Игровые технологии на уроках экономики в школе
Соппа Ольга Валерьевна,
ГБОУ лицей № 572
Невского района Санкт- Петербурга
Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть; не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей.
В Словаре русского языка прочтем, что «игра – тот или иной способ, каким развлекаются, как комплект предметов для игры». В Педагогической энциклопедии она определяется как «вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности».
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление, создает комфортную среду обучения воспитания; в игре создаются условия для формирования качеств, связанных с управлением своим эмоциональным состоянием. Игра позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме.
Опыт преподавания экономики в лицее показал, что учащиеся, поступающие сюда, недостаточно мотивированы к восприятию учебного материала; в лицей они приходят с низким уровнем сформированности общих умений и навыков. Поэтому теоретический материал в виде лекций усваивается учащимися слабо. Один из эффективных способов решения этой проблемы - введение в учебный процесс игровых элементов – с первых уроков, постепенно усложняя игровые приемы и методы обучения.
Наиболее просты в использовании интеллектуальные игры, являющиеся действенным инструментом усвоения теоретических знаний, научных понятий, терминов. К ним относят ребусы, кроссворды, филфорды, чайнворды, викторины, игры-конкурсы, КВН и др.
Ребус- изображение какого-либо слова или целого предложения при помощи комбинации букв, цифр, рисунков, знаков и т.д.
Кроссворд представляет собой симметричную сетку; он включает в себя слова не только из данной темы, но и из прошлых тем, что дает возможность учащимся повторить пройденный материал. Разновидностью кроссворда может быть т.н. «Лабиринт». Основное правило его заполнения – последняя буква слова является первой буквой следующего за ним слова.
Для закрепления темы урока или части темы программы, усвоения понятийного аппарата терминов и категорий можно использовать т.н. «короткие игры»: тематические викторины, «Домино», «Лото», «Угадайка», а также кроссворды, чайнворды, филфорды и т.п.
Суть интеллектуальных игр «Домино», «Лото» заключается в том, что к какому-то определению, понятию, вопросу необходимо подобрать из предложенных вариантов правильное значение (ответ).
Филфорды являются разновидностью кроссвордов; они представляют собой набор букв, которые необходимо сгруппировать таким образом, чтобы получились слова по определенной тематике.
В интеллектуальной игре «Викторина» реализуется умение учащихся мыслить, проявлять остроту ума, тренируется память, расширяется кругозор. Суть игры: «Вопрос – ответ». Отличие игр «Правда ли?», «Угадайка» от викторин заключается в том, что в них содержатся «закрытые» вопросы (требующие ответа: «да», «нет»; «правда», «неправда»; «верно», «неверно»…).
Интеллектуальные игры-конкурсы, КВН, имеют более сложную структуру, включают, как правило, разнообразные задания и требуют большей предварительной подготовки – как от преподавателя, так и от учащихся.
Особое значение в профессиональном образовании имеют деловые (ситуационные, имитационно-ролевые) игры, которые представляют собой специально организованную ситуацию, имитирующую реальную профессиональную деятельность, носящую условный характер и сочетающую в себе как учебные, так и игровые элементы.
Их использование возможно тогда, когда обучающиеся уже приобрели необходимые знания, умения, навыки аналитической, профессиональной деятельности. Поэтому такие игры проводятся на завершающем этапе обучения.
Интеллектуальная игра «Крестики - нолики» представляет собой викторину из 9 вопросов. Игра командная, поэтому ребята учатся общаться, обсуждать проблемы, находить верное решение. При этом делать это необходимо быстро, всего за 30 с. Такая форма игры одинаково подходит и старшеклассникам и ученикам средней школы.
Следует отметить, что игрой нельзя полностью заменить традиционные уроки, контрольные работы, практические занятия. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Поэтому в практике преподавателя игровые формы организации учебной деятельности должны быть лишь частью общего учебного процесса, способной активизировать, разнообразить деятельность учащихся, развивать у них самостоятельность мышления, творческий подход к решению задач, стимулировать познавательную деятельность.
Приложение 1. Пример деловой игры.
Игра «Ограниченный ресурс»
Материал для игры.
Для каждой команды подготовьте два листа бумаги формата А4, набор шаблонов из картона: круг (диаметром 2 см), квадрат (сторона 2,5 см) и треугольник (сторона 2,5 см), ножницы.
Описание игры (I этап)
-
Класс (группу) разделите на команды по 2 - 3 человека.
-
Командам выдайте по листу бумаги и набору шаблонов.
-
Сообщите, что каждая команда будет производить заготовки для некоторого товара. Для это, команды должны "раскроить" лист бумаги, обводя шаблоны ручкой (количество ручек неограниченно). У каждой команды будет считаться число полных наборов заготовок (набор: круг, квадрат, треугольник).
-
Победитель - команда, которая "произведёт" наибольшее количество наборов за два этапа.
-
Внимание:
-
Время "производства" ограниченно и равно трем минутам.
-
Работа прекращается по сигналу "Стоп".
-
После окончания "производства" команды или учитель считают количества наборов.
-
Информация выписывается на доске.
Описание игры (II этап)
-
Обратите внимание учащихся на то, что у некоторых команд остались "лишние" заготовки или осталось место, где можно выкроить ещё 1 - 2 заготовки.
-
Выпишите данные о "лишних" заготовках на доску. Что можно сделать в такой ситуации?
-
Выслушайте мнения учеников, обсудите идею обмена.
-
Раздайте командам по листу бумаги. Объявите, что до процесса производства даётся время для переговоров и принятия решения о том, что производить.
-
После переговоров объявите этап производства (3 минуты).
-
После "производства" раздайте командам ножницы. Команды вырезают заготовки и производят обмен.
-
Подведите итоги. Выпишите на доске рядом с результатами первого этапа число наборов у каждой команды.
-
Сравните результаты первого и второго этапа у каждой команды.
-
Посчитайте и сравните общее число наборов на первом и втором этапе.
-
Объявите победителем команду, которая произвела наибольшее число наборов за два этапа.
-
Переходите к обсуждению игры.
-
Вопросы для обсуждения игры "Ограниченный ресурс"
-
В игре было необходимо произвести как можно больше наборов. Могли ли вы сделать сколь угодно многонаборов? Если "да", то в каком случае? Если "нет", то почему? Обсудите вопрос ограниченности ресурсов. Какие ресурсы использовали команды в производстве, были ли они ограниченны?
-
На втором этапе некоторые команды производили заготовки только одного, двух видов. Почему? Как назвать их действия с точки зрения экономической науки. Обсудите понятия специализации и разделения труда.
-
У команд остались обрезки листов бумаги. Как можно назвать эти обрезки? (Отходы производства) У какой команды их меньше? Поговорите об эффективном использовании ресурсов. Что можно делать с отходами?
-
Можно ли решить проблему "лишних" заготовок? Предположим, осталось четыре "лишние" одинаковые заготовки. Какова их альтернативная стоимость?