Методы и приемы арт-терапии в современном образовательном процессе
Брыскина Ольга Алексеевна
Арт-терапия – терапия искусством, не предназначена сделать всех художниками, поэтами или музыкантами.
Главная задача направлена не во внешнее окружение, а наоборот во внутрь человеческой природы, для раскрытия творческих способностей, возможностей, понимания своего предназначения. Она способствует развитию памяти, мышления, внимательности, уверенности в себе, стабилизации нервной системы, нейтрализации эмоционального негатива.
Арт-терапия – это созидательная деятельность. Занимаясь ею, человек производит некий продукт - результат (материальный), получает удовольствие, положительные эмоции, либо выплёскивает негатив: мысли, чувства и таким образом успокаивается.
В символической, художественной форме конфликтная, раздражающая ситуация находит своё разрешение.
Через искусство человек, как бы проникает вглубь себя, идёт процесс самопознания, он способствует раскрытию подсознательных проблем. Познав себя настоящего, человеку проще общаться с другими людьми.
Арт-терапия – одна из разновидностей психотерапии. Она с успехом применяется в работе, как со взрослыми, так и с детьми, особенно с неврозами, тревожностью, низкой самооценкой, нарушениями в общении, пост. травматическими синдромами.
Арт-терапия в детских образовательных учреждениях - этоодин из методов развития и корректирования с помощью художественной деятельности. В этой деятельности больше используется не вербальное общение, а язык пластики, эмоции. Это важно при работе с детьми, которым трудно выражать словами своё состояние.
Арт-терапия имеет много разных частных форм.
1. Игровая терапия.
2. Хореотерапия (ритмика)
3. Кинезатерапия (танцевально двигательная)
4. Сказкотерапия
5. Имаготерапия (театр)
6. Изотерапия (рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство)
Начинать заниматься изо-терапией можно с самого раннего возраста, так как она развивает познавательную деятельность, пополняется словарный запас, развивается сенсорика, общая и мелкая моторика, повышается самооценка, гармонизируется эмоциональное состояние ребёнка.
В детском учреждении доступными видами арт-терапии являются:
1. Цветотерапия – разноцветные игрушки, мебель, разноцветные фоны, игры в сухом бассейне.
2. Водотерапия – игры с водой.
4. Танцевально-двигательная – танцы на музыкальных занятиях.
5. Сказка терапия – прослушивание сказок, инсценировок, игры-драматизации по сказкам
6. Песочная терапия – игры с песком
7. Изотерапия
Владея информацией о воздействии того или иного цвета на психику ребёнка педагог может осуществлять воздействие и коррекцию на его поведении.
Малоактивным, вялым детям в учебно-образовательном процессе лучше использовать пособия и игрушки ярких красных, оранжевых, жёлтых оттенков.
Детям агрессивным, подвижным предлагать задания и упражнения с холодными зелёными и синими тонами.
Все дети любят играть с водой, она даёт ребёнку приятные ощущения, эмоционально раскрепощает, активизирует и развивает различные рецепторы, таким образом отвлекает от состояния тревожности, напряжения детей с трудностями адаптации.
Игра является основным видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте и поэтому имеет сильнейшее влияние на формирование личности ребёнка, она формирует его поведение и способствует его социализации.
Музыка – терапия – развивает творчество, фантазию, креативность, это хороший метод психокоррекции, она повышает интерес к миру, развивает внутреннюю культуру,
В изотерапии с детьми хочется остановится на :
1. «Живописи с помощью пальцев». Этот вид живописи успокаивает и расслабляет, помогает выражать эмоциональное состояние ребёнка. Необходимо заранее подготовить – накрыть клеенкой стол, одеть ребёнку фартук, приобрести легкосмывающиеся краски. Рисовать нужно вместе с ребёнком, обязательно комментируя свои действия и расспрашивая ребёнка о том, что он рисует. Растекаясь и переливаясь краски будут отражать внутреннее состояние ребёнка и способствовать его внутренней гармонизации.
2. Работа с глиной также доставляет ребёнку большое удовольствие. Идёт активизация акупунктурных точек на ладонях рук. Это позволяет снять стресс. Ребёнок сам может контролировать силу нажатия на материал. Задание можно выполнять с закрытыми глазами (глина холодная, тёплая, мягкая, сухая).сожми, погладь пальцами, ладошкой, сделай пальцем дырочки).
Пошлёпай по глине, оторви кусочек, сделай колобок, бублик, змею …
Аналогичны игры с пластилином, тестом.
Во время лепки можно читать сказку. Предложить ребёнку слепить понравившегося героя.
Также детское развитие невозможно представить без игр с песком, начиная с элементарных игр в песочнице с куличиками.
При взаимодействии с песком :
1. Стабилизируется эмоциональное состояние.
2. Развивается мелкая моторика, тактильная чувствительность, которые влияют на формирование центра речи в мозгу ребёнка, а также внимания и памяти.
Игры с песком на ровной поверхности предполагают:
Рисование ребром ладони, кончиками пальцев, всей ладонью, кулачком.
Можно рисовать любые линии: прямые, зигзагообразные, точечные.
Надо стараться найти в причудливых узорах сходство с предметами окружающего мира.
Можно группировать пальцы по 2,3,4,5.
Играть по песку, как на пианино, или клавиатуре компьютера.
Для игр с песком в помещении необходимы:
1. Деревянный водонепроницаемый ящик
2. Хорошо просеянный и промытый песок
3. вода (в лейке или кувшине)
4. ведёрко или тазик для смывания песка.
Период дошкольного детства – это быстро заканчивающейся промежуток времени за который ребёнок должен много узнать и многому научиться.
В это время творчество для ребёнка это и есть его жизнь, это его реальность, его «язык», с помощью которого он может о себе рассказать. В отличие от взрослого, усматривающего в творчестве что-то рациональное – ребёнок живёт чувствами. Для него важнее что он сделал, а не как (красиво или не очень). Поэтому для него выражение в творческой деятельности является естественным и даже необходимым условием для ощущения себя счастливым и понятным.