Системно-деятельностный подход в обучении
Куция Марина Геннадьевна,
воспитатель
(Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.),
Федеральное государственное казенное
общеобразовательное учреждение
«Кронштадтский морской кадетский военный корпус МО РФ»
Понятие системно-деятельностного подхода в обучении было введено в конце прошлого века как особого рода понятие. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки и деятельностный, который всегда был системным.
В чём же сущность деятельностного подхода? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения.
В современном обществе особую значимость приобретают вопросы воспитания подрастающего поколения, формирования у подростков личностных качеств, необходимых для успешной самореализации. В воспитательном процессе лидируют три «института»: семья, школа и общество. Однако не следует забывать, что, как и в образовательном процессе в целом, ведущая роль остается за самим ребенком, т.е. воспитание остается успешным только тогда, когда оно превращается в программу самовоспитания.
Воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к решению задач гражданско-патриотического, интеллектуального, культурно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся.
Исходя из этого, основной целью воспитания является становление личности кадета, формирование у него нравственных личностных качеств гражданина и патриота своего Отечества, выявление и развитие интеллектуальных, творческих способностей кадета, создание психологически комфортных условий для социализации в обществе, семье и профессиональной деятельности.
В течение первого года обучения в КМКВК, начиная с сентября 2015 года, все кадеты учебной роты принимали активное участие во внеурочной деятельности.
Обучающиеся сами выбирали как тему проекта, так и руководителя проекта; темы проектов были рассмотрены на педагогическом совещании роты; планы реализации проектов разрабатывались обучающимися совместно с руководителями проектов.
И результатом этой деятельности стала успешная защита проектов:
Поэты и писатели Кронштадта
Омск в символах и топонимике
Гербы и флаги республик РФ
Сфрагистика как вспомогательная историческая дисциплина
Нумизматика как вспомогательная историческая дисциплина
Топонимика как вспомогательная историческая дисциплина
Кошка и змея. Что общего в их глазах?
Аптека на подоконнике
Кошачьи жмурки
Бактерии вокруг нас
Борьба с плесенью и др.
Организация внеурочной деятельности осуществляется совместно с законными представителями наших кадет. Работа, направлена на привлечение кадет и их родителей к участию в мероприятиях роты.
Каждый, кто когда-либо занимался воспитанием и обучением детей, пытался найти самые эффективные способы развития их сознания и поведения. Однако универсального средства, которое бы позволяло родителям и педагогам только собственным воздействием выработать у ребёнка нужные качества, пока не найдено. Требуется нечто от самого человека, чтобы усилия окружающих людей давали желаемые результаты. Человек достигает успеха, только если умеет побудить себя к постоянному саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию.