценное. Поэтому для оценки его результатов применяется критерий оценки «оригинальность», понимаемый как своеобразие, самостоятельность.Творествовозможно в любой областичеловечкой еятельнсти, причем в каждой создается свое – специфическое, новое для ребенка. Опыт работы показал, что дети, у которых недостаточный «запас» движений, затрудняются показыватьчто-то новое. И поэтому, чтобы дети начали творить в организованной деятельности необходимо работать над создание «запаса» движений, обогащение их двигательного опыта. Двигательный опыт наших детей обогащается за счет применения разнообразных средств. При этом создаются условия для того, чтобы дети захотели сделать что-то свое, смотай - создать новое (имеется в виду - для них новое), начали творить. Педагоги в двигательной деятельности стремятся заинтересовать детей: помогают им в создании нового, своего продукта фантазии; поощряют, дают положительную оценку или совместно с детьми обсуждают оценку (оценка в любом случае должна быть положительной). А чтобы побудить детей к творчеству, используются следующие приемы: 1. Спортивные снаряды и предметы «одушевляются» (мячики ждут вас, соскучились, хотят с вами поиграть; султанчики-это крылышки птиц, и т.д.) 2. Спортивный инвентарь представляется детям как нужный, необходимый предмет: (гимнастические палки, лошадки или рули; обручи-лодки, крыши). 3. Используются сюрпризные моменты (отправились в гости, в путешествие; приходят любимые игрушки и т.д.) 4. Широко используется музыкальное сопровождение. Видными педагогами было замечено, что без развития эмоциональной сферы ребенка, развитие их творческого потенциала затруднено. Для детей движение под музыку является одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции. В двигательной и музыкальной деятельности, кроме традиционных методов обучения, применяются следующие интерактивные методы: а) метод творческих заданий: - покажите, как веселятся воробьи? как гуляет лисичка? и т.д. - придумайте новые упражнения для рук и покажите, б) метод проблемно-поисковых задач: - сейчас мы прошли по скамейке, высоко поднимая ноги, теперь подумайте, как можно пройти по-другому? - после кручения обруча на поясе, задается вопрос: «Можно ли крутить обруч иначе, не на поясе? Подумайте и покажите». в) метод активного наблюдения: Наблюдательность - сплав внимания и мышления. Ребенок не просто фиксирует наблюдаемое, но и сравнивает, оценивает, находит общее и индивидуальное. Например, при работе в парах один выполняет задание, а второй - « наблюдает, сравнивает, а затем находит те упражнения, которые мы выполняли вместе и те, упражнения, которые придумал выполняющий ребенок. После выполнения задания дети дают свою оценку друг другу. Обучая детей, мы в своей практике опираемся на традиционные принципы и используем в своей работе новые принципы: 1. принцип фасцинации (в переводе с английского - очарование). Детей можно очаровать предметом, например султанчиками, красивыми ленточками. Спортивный инвентарь на время можно «одушевить», например гимнастические палки-кони, обручи-лодки или рули. . 2. принцип творческой направленности. Это, прежде всего, стимулирование детского творчества, поэтому для оценкиего результтов примняется критерий оцени «оригинальность», понимаемый как своеобрзие, нобычность, самостоятельность. Примнеие выш перечисленых методов, приемов, принципов в двигательнй и узыкальной деятельости помогтэффектинориаь у детей одвижность, вырзтельность, эсттиудвижний, саостятельность, эмоциональную сферу психики ипозволяетуспшно рзвиваь творчекий потенциал